$15,6 млрд Украине от МВФ — программа поддержки и восстановления. /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Деньги
Дата

$15,6 млрд Украине от МВФ – программа поддержки и восстановления. Что мы должны за это сделать? Объясняет экономист Максим Самойлюк

4 хв читання

$15,6 млрд Украине от МВФ — программа поддержки и восстановления. Фото Коллаж Анна Наконечная

МВФ утвердил обширную четырехлетнюю программу сотрудничества с Украиной на $15,6 млрд финансирования. Что Украина пообещала делать (и не делать) и почему принятие этой программы является большим успехом украинского правительства? Разбирался экономист ЦЭС Максим Самойлюк.

Еще несколько месяцев назад возможность утверждения новой программы МВФ для Украины не выглядела гарантированной. Мы нуждались в долгосрочной программе, а МВФ не имела соответствующих процедур для финансирования стран, находящихся в подобной ситуации.

Неформатная поддержка

МВФ создал новую политику, в рамках которой сделал возможным предоставление большего финансирования для стран с нестабильным положением вследствие внешних факторов, таких как полномасштабное вторжение неадекватного соседа.

Новая программа кредитования Фонда для Украины разделена на две фазы:

  • первая будет продолжаться в течение 2023–2024 годов и будет направлена на укрепление макроэкономической устойчивости Украины в условиях войны;
  • вторая предполагает масштабные реформы по содействию восстановлению страны и развитию экономики.

МВФ рассматривает разные сценарии развития украинской экономики, однако наибольшее внимание уделяет пессимистическому сценарию. В первую очередь из-за значительной военной неопределенности, в которой находится Украина. Это означает, что программа МВФ более устойчива к рискам.

Это особенность экономики военного времени, когда война диктует необходимость применять военные подходы: готовься к худшему, надейся на лучшее.

В 2023 году Украина должна получить $4,5 млрд от МВФ, $2,7 млрд из которых уже поступили. В дальнейшем программа позволит мобилизовать финансирование от других международных партнеров и организаций – речь идет о $115 млрд в следующие четыре года.

Как всегда, МВФ оказал поддержку Украине при условии, что украинское правительство выполнит взятые на себя обязательства по реформам и мерам государственного управления. Всего в текущей программе прописано 19 структурных маяков из разных областей.

Не стоит воспринимать это как определенные прихоти Фонда. Эти обязательства – то, что нужно в первую очередь нам как государству и что будет приближать Украину к евроатлантической интеграции.

Фискальная политика

Наибольшее внимание в программе МВФ уделено вопросам бюджета и налоговой политики.

Украина обещает воздерживаться от любой налоговой политики или административных мер, которые могут негативно повлиять на налоговые поступления в 2023 году и дальше. Это означает, что радикальных налоговых реформ, которые могут поставить под угрозу наполнение бюджета, по крайней мере в ближайшее время, в Украине не будет.

При условии, когда половина бюджета идет на финансирование армии, а для покрытия второй половины необходима иностранная финансовая помощь, такое требование более чем адекватно.

Более того, подписи президента ждет законопроект об увеличении расходов на армию еще на пол-триллиона гривень. Принятие этих изменений записано как первый «структурный маяк» (конкретное условие с четким сроком выполнения) программы, чтобы привести бюджет Украины в более реалистичный вид.

Важным аспектом программы является восстановление среднесрочного бюджетного планирования, что позволит лучше планировать доходы и расходы на трехлетний период. Такое планирование, к которому Украина шла 10 лет, начали внедрять незадолго до начала полномасштабного вторжения.

Война изменила планы. МВФ отмечает, что в текущих условиях бюджетное планирование невозможно, поэтому первый полноценный среднесрочный план составят на 2026–2028 годы.

Важным аспектом отмечено улучшение культуры уплаты налогов для уменьшения налогового долга. В программе сказано: налоговый долг экономически активных налогоплательщиков составляет 1,5% ВВП. До конца августа 2023 г. Государственная налоговая служба должна подготовить план действий для постепенного уменьшения этой задолженности.

В ноябре 2022-го независимые эксперты провели опрос об отношении налогоплательщиков и уровне их удовлетворенности Налоговой; в дальнейшем такие опросы (и реагирование на ключевые проблемы) должны сделать ежегодными и расширить их на Таможенную службу.

Соцполитика и тарифы

Программа МВФ предусматривает, что социальные расходы в Украине остаются защищенными настолько, насколько это возможно, в условиях войны. Чтобы помочь защитить социальные расходы, установлен нижний предел расходов государственного бюджета на социальные программы в последующие годы.

Для определения дальнейших путей реформирования социальной политики правительство вместе со Всемирным банком подготовило концептуальную записку о системе соцзащиты, в которой отмечается, что система соцпомощи должна стать более адресной, адекватной и эффективной. Какие именно меры для этого предусмотрели, неизвестно.

Программа МВФ предусматривает постепенное повышение тарифов на газ и электроэнергию для обеспечения устойчивости энергетического сектора. Вместе с тем уязвимым домохозяйствам будут возмещать расходы – те же субсидии, которые должны стать более продуманными и эффективными.

Повышение тарифов может стать очередной страшилкой для популистов, однако реалии таковы, что этот шаг давно назрел и перезрел. Страна в состоянии войны, энергосистема которой постоянно страдает от террористических обстрелов России, не может себе позволить финансировать дешевые энергоносители для тех, кто сам способен платить за них.

Уязвимое же население должно получать субсидии.

Если чего-то не делать, однажды это произойдет само по себе, но так, что это никому не понравится, так что такие мероприятия, как повышение тарифов, следует проводить контролируемо и вовремя.

Монетарная политика и банки

МВФ в программе отмечает, что в целом монетарная политика Украины за время войны была успешной. В частности, фиксация обменного курса стала важным шагом – пока нет предпосылок для того, чтобы отказываться от фиксированного валютного курса.

Впрочем, НБУ должен готовиться вернуться со временем к плавающему курсу, который был до войны, но произойдет это еще не скоро.

Украина также обязалась продолжать свой отказ от монетарного финансирования бюджета, то есть покрытия расходов в результате печати гривны. В 2022 году НБУ напечатал 400 млрд грн, но это был вынужденный шаг, вызванный войной.

Монетарное финансирование в дальнейшем должно стать мерой последней надежды, к которой придут только в случае крайней необходимости.

Что касается банков, Украина должна согласовывать свои действия со стратегией сокращения государственной собственности в банковском секторе. Все дальнейшие национализации банков следует согласовывать с МВФ, они необходимы для национальной безопасности и устойчивости финансового сектора.

Украинское правительство обязалось не препятствовать возвращению активов ПриватБанка, которым на момент национализации в 2016 году владели Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов.

В целом, программа МВФ является достаточно пространной и содержит различные дополнительные меры по упомянутым отраслям, а также антикоррупционные политики по улучшению управления госпредприятиями.

Сотрудничество с МВФ не является «серебряной пулей», что во время войны обеспечит Украине беспрецедентный экономический рост. Однако выполнение программы позволит в нашей стране экономически выстоять в войне и встретить победу с возможностью дальнейшего развития.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд