В апреле 2019 кандидат в президенты Владимир Зеленский на встрече с предпринимателями пообещал простить им долги перед государством – нужно лишь задекларировать имущество и уплатить налог на собственные активы. Парламент принял закон №5153 о налоговой амнистии 15 июня – более чем через полтора года. Что предлагает этот закон
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
За год доработок депутаты повысили ставки вдвое и допустили к амнистии родственников чиновников. В общем амнистия, как говорится в пояснительной записке к закону, может принести бюджету около $1 млрд.
Президент должен подписать закон, наложить на него вето или отправить на рассмотрение в Конституционный суд. Если Зеленский подпишет закон, то с сентября правительство начнет принимать добровольные декларации. Предприниматели смогут амнистировать деньги на счетах в банках, недвижимость, земельные участки, ценные бумаги, антиквариат и ювелирные изделия; наличные средства, серебро и золото «легализовать» нельзя – их нужно будет положить на банковские счета.
С суммы задекларированного имущества или от суммы доходов декларанты должны будут уплатить единовременный сбор – 5%. Состояния, размещенные за рубежом, облагаются сбором в размере 9%. «Таких ставок в мире нет, они очень малы, это украинский эксклюзив, – говорит Сергей Верланов, екс-глава Государственной налоговой службы. – Это не очень справедливо по отношению к людям, которые платили налоги, но, возможно, оно оправдано для Украины». Сбор не нужно платить, если человек задекларировал меньше 400 000 грн ($14 700).
Кто должен декларировать имущество
Легализовать доходы могут граждане Украины и нерезиденты, платившие налоги в Украине, когда покупали активы. Госслужащие, которые и так подают декларации каждый год, не смогут амнистировать имущество, в отличие от их родственников. Под амнистию не попадают активы в России.
Можно декларировать активы, полученные, начиная с 1998 года. Отследить источники доходов более раннего периода у контролирующих органов нет возможности, говорит налоговый эксперт Татьяна Острикова.
Занижение ставки налогообложения доходов с 19,5% до 5% несправедливо по отношению к честным налогоплательщикам, утверждает Елена Макеева, екс-заместитель бывшего министра финансов Натальи Яресько. «Одни платят налоги с мизерных зарплат, а другим с миллионными доходами делают подарок судьбы», – говорит Макеева.
«Под прицелом средний класс», – говорит Татьяна Острикова. Это, по ее словам, касается в первую очередь граждан, получавших зарплату в конвертах, работавших за границей без надлежащего оформления, ФЛП, которые показывали обороты не в полном объеме, а также те, кто работал на рынках в 90-е годы. «Решение подавать или не подавать декларацию надо принимать, взвесив собственные риски, – говорит она. – Если нет надлежащего подтверждения доходов, то выгоднее уплатить 5%-й сбор». Иначе после окончания процесса амнистии нужно быть готовым объяснить происхождение активов и доказать полноту уплаты налогов, если возникнут вопросы у контролирующих органов, говорит Верланов.
Если финансовый контроль в будущем станет жестче, то лица, скрывшие свои активы, после окончания срока действия амнистии вынуждены будут их открывать с более сложными последствиями – уплата налога 18% и уголовная ответственность с конфискацией имущества.
Недостатки закона
После подачи декларации у налоговой будет три года, чтобы проверить, все ли налоги были уплачены, и доначислить, если нет. Закон может создать коррупционные риски, ведь развязывает руки контролирующим органам на проверки задекларированного имущества.
Налоговые органы не имеют права проверять квартиры, площадь которых не превышает 120 кв. м, дома до 240 кв. м, нежилую недвижимость – до 60 кв м, земельные участки до 2 га, а также одно личное транспортное средство дешевле 2,2 млн грн. Вместе с тем, МВФ и антикоррупционные организации требовали, чтобы амнистия не допустила легализации средств, полученных преступным и коррупционным путем, поэтому органы прокуратуры, СБУ, ГБР, НАБУ, Нацполиция и вновь Бюро экономических преступлений будут иметь доступ к банковской информации декларантов.
Также МВФ, по словам министра финансов Сергея Марченко, требовал от украинской стороны провести «пост-аудит специальных деклараций». Речь идет о проверке налоговыми органами доходов и приобретенных на эти средства активов, которые появились у декларанта уже после завершения процесса амнистии. «Будет период, когда налоговая сможет спросить о происхождении средств и имущества, если заметят прирост доходов, который не обеспечен налогами», – пояснил он. Поэтому в законе предусмотрели, что в течение девяти месяцев правительство должно подготовить законопроект об усилении контроля за налогообложением физлиц. Если налоговой дадут юридическое право сравнивать доходы с состоянием, инспекторы смогут проверять будущие расходы декларанта. В поле зрения, по мнению Остриковой, могут попадать все покупки стоимостью более 50 000 грн – сумма средств, которая подпадает под финмониторинг. Декларанты должны быть готовы подтвердить источники финансирования дорогостоящих покупок.
Концептуальный недостаток закона об амнистии – он распространяется и на тех, кто честно платит налоги, а не только на нарушителей, согласно выводу Главного научно-экспертного управления аппарата Верховной Рады. Закон говорит, что все граждане, которые имеют право на одноразовое добровольное декларирование, но не воспользовались им, автоматически признают отсутствие необлагаемого имущества. Если человек решит в будущем подать декларацию, эти активы могут быть оценены как нелегально приобретенные и придется снова платить по ним налоги.
По закону об амнистии, наличные средства считаются приобретенными с нарушением законодательства и, если они задекларированы, за них придется платить налог. В Украине не существует запрета хранить гривну и иностранную валюту наличными. «Со времен независимости многие предприятия выплачивали зарплаты гражданам в конвертах, и люди покупали имущество без подтверждения доходов», – говорит Макеева. Для граждан, которые не имели обязанности декларировать имущество, найти подтверждающие документы сложно, а значит, по словам Макеевой, чтобы не рисковать, такие состояния граждане декларировать не будут.
«Этот закон должен был касаться 10 000 человек или 6000–15 000 компаний, которые имеют налоговых консультантов, юристов и которые знают, что они делают, когда ведут бизнес», – говорит Верланов. Депутаты же, на его взгляд, превратили закон о налоговой амнистии в закон о всеобщем декларировании активов. И если президент не наложит на него вето, то закон придется дорабатывать и вносить изменения.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.