За 2022 год государственный долг Украины вырос на $13,4 млрд – до $111 млрд. Украинские экономисты предлагают начать переговоры по его списанию. Руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий против такого сценария как базового. Следствие – длительный статус Украины как бедной страны, которой нельзя занимать. Выход из ситуации – брать средства под будущие репарации РФ за нанесенный Украине ущерб. Но готовы ли к этому международные кредиторы?
Украинские экономисты на полном серьезе рассказывают о необходимости скорейшего списания государственного долга Украины. Очевидно, вдохновляются меморандумом МВФ, где между строк можно увидеть намеки на списание долга перед частными заемщиками в 2024 году.
Но даже МВФ открыто о списании долга не говорит. Со стороны организации это нелогично: по планам Фонда Украина должна платить ему все вовремя по кредитам и с процентами.
Да и совершенно неочевидно, что списание долга поможет Украине стать лучше. А обстоятельный анализ украинского долга со стороны приверженцев списания прямо свидетельствует о том, что это нам не поможет.
На 1 января 2023 года государственный долг Украины достиг $111 млрд, увеличившись на $13,4 млрд – до 78,5% ВВП на конец 2022 года по сравнению с 48,9% в 2021-м, по данным Минфина.
Я не против списания долгов. Если такая потребность возникнет, мы никуда не денемся, будем идти в переговоры о списании.
Но я против того, чтобы громко говорить о списании долга как о базовом сценарии. Так мы сразу признаем – Украина бедная и несостоятельная страна, у которой нет ничего.
Это неправда, ведь наше государство – кандидат в члены ЕС (если кто-то думает, что туда берут бедных, очень ошибается).
У нас есть актив, под который можем брать (а не выпрашивать) средства на финансирование бюджетных нужд и нужд на восстановление. Этот актив – будущие выплаты агрессора за нанесенный Украине ущерб в результате полномасштабного вторжения.
Нам необходимо задокументировать и посчитать убытки украинского правительства от агрессии РФ и найти механизм будущей компенсации этих убытков на средства россиян.
Когда все будет сочтено и при активной помощи иностранных партнеров обеспечено гарантиями будущей оплаты, у Украины появится актив – право требования компенсации украинскому правительству.
Под этот актив Кабмин сможет уже привлекать кредитные средства. Повторюсь – не выпрашивать, а привлекать.
Это означает, что размер помощи Украине будет зависеть не только от доброй воли партнеров, но и наших потребностей. Эти кредиты не будут портить долговые показатели украинского правительства (это основное, на что жалуется МВФ) – их возврат будет обеспечен не нашими будущими налогами, а исключительно будущими выплатами от агрессора.
Самое главное – это обеспечение будет стимулировать западных партнеров Украины добиваться выплат от РФ.
Сложный беспрецедентный процесс. Но это не значит, что нереален. Это не сложнее, чем унижаться и просить списать какой-то долг и на следующий день снова просить о ссуде.
Украине год назад говорили, что от россиян отбиться невозможно.
К сожалению, пока Украину в этом международные финансовые организации (МФО) не поддерживают. Им это не интересно, они не хотят выходить из зоны комфорта и внедрять новые процессы. Все эти МФО знают только один путь – рекомендуют идти в очередную реструктуризацию: идите, просите, вы бедная страна.
Но Украина – бедная страна не для МВФ.
Потому что Фонд почему-то закладывает в своих прогнозах получение от Украины $15 млрд в течение 2023-2027 годов. Это очевидно совпадение, но эти $15 млрд МВФ хочет отобрать у других кредиторов Украины.
Сам же МВФ на уступки не идет. Наверное, потому что «возглавил» программу финансовой поддержки украинского бюджета на сумму $115 млрд в течение следующих четырех лет.
Но где там заслуга МВФ – неясно. Потому что с начала войны наши иностранные партнеры оказали нам финансовую и военную помощь более чем на $100 млрд без МВФ. Это не через четыре года, а за один.
Так Украине точно нужно прислушаться именно к Фонду? У него есть стандартные политики, разработанные для стандартных случаев на протяжении десятилетий. Но ведь наш случай особенный – не правда ли?
Относительно самого списания как очевидного хода Кабмина.
Это не очевидное решение, и не простое (ни в хорошем, ни в плохом смысле этого слова).
Это не легкая прогулка: не получится выйти и сказать «кому виноват, прощаю». Это так не работает.
Надо будет входить в переговоры с кредиторами, унижаться и отвечать на их правильные замечания. О том, почему списывают именно у них, а другим (МВФ и не только) все платят по графику. О том, что это не поможет снизить долг до «безопасного уровня». О том, что долг Украины даже после списания будет расти. О репарациях от агрессора, в конце концов.
Подавляющее большинство частных заемщиков в такие переговоры входить не желают. Даже, несмотря на потерю активов на миллиарды долларов США, преграды со стороны НБУ, несмотря на «пример» правительства и некоторых госкомпаний, они исправно платят по своим международным облигациям.
Украинские экономисты их, вероятно, считают некомпетентными, потому что они ничего не «списывают» и не реструктуризируют? Возможно, компании лучше понимают последствия таких решений?
Для Украины следствием решения о списании долга будет длительный статус бедной страны, которой нельзя занимать деньги.
Даже по скромным прогнозам МВФ такой статус у нас будет держаться до 2028-2029 года. То есть, следующие пять-семь лет Кабмин будет полностью зависеть от финансовой поддержки (и доброй воли) МФО и государств Запада.
Но мы должны прийти к кредиторам и финансовым партнерам совсем с другим планом. Не просить об очередной услуге и надеяться, что нас услышат и будут помнить о нас.
А превратить наш «пассив» в актив.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.