Украинские сети аптек активно развивают онлайн-направление. В конкурентной игре сталкиваются гиганты фармацевтики, их дочерние сети и прайс-агрегаторы. Есть ли на этом рынке место для небольших сетей аптек и как стать лидером в поисковой выдаче Google? Рассказывают Игорь Воловой и Эрик Клюев, эксперты агентства интернет-маркетинга Elit-Web.
В начале полномасштабного вторжения онлайн-аптеки лишились привычных объемов трафика и глубины просмотра. Но стали одними из первых украинских онлайн-бизнесов, возобновивших довоенные показатели.
Фармацевтический агрегатор tabletki.ua на апрель 2022 года имел в полтора раза больше посетителей, чем до полномасштабного вторжения. Учитывая ситуацию, с его помощью украинцы находили товары в наличии по указанному месторасположению. Спустя два года войны tabletki.ua – лидер по показателю посещения сайта, согласно данным Similarweb за ноябрь 2023 – январь 2024 (см. график ниже).
Этому способствовали три причины:
- Больше страниц – больше трафика. С точки зрения поискового маркетинга агрегаторы будут всегда иметь преимущество: вмещают огромное количество страниц товаров и выглядят более авторитетными для поисковых алгоритмов.
- Много предложений – возможность выбрать лучшую цену. На агрегаторах можно легко сравнить предложения различных аптек и получить специальную цену при заказе через платформу. Иногда разница между самым дешевым и самым дорогим предложением может достигать 80% стоимости препарата (кто-то реализует более давнюю партию по старой цене, у кого-то новые поставки по более высокому курсу или акции от производителей только для определенных сетей).
- Актуальное наличие. Людям нужны товары в наличии, особенно когда есть задержки со снабжением в военное время. Агрегатор показывает актуальное наличие «по состоянию на сейчас» и позволяет найти территориально ближайшее к пользователю предложение.
Что касается отдельных онлайн-аптек, то они имели разную динамику развития в интернете в военное время. Кто быстрее пришел в себя, смогли отхватить большую долю рынка.
Рынок онлайн-аптек в Украине
Темпы роста аптечного бизнеса в Украине в начале 2024 года в денежном выражении составили 22% по сравнению с тем же периодом в 2022-м, согласно данным apteka.ua. В натуральном выражении зафиксирован спад на уровне 1% за это время.
Проанализировав поденный график на январь 2024 года, можно увидеть колебания в пределах 10–20%. Пока говорить о стабильном росте невозможно, но постоянного падения продаж и доходов онлайн-аптек также не наблюдается.
Если не считать агрегаторы, на март 2024 года лидерами среди онлайн-аптек по количеству посещений, по данным Serpstat, являются:
- аптечная сеть «9-1-1», сайт которой в январе 2024 года посетило 7,9 млн пользователей;
- «1 Социальная Аптека», трафик сайта которой в январе составил 5,1 млн посещений;
- «Аптека Доброго Дня» из 4,6 млн посещений сайта в январе;
- АНЦ, сайт которой в январе посетило 3,2 млн пользователей.
apteka911.ua лидирует по количеству страниц в поисковой выдаче и по показателю посещения сайта.
Ресурс «Социальных аптек» (1sa.com.ua) – на втором месте. Он имеет существенно меньше страниц в поисковой выдаче, но обошел add.ua по спросу на сайте. Возможная причина – лучшая оптимизация ресурса, ведь сайты идентичны по своему наполнению («1 Социальная Аптека» является частью сети «Аптека Доброго Дня», хотя и имеет отдельный интернет-ресурс).
Но по весу сайт add.ua имеет более высокую репутацию, чем сайт 1sa.com.ua для поисковых алгоритмов. Рейтинг сайта (DR) у ресурса add.ua выше в два раза (57), чем у сайта 1sa.com.ua, количество доменов больше почти в три раза (1900) и больше чем в шесть раз количество ссылок (54 000).
Хотя оба ресурса принадлежат к сети «Аптека Доброго Дня», свои маркетинговые стратегии позиционируются под разные категории потребителей. «1 Социальная Аптека» рассчитана на более бюджетный ценовой сегмент, поэтому ресурс 1sa.com.ua и пользуется большим спросом.
По поводу источников спроса – каналов, по которым посетители приходят на сайт, среди лидеров рынка большинство трафика дает SEO – органическая поисковая выдача: 71% посещений в apteka911.ua, 89% – 1sa.com.ua и 75% – add.ua. Это канал, над которым нужно долго кропотливо работать. Но именно SEO дает стабильный долгосрочный поток клиентов.
Развитие аптечного бизнеса в интернете
Современная онлайн-аптека является экосистемой, требующей немалых ресурсов для выхода в топ. Это без учета работы с поставщиками препаратов, логистики, складского хранения и других внутренних аспектов работы.
Пять советов, на чем следует сконцентрироваться для работы в интернете.
- Не ограничивайтесь одним-двумя каналами трафика. Комбинируйте органический поиск (SEO), платную рекламу (PPC), социальные медиа и email-маркетинг. Удачным дополнительным каналом может стать офлайн-маркетинг – реклама в СМИ, наружная реклама, публикация рекламных материалов.
- Улучшайте качество сервиса. Расширяйте сеть пунктов самовывоза, работайте над повышением скорости обработки и доставки заказов (или их комплектования непосредственно в аптеке для выдачи клиенту).
- Предлагайте акции, скидки и бонусы. Стимулируйте аудиторию выбирать именно ваше предложение, предлагая конкурентные преимущества, в том числе ценовые. Это помогает удерживать аудиторию, стимулировать повторные покупки.
- Больше внимания сайту. Делайте его интуитивно понятным и удобным – посетитель ресурса должен быстро и легко найти ответы на свои вопросы и заказывать то, что ему нужно. Публикуйте уникальный, информативный, релевантный и качественный контент. Он должен отвечать на конкретные вопросы потенциальных клиентов и предоставлять им всю необходимую информацию о вашем продукте.
- Работайте над узнаваемостью бренда онлайн и офлайн. Ведите социальные сети, предлагайте аудитории игры, конкурсы и прочие интерактивы.
Google особенно требователен к сайтам YMYL-тематики (Your Money, Your Life) – имеющим непосредственное влияние на здоровье и благополучие пользователей. Медицинская сфера, включая онлайн-аптеки, относится к этой категории. Поэтому вероятность, точность и экспертность должна быть на первом месте.
Еще семь подсоветов, о которых не следует забывать:
- техническая оптимизация и перелинкование, чтобы улучшить вес сайта;
- локальная оптимизация под разные города, чтобы выйти в ТОП по локальным запросам;
- ведение тематического блога на сайте для покрытия информационных запросов;
- удобство работы с сайтом, чтобы повысить конверсионность заказов;
- проработка EAT-факторов (показателей, свидетельствующих об экспертности, авторитетности и надежности сайта), ведь в медицинской нише жесткие требования;
- создание мобильного приложения для расширения аудитории и стимуляции повторных продаж;
- работа над репутацией компании в интернете (SERM).
Онлайн-аптекам следует активнее стимулировать именно количество продаж, а не только объемы доходов. Вышеприведенные рекомендации могут помочь это сделать.
Есть ли место в онлайн мелким сетям
Ни одна «самостоятельная» онлайн-аптека в Украине не может вытеснить популярнейший агрегатор tabletki.ua, поэтому лучше использовать его для наращивания продаж. В то же время активная конкуренция между топовыми украинскими аптеками за ведущие места продолжается и будет только усиливаться.
Однако необязательно быть лидером в оффлайне и иметь широкую сеть оффлайн торговых точек, чтобы эффективно работать и развиваться в интернете.
Наличие собственной офлайн-сети может стать одним из важнейших факторов успешного привлечения аудитории. Однако он не является решающим. Выигрывает тот, кто эффективно комбинирует различные инструменты продвижения, наращивает локальный трафик и содержит существующую аудиторию с помощью спецпредложений, дисконтных программ.
Первым будет тот, кто действует, пока конкуренты находятся в состоянии ожидания.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.