В последнюю декаду июня стало известно, что Государственная аудиторская служба Украины (ГАСУ) по результатам проверки Минобороны нашла нарушений на 2,5 млрд грн. Нарушением считается прибыль, которую получили частные и государственные компании, сотрудничая с МО. Forbes обратился за комментарием к министерству. Его глава Алексей Резников написал статью на эту тему
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Пишу этот текст сразу и как министр, и как юрист, и как гражданин.
Около 500 дней Украина находится в экстремальных условиях – дает отпор полномасштабной российской агрессии. Каждый день решаются вопросы жизни и смерти, без преувеличения. Ситуация требует от всех очень четкого определения приоритетов.
У меня и, я убежден, у львиной доли украинцев главный приоритет один – приближать победу над врагом. Все, что приближает победу – хорошо, что удаляет и увеличивает ее цену – плохо. Очень простой критерий оценки. Помогает действовать и принимать решения в сложных обстоятельствах.
В то же время есть люди, у которых другие приоритеты и критерии для принятия решений. И это становится очень сложно игнорировать, и тем более – терпеть.
Сейчас у нас именно такая ситуация, когда абсурдные выводы Госаудитслужбы создали огромные проблемы и украинской армии, и украинскому бизнесу.
Как ГАСУ отдаляет победу
Десятки украинских предприятий выдержали полтора года сплошного ужаса московского нашествия, устояли под сокрушительными обстрелами, прошли изнурительную зиму, но теперь аудит их может «победить».
Напомню, год назад я лично инициировал проведение государственного аудита Министерства обороны. Хотел получить подсказки, где есть слабые места, чтобы учесть это при внедрении реформ.
Аудиторы провели большую работу, собрали много полезного материала, но в то же время кто-то пришел к «прорывному» мнению, что украинские поставщики Минобороны – и государственные, и частные, обеспечивающие армию – не имеют права на прибыль. Вообще.
Именно украинские – на иностранных этот «новаторский» подход почему-то не распространяется.
Возникла коллизия, в которой на стороне Минобороны и украинского бизнеса не только здравый смысл, но и Гражданский и Хозяйственный кодексы, ряд системообразующих законов по предпринимательству, основательный пакет подзаконных актов и т.д.
А на другой стороне – формальная возможность найти зацепку в одном из постановлений правительства (№335). И на основании этого решить, что украинский бизнес должен работать без прибыли, а всю полученную ранее прибыль должен вернуть. При этом создавая рабочие места, поддерживая нашу экономику, платя здесь зарплаты и налоги. И что бы то ни было написано в кодексах и законах, и пусть это уничтожит тысячи рабочих мест, оставит людей без доходов, а бюджет – без поступлений.
С юридической точки зрения позиция Минобороны безупречна. Мы убеждены, что украинский бизнес, обеспечивающий армию, имеет право на прибыль. Украинское законодательство гарантирует это. Поэтому мы оспорили подход Госаудита в суде.
Потому что ситуация не требует каких-либо изменений в законодательство или сложных шагов. Есть все, чтобы действовать разумно и законно. Речь идет исключительно о подходе к правоприменению. То есть вы используете право, чтобы создать возможность. Или наоборот – чтобы создать проблему. Речь идет только об этом.
В чем опасность ситуации
Это выбор философии, по которой мы живем.
С момента назначения на должность я исповедую принцип украинского протекционизма в вопросах снабжения армии. Убежден, что мы должны максимально закрывать потребности войск за счет украинских производителей и поставщиков услуг. Это наш настоящий суверенитет.
В прошлом году, когда численность Сил обороны возросла в несколько раз, нужно было в чрезвычайно сжатые сроки обеспечивать наших воинов всем необходимым. Возможностей нашего бизнеса не хватало. Поэтому Минобороны активно импортировало не только оружие и боеприпасы, но и бронежилеты, форму, многие позиции вещевого обеспечения.
Когда мы прошли период ажиотажного спроса и наш бизнес развернулся, мы стараемся заказывать у украинских поставщиков. К примеру, сейчас Украина самостоятельно обеспечивает себя очень качественными касками и бронежилетами. Полностью!
Уверен, что это единственно возможный подход. Потому что украинская оборона нереальна без мощной украинской экономики. Это неразрывные вещи.
Поэтому сейчас мы делаем все, чтобы запустить на полную мощность украинский ВПК. Мы существенно упростили бюрократические процедуры, создали для бизнеса максимально благоприятные условия администрирования, запустили Акселератор Минобороны. Чтобы именно украинские разработки быстро доходили до производства, получали контракты, шли в серию. Сегодня это спасает жизнь наших бойцов, а завтра создаст Украине преимущества на международном рынке.
И, казалось бы, никто не выступает против такого подхода. Но где-то на уровне подсознания укоренились абсолютно деструктивные мысли, деструктивная философия.
В результате чего кто-то убежден, что лучший способ продемонстрировать «служебное рвение» – это не создать результат, а сгенерировать огромное количество формальных движений. Идея переименовать Запорожье – одна из самых свежих иллюстраций такого подхода. Разве ты обязан это делать? Нет. Так зачем ты это делаешь? Потому что можешь? Формализм побеждает здравый смысл.
У других здравый смысл становится жертвой даже не социализма, а некоего большевизма. В картине мира части активных сограждан почему-то укоренилось, что прибыль – это бранное слово. Что прибыль украинских поставщиков обороны – это нанесение ущерба бюджету.
Тогда у меня вопрос – а как украинскому бизнесу масштабировать производство без прибыли? Мы же хотим больше украинского оружия, гарантированные поставки украинской формы? Как это обеспечить без масштабирования производства и прибыли? И почему право иностранцев на прибыль никто не ставит под сомнение? Разве это справедливо? Абсолютно нет!
Я уверен, что в данной конкретной ситуации с претензиями аудита мы найдем решение и защитим интересы отечественного бизнеса. Быстрый путь – ликвидировать норму, содержащую зацепку для формальных претензий. Но это неоптимальный путь, который не должен стать правилом и не должен поощряться.
Создавать, а не мешать
Это снова вопрос философии.
В украинском законодательстве всегда можно найти зацепку, которая поставит под угрозу какой-нибудь важный процесс. Это я говорю как профессиональный юрист. Когда это касается обороны – это небезопасно. И не только обороны.
Сегодня запретили украинскому бизнесу получить прибыль, а завтра запретят получать западное оружие и начнут предъявлять за это претензии. Сейчас требуют вернуть деньги – завтра заставят вернуть HIMARS и Leopard. Мы можем захлебнуться в формализме и остановиться.
Я не преувеличиваю.
В марте 2022 года, когда мы начинали борьбу за артиллерию калибра 155-мм, было множество формальных зацепок, почему этого делать нельзя. Было сопротивление внутри Украины. Но мы эту возможность создали. Как потом создали много возможностей.
Я вижу очень плохую тенденцию. Почему-то в последнее время чрезмерную жажду бездумной формализации проявляют люди, которые весной 2022 года где-то потерялись. А потом долгое время героически обороняли нашу западную границу.
Если таким образом они пытаются «наверстать» и подчеркнуть свое значение для страны в сложный период – это ложный путь.
Убежден, что во время войны нормой для всех лиц, представляющих государство, имеющих властные полномочия, должна стать философия создания возможностей, а не создания проблем. Даже если ты можешь.
Иначе цена победы будет очень высока.
Кстати, и в мирное время философия создания возможностей не повредит.
Редакция готова опубликовать позицию Госаудитслужбы Украины.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.