Украина получила программу кредитования от МВФ на $15,6 млрд на четыре года. Каким фонд видит будущее государства и как изменится экономическая политика Украины к 2027 году? Forbes публикует главное из меморандума МВФ
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Первый транш от МВФ в $2,7 млрд, который Минфин получил 3 апреля, начинает самую сложную программу фонда, которую когда-либо приходилось выполнять Украине. Речь идет не об условиях, а о неопределенности из-за войны.
В этом году правительство может получить три транша на $4,5 млрд. Программа станет зеленым светом для более масштабного финансирования от международных доноров и партнеров для восстановления Украины.
Второй важный аспект – EFF предполагает два сценария развития событий, связанных с войной: по базовому, горячая фаза боевых действий должна закончиться в первой половине 2024 года, по негативному – в 2025-м. Следовательно Украине, по оценке МВФ, будет необходимо в 2023–2027 годах от $114,4 млрд до $139,6 млрд внешнего финансирования, в зависимости от сценария.
Что в это время должно делать украинское правительство? Реформы, предусмотренные программой МВФ, пересекаются с довоенной повесткой дня. Речь идет о контроле за госфинансами, корпоративном управлении в госсекторе, оценке банковского сектора и других темах, привычных для переговоров с фондом.
Впрочем, даже так МВФ не ожидает взрывного роста экономики Украины. Как историческая программа (МВФ изменил политики и впервые кредитует страну в состоянии войны) может изменить экономическую политику и какими будут результаты этих изменений?
Два этапа и два сценария для Украины
EFF предполагает два этапа. Первый – «военный», рассчитанный на 12–18 месяцев. Второй этап – это послевоенное восстановление, которое ориентировочно продлится до 2027-го.
Такой тайминг следует из базового сценария. Он предполагает, что в 2023-м партнеры предоставят Украине $36,9 млрд. Общая оценка дефицита финансирования в этом году достигает $41,9 млрд. Предварительная программа предполагала дефицит в $39,5 млрд.
МВФ решил не давать четких прогнозов по росту ВВП в 2023 году. Фонд ориентируется на диапазон от –3% до +1%, в 2024 году – на рост в 3,2%. Инфляция снизится до 20%. МВФ традиционно придерживается более консервативных позиций, сказал Forbes замглавы НБУ Сергей Николайчук, принимавший участие в переговорах с фондом. С высокой вероятностью уже в апреле НБУ улучшит свой прогноз по росту ВВП в текущем году в 0,3%, добавляет он.
Важная часть базового прогноза – экспорт будет оставаться меньшим на 40% от довоенного объема. Причины – слабый урожай, снижение цен на зерно и падение мощностей металлургии. «Зерновой коридор» будет работать в течение года.
Импорт будет расти за счет покупки оборудования, запчастей и карточных платежей мигрантов. Международные резервы в этом году вырастут до $29,5 млрд.
После прекращения активных боевых действий ожидается рост ВВП в 2025–2026 годах за счет увеличения инвестиций и потребления (учитывая постепенное возвращение мигрантов). В то же время инфляция вернется к довоенной цели в 5±1% только в 2027 году.
МВФ подробно не описывает негативный сценарий, однако отмечает, что в таком случае Украина может пережить еще два года сокращения ВВП: на 10% в 2023-м и на 2% в 2024 году. Также речь идет об ускорении инфляции. Дисбалансы на валютном рынке будут сохраняться дольше. Длительные боевые действия будут мешать возвращению мигрантов. Это окажет негативное влияние на потребительский спрос и инвестиционный климат. Кроме того, по негативному сценарию, возникнет потребность в финансировании долга в размере примерно $7 млрд в год в 2028–2033 годах.
Что Украина пообещала МВФ
Лейтмотив части меморандума, где изложены условия, которые должна выполнить Украина – правительство и НБУ, несмотря на войну, постепенно начнут возвращаться к довоенным экономическим политикам. Другая привычная для мирного времени задача – проведение структурных реформ, но теперь ориентированных на вступление Украины в ЕС.
На первом этапе EFF правительство обязалось достичь 19 «структурных маяков» к июню 2024-го. Практически все (17) необходимо выполнить до конца 2023-го.
Большие планы на 2023 год. 19 условий для Украины от МВФ
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
1. Утверждение изменений в госбюджет 2023-го. Сроки: конец апреля 2023 года.
2. Представление в парламент проекта закона об усилении ст. 52 Бюджетного кодекса, описывающей порядок внесения изменений в госбюджет. Конец мая.
3. Представление законопроекта о возобновлении действия статей Бюджетного кодекса, устанавливающих ограничения на выдачу государственных гарантий с четкими критериями для них. Конец мая.
4. Принятие изменения в Бюджетный кодекс и соответствующую нормативно-правовую базу для повышения прозрачности и подотчетности спецсчетов и консолидирования их в рамках специального фонда государственного бюджета. Конец мая.
5. Разработка плана действий для начала работы над Национальной стратегией доходов. Конец мая.
6. Принятие закона о налоговой политике и администрировании. Конец июня.
7. Подготовка стратегии перехода к гибкому обменному курсу, ослаблению валютного контроля и таргетированию инфляции. Конец июня.
8. Передача акций Оператора газотранспортных систем Украины (ОГТСУ) Министерству энергетики и принятие нового устава. Конец июля.
9. Принятие закона о возобновлении деклараций об имуществе госслужащих (не принимающих непосредственного участия в мобилизационных и военных действиях) и восстановлении функций НАПК по их изучению и проверке. Конец июля.
10. Обновление среднесрочной стратегии управления долгом, чтобы согласовать ее с целями программы. Конец сентября.
11. Внесение изменений в Закон о противодействии отмыванию средств и финансированию терроризма, чтобы усилить проверку политически значимых лиц в соответствии со стандартами FATF. Конец сентября.
12. Ужесточение банковского управления и надзора: НБУ должен отделить подразделение связанных сторон от банковского надзора; создать «наблюдательные комиссии» как консультативный орган для Наблюдательного комитета; возобновить запланированные проверки как для банковских, так и небанковских учреждений. Конец сентября.
13. Подготовка бюджетной декларации на 2024 год с прогнозами для основных категорий доходов и расходов и источников финансирования дефицита на 2025–2026 годы. Отчет о фискальных рисках государственных предприятий в сфере энергетики и критической инфраструктуры. Конец сентября.
14. Упрощение системы декларирования активов путем синхронизации с другими базами данных и реестрами. Конец октября.
15. Разработка дорожной карты для проектов государственного инвестирования с единым подходом к отбору на конкурсной основе и прозрачными критериями отбора. При этом усиленные полномочия предоставляются Минфину, включая четкую роль контроля на разных этапах цикла инвестиционного проекта. Конец декабря.
16. Принятие национальной стратегии доходов. Конец декабря.
17. Законодательно усилить институциональную автономию Специальной антикоррупционной прокуратуры. Конец декабря.
18. Подготовка рамочной схемы санации (оздоровления) банков в консультациях с ФГВФЛ и МВФ. Конец марта 2024 года.
19. Внедрение методологии оценки надзорных рисков в финсекторе. Конец июня 2024-го.
Какие из этих условий являются ключевыми?
Национальная стратегия доходов как основа программы
Национальная стратегия доходов (НСД), которую правительство должно разработать до конца года, станет центральной составляющей плана долгосрочного экономического роста Украины.
Стратегия будет включать как политические, так и административные реформы. Речь идет, например, об укреплении налоговой и таможенной служб, пересмотре упрощенного налогового режима, приведении НДС и акцизных сборов в соответствие с законодательством ЕС, усилении борьбы с коррупцией и налоговых реформах для послевоенного восстановления и инвестиций. В то же время, как минимум на первом этапе, Украина не будет принимать решения, которые уменьшили бы налоговую базу.
Предполагается возобновление довоенной налоговой политики. Акцизы и НДС на горючее возвращают на довоенный уровень с июля 2023 года. Также возобновляются налоговые проверки.
Порядок в госсекторе: реорганизация БЭБ, независимость САП и возвращение декларирования
Ужесточится контроль за распределением средств: будут изменены правила выдачи государственных гарантий, а расходы со спецсчетов в НБУ для сбора пожертвований от физических и юрлиц будут рассматриваться как бюджетные программы специального фонда госбюджета.
Усилят прозрачность и подотчетность Фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии : существующую отчетность дополнят регулярным консолидированным отчетом, обобщающим источники финансирования и характер расходов.
В рамках борьбы с коррупцией планируется реорганизовать Бюро экономической безопасности Украины (БЭБ). Будут внесены изменения в законодательство, четко определяющие функции БЭБ в соответствии с лучшими мировыми практиками. Усилят аналитическую составляющую работы бюро.
В то же время усилят институционную независимость Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП) . В декабре 2022 года САП уже получила восемь дополнительных прокуроров. После анализа структуры САП будет принято законодательство, которое усовершенствует процедуры отбора главы САП и ключевых должностных лиц и установит механизмы подотчетности руководства. Предполагается оценка эффективности и периодический внешний аудит, проводимый внешними экспертами.
Законодательная база противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма будет изменена и приведена в соответствие со стандартами FATF. Преимущественно это касается надзорной деятельности НБУ за небанковскими финансовыми учреждениями и соблюдения ими законодательства. До конца сентября 2023 года небанковские финансовые учреждения должны внедрить усиленные проверки политически значимых лиц (PEP) и определять бенефициарного собственника по стандартам FATF. В то же время регулятор должен ввести меры проверки, которые обеспечат адекватность информации о бенефициарах.
Возвращается временно остановленное декларирование активов для госслужащих. Уменьшат расходы на государственную администрацию, оптимизируют государственные закупки. Усовершенствуют эффективность управления государственными активами и предприятиями: расширят полномочия наблюдательных советов, которые смогут увольнять и назначать гендиректоров . Будет проведена реформа корпоративного управления ГТС Украины.
Задачи для НБУ: усиленный надзор за банками
НБУ готовится провести подробную диагностику банков (оценка активов и платежеспособности банков, на которые приходится 90% активов банковской системы) до конца декабря 2023 года. До конца июня 2024-го регулятор подготовит план действий по урегулированию проблемных активов.
Фонд гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ) должен обновить свои планы на случай непредвиденных обстоятельств. Совет по финансовой стабильности до конца июня 2023 года утвердит меры, которые будут применяться в ответ на возможные негативные судебные решения по законам «О ФГВФЛ» и «О санации банков».
Кроме того, правительство обязалось согласовывать вопросы национализации банков с МВФ. Также национализация должна включать в себя планы быстрой реприватизации или ликвидации соответствующих банков.
Без печати денег и пока с фиксированным курсом
Один из ключевых элементов программы – поддержание финансовой независимости НБУ и недопустимость эмиссионного финансирования госбюджета.
Банки могут увеличить вложения в ОВГЗ до довоенного уровня – 25,8% общих активов. К концу 2022 года этот показатель сократился до 21%.
Избыток ликвидности создает дополнительное давление на гривну. Чтобы эффективно абсорбировать ликвидность, на базе Минфина и НБУ будет создана отдельная рабочая группа по этому вопросу. В МВФ видят возможности для ужесточения резервных требований к банкам.
МВФ поддерживает ограничения, запрещающие выплаты нерезидентам по ОВГЗ, срок обращения которых истек (это риск значительного оттока валютных резервов, что противоречит целям программы).
Украина вернется к гибкому обменному курсу и режиму таргетирования инфляции и завершит реструктуризацию банковского сектора в течение программного периода, то есть до конца 2027 года. Впрочем, быстро курс не отпустят. Один из структурных маяков предполагает, что до конца июня этого года регулятор подготовит стратегию перехода к гибкому курсообразованию, ослаблению валютного контроля и таргетированию инфляции.
НБУ будет стимулировать конкуренцию между банками за срочные депозиты, чтобы повышать привлекательность гривневых активов. Это важная предпосылка для устойчивого снижения инфляции.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.