Категория
Деньги
Дата

Конец «Большого строительства». Почему фавориту Зеленского вице-премьеру Кубракову почти в шесть раз сократили бюджет

Олександр Кубраков, Володимир Зеленський і Олександр Камишін. /Getty Images/Коллаж Александра Карасева

Александр Кубраков, Владимир Зеленский и Александр Камышин. Фото Getty Images/Коллаж Александра Карасева

Вице-премьер Александр Кубраков рассорился с другими министрами и потерял 80% бюджета на 2024 год, однако сохранил теплые отношения с президентом Зеленским. Теперь Минфин в ручном режиме будет финансировать восстановление страны и ремонт дорог. Каковы причины и риски такого решения правительства.

Во время последней пресс-конференции до начала полномасштабного вторжения 26 ноября 2021 года у президента Владимира Зеленского спросили: кого вы считаете лучшим министром правительства? Президент первым назвал Александра Кубракова: «Не потому, что он мой любимый министр, но и не без этого. У него есть результат», – говорил Зеленский.

До войны как глава «Укравтодора», а затем и как министр он был одним из ключевых менеджеров президентской программы «Большое строительство». Осенью – летом 2022-го фамилии Кубракова и нынешнего главы «Нефтегаза Украины» Алексея Чернышева были в шорт-листах потенциальных кандидатов на замену Дениса Шмыгаля в кресле премьер-министра. Тогда ротацию в Кабмине отложили из-за сложного отопительного сезона.

В декабре 2022-го Верховная Рада назначила Кубракова вице-премьер-министром – министром инфраструктуры и регионального развития. Как руководитель мегаминистерства, Кубраков сконцентрировал в своих руках послевоенное восстановление страны. Речь идет о потенциальном контроле над распределением более $400 млрд. Именно столько обойдется послевоенное восстановление страны, по расчетам Всемирного банка, сообщал в марте Reuters.

В первый год полномасштабного вторжения министерство Кубракова получило из государственного бюджета более 61 млрд грн. В 2023 году финансирование Мининфраструктуры сократили всего на 6 млрд грн, но уже в 2024 году ведомство рискует потерять более 80% привычного бюджета, или почти 45 млрд грн.

У такого решения есть одна очевидная причина – страна переходит на военные рельсы. Также есть две менее публичные. Отношения Кубракова с другими министрами и эффективность работы министерства.

Удастся ли Кубракову сохранить министерство и вернуть большие бюджеты?

Минразгром

На втором году войны Кубраков поссорился с частью членов правительства, говорят три собеседника Forbes в Кабмине и Верховной Раде (ВР). Особенно напряженные отношения у главы Мининфраструктуры с премьер-министром Денисом Шмыгалем и министром финансов Сергеем Марченко, добавляет собеседник в правительстве, попросившем не упоминать его фамилии в этой статье из-за сенситивности темы.

По крайней мере с частью депутатов профильного комитета у Кубракова тоже напряженные отношения. Его гигантское министерство чаще всего называют «минразгром», говорит Юлия Клименко, депутат «Голоса» и первый заместитель парламентского комитета по транспорту и инфраструктуре. «У Мининфраструктуры одни из самых больших заработных плат и один из наибольших бюджетов, а эффективность сомнительна», – добавляет нардеп из финансового комитета, который общался на условиях анонимности.

Forbes обращался за официальными комментариями в Мининфраструктуру, но пресс-служба министерства отказалась от комментариев.

Основная задача министерства Кубракова во время войны – восстановление страны. Для этого под крылом Мининфраструктуры в январе 2023 года было создано Госагентство восстановления и развития инфраструктуры (бывший «Укравтодор»), которое возглавил заместитель Кубракова Мустафа Найем. Мининфраструктуры и Агентство в 2023 суммарно получили из госбюджета 120 млрд грн.

Александр Кубраков

Александр Кубраков.

«В мае Агентству восстановления во главе с Найемом поручили восстановление почти всех объектов, нуждавшихся в восстановлении и реконструкции и находившихся на балансе ОВА», – рассказывает высокопоставленный собеседник во фракции «Слуга народа». Среди обещанных пилотных проектов: восстановление поселка Посад-Покровск в Херсонской области, Мощун в Киевской области и Циркуны в Харьковской области. «Восстанавливать Посад-Покровск должны были начать еще год назад, но сейчас там построили только дорогу и огородили все заборами, на что потратили несколько миллиардов гривен», – говорит собеседник в правительстве.

«Поручить – не значит, что все по взмаху палочки отстроится, особенно если денег на это до сих пор не выделили», – объясняет собеседник в Кабмине, знакомый с ситуацией в Мининфраструктуры. Он говорит, что масштабное восстановление сдерживают долгие процедуры подготовки проектной документации, а также «пожелания», что именно Агентству сперва восстанавливать. «То в первую очередь отстроить школу в селе, где разрушены почти все дома, то несколькоэтажные коттеджи на 150 кв. м, – говорит он. – Это точно не первоочередные проекты».

Также среди претензий к команде Кубракова – как именно они распорядились бюджетом Фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии на более 80 млрд грн, деньги из которого должны были идти на восстановление.

«Это сравнимо с соцэконом : только в значительно больших масштабах, – говорил один из министров в частном разговоре с редактором Forbes в середине сентября. – Средства могли выделить на восстановление жилья в прифронтовых районах без нормального обоснования целесообразности и оценок рисков».

Уже упомянутый собеседник из Кабмина не согласен с такой оценкой: предложения по выделению средств на восстановление каждого объекта подробно рассматривает межведомственная рабочая группа из разных министерств, а финальное решение принимает Минфин. По его данным, из фонда для Агентства по восстановлению выделили только треть средств, а остальные получили местные власти.

По сравнению с 2023 годом возглавляемая Найемом структура потеряет более 42% финансирования, или почти 25 млрд грн.

Как изменятся государственные расходы на Мининфраструктуры, Агентство восстановления, Минстратегпром и Минцифры

Как изменятся государственные расходы на Мининфраструктуры, Агентство восстановления, Минстратегпром и Минцифры

Все еще в фаворе

Еще больше вопросов – к части министерства, отвечающей за развитие регионов, говорит другой собеседник в правительстве. «Это направление вообще стоит, кроме семинаров по USAID там ничего не происходит», – добавляет он. Как следствие, Мининфраструктуры в 2024 году получит из бюджета около 9,8 млрд грн – на 81% меньше, чем годом ранее.

В 2024 году существенно растут госрасходы на Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности (+630% – до почти 56 млрд грн), возглавляемое бывшим главой «Укрзализныци» Александром Камышиным, и Министерство цифровой трансформации (+300% – до 2,47 млрд грн) во главе с Михаилом Федоровым. Также существенно увеличили финансирование Минэкономики (всемеро – 33,3 млрд грн ), втрое БЭБ (1,8 млрд), вдвое Мининтеграции (935 млн грн).

Фундаментальная причина таких изменений – нацеленность Зеленского убрать бюджетные расходы на строительство и направить их на оборону, объясняют несколько собеседников Forbes. «Идет изменение стратегии в сторону долгосрочной войны, и в соответствии с ней Украине нужно развивать производство собственного оружия, а для этого нужны деньги», – говорит один из депутатов президентской фракции.

Это чуть ли не впервые за многие годы, когда при подготовке бюджета Минфин не обращался за предложениями ни в Агентство восстановления, ни в министерство, говорит собеседник в правительстве, знакомый с ситуацией в министерстве Кубракова. Почему именно бюджеты на восстановление на 2024 год существенно сократили – никто не объяснял, говорит он.

Значит ли это, что Кубраков утратил статус фаворита Зеленского? Отношения Зеленского и главы Мининфраструктуры остались на том же уровне, они продолжают общаться напрямую, говорят три собеседника в правительстве и ВР.

Кубраков, в отличие от других министров, имел прямой вход к президенту, говорят несколько собеседников. «Это была большая составляющая его успеха и эффективности – что не нужно было ходить на поклоны в Ермаку или Шмыгалю», – объясняет Клименко из транспортного комитета. Сейчас прямой доступ президента, по ее словам, также есть у Федорова и Камышина.

«Кубраков пытается выстроить собственные отношения с международными партнерами, в том числе США, и это не нравится Ермаку», – считает уже цитируемый нардеп из финансового комитета. Наличие конфликта между Кубраковым и Ермаком отрицают два депутата из руководства «Слуги народа» и собеседник в правительстве. «У Федорова тоже не очень хорошие отношения с Ермаком, но бюджет он получил очень хороший. Поэтому это вопрос не отношения, а возможности», – говорит собеседник во фракции СН.

Строительство дорог Onur Group /из личного архива

Строительство дорог Onur Group Фото из личного архива

Конец «Большого строительства»

У депутатов осталось меньше месяца, чтобы подать свои предложения в предложенный Минфином проект бюджета. Вряд ли там будут предложения об увеличении бюджета для Минразвития, и даже если они появятся, то голосов в парламенте на это нет, говорят четверо нардепов из финансового, бюджетного, транспортного комитетов ВР.

«Им не следует ожидать увеличения финансирования», – говорит собеседник из бюджетного комитета. Также под сокращение могут попасть расходы, направленные на строительство или капремонт других госорганов, добавляет он.

В частности, на 372 страницах действующего проекта бюджета не найти ни Госфонд регионального развития, ни Дорожный фонд, ни инвестиционные проекты Минэкономики, в пределах которых восстанавливали объекты госсобственности.

« Дорожный фонд ликвидировали, и это означает, что в следующем году у государства не будет никакого устойчивого финансирования на восстановление», – говорит собеседник, знакомый с ситуацией в Мининфраструктуры.

Все непредсказуемые капитальные расходы, даже обслуживание дорог, в 2024 году предстоит финансировать из резервного фонда (44,8 млрд грн) по решению Кабмина. «Это либо популизм, либо глупость, либо создание схемы, ведь деньги будут выдавать только по запросам», – убежден он.

«Украина возвращается в ручное управление», – говорит Максим Шкиль, основатель группы компаний «Автострада» – одного из крупнейших подрядчиков «Большого строительства». Он объясняет: теперь непонятно, как будет работать дорожная отрасль, ведь средств Агентства восстановления хватит разве что на заработные платы и обслуживание долгов. В бюджете не заложили деньги даже на то, чтобы поддерживать эксплуатацию дорог, говорит он.

«На содержание дорог ничего не заложили, и это неправильно», – подтверждает Клименко из транспортного комитета. Если финансирование местных дорог могут подхватить местные бюджеты, то что будет с почти 170 000 км дорог государственного значения, которые восстанавливали в пределах «Большого строительства», – вообще непонятно, говорит она. «Есть большая вероятность, что к 2025 году они будут разрушены», – указывает депутат.

«Так и будет, – убеждает собеседник в правительстве, знакомый с ситуацией в МИУ. – Последние два года дороги фактически не ремонтировались. В 2024 году ни капитального, ни ремонта вообще не будет. Он напоминает, что нагрузка на дороги существенно возросла, ведь по ним сейчас перевозят 70% экспорта и импорта. Еще одна проблема – за какие средства поддерживать состояние дорог, обеспечивающих проезд с передовой в стабилизационные пункты и ближайшие города. «Если они уничтожены обстрелами, это продлевает проезд на часы, которые могут быть критическими, чтобы спасти жизнь раненых», – объясняет он.

Единственный вариант привлечения средств – гранты и кредиты от МФО, говорят нардепы из бюджетного и транспортного комитетов и собеседник в правительстве. «Это долгий путь, и проекты проходят тщательную проверку», – говорит цитируемый министр. Чтобы начать строить объекты весной, деньги нужно привлекать уже сейчас, добавляет он.

Но этот путь для Агентства (которым управляет Найем. – Forbes) перекрыт, убеждает собеседник в Кабмине, знакомый с ситуацией в МИУ. Как преемник «Укравтодора», Агентство имеет долгов более чем на 200 млрд грн, а в следующем году на их обслуживание в бюджете заложено 23 млрд грн. Как дальше привлекать средства без государственных гарантий, которые обеспечивал Дорожный фонд, – неясно, объясняет он. «Доноры не в восторге от идеи давать деньги условному мэру Житомира или председателю какой-то ОТГ на Черниговщине, им нужна конкретная понятная структура, так что год денег, считайте, не будет», – говорит он.

Минразвития в следующем году снова могут разделить на два министерства, говорят два собеседника в правительстве и ВР. «В регионах уже нарастает напряжение из-за невыполнения сроков по проектам, а у мэров крупных городов не хуже, чем у Кубракова контакты с международными партнерами, они могут прямо сказать, что им нужно отдельное министерство с новым министром», – говорит чиновник.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине