Для Украины в очередной раз подходит время выплат внешним кредиторам. Сможет ли она сделать это без финансовой поддержки МВФ? Нет. Даже если поддержка будет — этого мало, чтобы выплатить все долги и не утонуть в новых
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Оформлюйте передзамовлення та будьте першими, хто отримає два журнали за ціною одного!
Сколько сейчас должна Украина
По словам заместителя исполнительного директора в МВФ Владислава Рашкована, в 2021 году государству нужно перевести на счета Фонда $853 млн, а это 3% от всего золотовалютного запаса страны. Учитывая, что нагрузка на госбюджет выросла в разы из-за пандемии, а ВВП в 2020 упал на 4% — такие выплаты будут тяжким бременем для страны.
Не радует и то, что за 2020 год соотношение госдолга к ВВП выросло на 12,5% — с 44,3% до 56,8%. В этом году показатель, скорее всего, превысит 60% — для Украины с ее невысоким уровнем дохода это критично.
Единственный способ в такой ситуации платить долги — это привлечение новых займов.
Даст ли МВФ денег в этом году
Шанс есть, но пока он неоднозначный. С одной стороны, Украина выполнила многие требования Фонда, приняв, в частности, судебную реформу.
С другой стороны, в отношениях между МВФ и Украиной осталось несколько проблемных моментов, которые могут подкосить дальнейшее сотрудничество.
Во-первых, украинское правительство буксует вопрос о восстановление работы Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). Соответствующий законопроект принят только в первом чтении. Повторное голосование не проводилось и нет никаких причин утверждать, что его проведут до конца лета.
Во-вторых, все еще не принят законопроект № 4651, который должен был вернуть уголовную ответственность за внесение недостоверной информации в декларацию о доходах.
В-третьих, остались спорные моменты вокруг «Нафтогаза». МВФ не одобрил молниеносное увольнение Андрея Коболева с поста руководителя «Нафтогаза» и назначение на эту должность Юрия Витренко. Это увольнение действительно можно назвать спорным, ведь оно проводилось «сверху», в обход наблюдательного совета «Нафтогаза», который и должен курировать такие вопросы. Не было созвано и собрание СНБО. Эта ситуация вызывает вполне здравые опасения о ручном управлении украинских госкомпаний.
Но даже если Украина не сможет договориться по перечисленным пунктам с Фондом, она все равно останется в выигрыше. Причины две:
- Решение МВФ выплатить $650 млрд своим учредителям, в число которых входит Украина. Ее доля должна составить 0,4% от общей суммы, а это почти $3 млрд — достаточная сумма для того, что оплатить долги осенью. При этом деньги Украина получит безвозмездно, как подарок. Это позволит правительству и дальше откладывать решение вопросов, связанных с «Нафтогазом» и НАБУ.
- Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. В основном, сейчас цены на товары украинского экспорта выше, чем на товары, которые Украина импортирует. Более того, за первую половину 2021 года украинский экспорт вырос на 30% по сравнению с показателями 2020-го. Это снижает отрицательное торговое сальдо и делает Украину чуть менее зависимой от внешних займов.
Но проблема все равно остается
Пусть в этом году Украине фортануло, но что будет дальше? Долговые выплаты никуда не денутся, перечислять деньги кредиторам придется и в 2022 году, и во всех последующих.
К тому же текущая сумма задолженностей Украины и их соотношение к уровню ВВП могут меняться под влиянием различных факторов. Например, банальный валютный скачок на рынках может увеличить сумму украинского долга в несколько раз и произойти он может в любой момент.
Чтобы избежать таких проблем, правительству нужно не только думать, где взять деньги для оплаты долгов. Кроме этого еще нужно устранять факторы, неблагоприятно влияющие на уровень госдолга.
Вот три ключевых:
1. Завышенный дефицит бюджета
2. Преобладание валюты в структуре внешних займов
3. Риск медленного развития экономики
Завышенный дефицит бюджета
Согласно закону «О государственном бюджете» размер дефицита украинского бюджета в 2021 году установлен в пределах 264 млн грн. Это 5,5% ВВП и это много. Компенсировать такую «дыру» в украинских реалиях трудно.
Стандартный способ — выход государства на денежный рынок. Минфин уже говорил о планах привлечь 500 млрд грн путём размещения ОВГЗ — это почти в 2 раза больше, чем в прошлом году: тогда в бюджет привлекли 323,3 млрд грн.
Чтобы собрать запланированную сумму, придется еще выше поднимать доходность облигаций, иначе инвесторы не будут их скупать в нужном количестве. Закономерный итог такого увеличения госинвестиций — уменьшение частных инвестиций в других сегментах экономики. Такой процесс называют эффектом вытеснения. И он уже наблюдается в Украине, о чем не так давно в своем интервью заявил глава НБУ Кирилл Шевченко.
Уменьшение инвестиций будет сдерживать развитие экономики, а без этого выплачивать долги проблематично. Отсюда вывод: чтобы оплаты долгов не были такими болезненными, нужно поддерживать определенный — комфортный — уровень дефицита бюджета. Для этого он, согласно Бюджетному кодексу, не должен превышать 3%.
Преобладание валюты в структуре внешних займов
Большую часть долгов Украина платит в иностранной валюте, то есть в долларах. И это плохо, потому что валютные скачки как внутри страны, так и за ее пределами провоцируют увеличение суммы задолженности.
Задача правительства в долгосрочной перспективе — обеспечить дедолларизацию долга. Попытки уже были: в прошлом году утвердили Стратегию развития финансового сектора Украины до 2025 года. Она ставит целью снижение доли доллара в структуре внешнего долга до уровня не более 50% (в 2019 году этот показатель составлял 63,3%). Но чтобы снизить негативные последствия валютных скачков, долларовая часть займов не должна превышать 20%. Такой показатель как наиболее оптимальный приводят эксперты МВФ.
Риск медленного восстановления экономики
Украина и до пандемии не демонстрировала резкого роста ВВП, а уж что будет после — с уверенностью не может утверждать никто.
Так, агентство Fitch Ratings говорит о росте ВВП на уровне 4,1% в 2021 и 3,8% — в 2022. Всемирный банк называет еще меньшие показатели: 3% — в 2021 и 3,1% — в 2022.
Это не слишком оптимистичные цифры, потому что бюджетные расходы не уменьшаются, а наоборот, растут. По данным портала «Минфин», расходы бюджета в 2020 году составили 1,288 млрд грн, в 2019 — 1,072 млрд грн, в 2018 — 985,842 млн грн.
В таких условиях любой долг будет тяжким бременем для экономики страны.
Чтобы снизить долговую нагрузку, нужны реформы, инвестиции и стабильные транши от внешних партнеров, включая МВФ. Это очевидное решение, но его реализация в Украине буксует многие годы. Как показал прошлый год, Украина не смогла сохранить сотрудничество с МВФ в период пандемии – то есть во время, когда оно требуется нам больше всего.
- Категория
- Деньги
- Дата
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.