Между гуманностью и прибылью. Заставит ли НБУ отвечать международные банки в Украине за работу их российских «дочек» /Shutterstock
Категория
Деньги
Дата

Между гуманностью и прибылью. Заставит ли НБУ отвечать международные банки в Украине за работу их российских «дочек»

4 хв читання

Shutterstock

Глава Национального банка Андрей Пышный недипломатично критикует работу международных банковских групп в России. У этих финучреждений есть банки и в Украине. Может ли гнев регулятора повредить их работе

В начале недели «Интерфакс-Украина» опубликовало статью, что российские «дочки» Raiffeisen Bank International, Citibank, Credit Europe Bank и OTP Bank предоставляют кредитные каникулы мобилизованным россиянам наравне с российскими банками. Реакция украинского регулятора не заставила ждать.

«На 321 день войны оправдание типа «мы в поиске стратегических вариантов будущего» – это не что иное, как изысканное лицемерие и закамуфлированный цинизм», – прокомментировал глава НБУ Андрей Пышный на своей странице в Facebook.

Глава НБУ подчеркнул, что окончательные решения о выходе из российского рынка международные группы так и не приняли и подчеркнул, что считает это недопустимым.

«Последняя информация, появившаяся в публичном поле, о предоставлении банками, входящими в международные финансовые группы, льготных условий кредитования для участников так называемой специальной военной операции – очередное свидетельство того, что сделанные заявления отличаются от фактического положения дел», – говорится в заявлении НБУ.

Может ли украинский регулятор применить санкции к «дочкам» работающих в Украине международных банков и что может заставить западных банкиров уйти из России.

Без спешки

До 24 февраля в России работало 206 иностранных (в основном западных) финучреждений, за 320 дней после вторжения полностью вышли из российского рынка только шесть учреждений, свидетельствуют данные проекта Leave Russia от KSE Institute.

Из крупных игроков ушли Societe Generale, Home Credit, PPF, а сворачивают или приостановили бизнес платежные системы, Deutsche Bank, BNP Paribas, Bank of China, Commerzbank, Citigroup, Pekao SA и другие. Остались Raiffeisen Bank International, UniCredit Group, Morgan Stanley, OTP Bank, Credit Europe Bank, Crédit Agricolе, некоторые китайские и японские учреждения.

Полноценно в РФ продолжают работать 57 международных компаний из финансового сектора. Остальные либо временно приостановили деятельность и инвестиции, либо сворачивают бизнес-процессы, готовясь к выходу.

Большинство «дочек» иностранных групп в России работают так, чтобы местный регулятор не сомневался в их лояльности, что и заметили журналисты «Интерфакса». В начале октября прошлого года в РФ приняли закон №377-ФЗ, согласно которому находящиеся в армии россияне или их семьи могут подать заявление на предоставление отсрочки платежей по кредитам и займам.

Raiffeisen Bank International (RBI) комментировал «Интерфакс-Украина», что согласно этому закону банк обязан предоставить такую льготу и не может отказаться. Российская «дочка» Райффайзенбанка вдобавок предоставляет военным РФ кредиты по льготным условиям.

В комментарии «Интерфакс-Украина» RBI отметил, что практически прекратил свою кредитную деятельность в России после начала войны, сократил объем кредитования примерно на 25% и «продолжает изучать все стратегические варианты будущего Райффайзенбанка в России». «Из-за сложной ситуации RBI не может назвать момент времени, когда изучение будет завершено», – отметили в группе.

У «Райффайзена» есть стимул не торопиться. Бизнес в России за январь–сентябрь прошлого года принес RBI рекордные €1,4 млрд, что составляет половину всех доходов этой австрийской банковской группы, сообщал Укринформ со ссылкой на Austria Presse Agentur (APA).

В основном за счет бизнеса в РФ чистая прибыль всей группы увеличилась более чем вдвое.

«Нацбанк правдиво говорит о проблеме, – комментирует глава KSE Institute, вице-президент KSE по экономико-политическим исследованиям Наталья Шаповал. – Российский офис «Райффайзен» предоставляет дешевые кредиты для военных в России, и это ужасно».

Тихий патриотизм

Украинские «дочки» международных банков имеют совсем другую позицию сравнительно с российскими коллегами или центральными офисами. К примеру, Райффайзен Банк Украина прекратил отношения с теми клиентами и деньгами, которые имеют российское и белорусское происхождение. 150 сотрудников банка находятся в рядах ВСУ, но учреждение продолжает выплачивать им заработную плату. Также в течение войны банк перечислил 175 млн грн на гуманитарную помощь украинцам и передал ВСУ 77 бронированных автомобилей.

Другие украинские подразделения международных групп тоже внесли вклад в благотворительные или другие инициативы в пользу Украины.

В то же время ни одна украинская «дочка» международных банков, которые продолжают работать в России, не комментирует деятельность российских коллег. В украинских «Райффайзен» и Crédit Agricole сослались на свои мартовские заявления с акцентом, что их позиция остается неизменной. «Мы – «Аваль» – Райффайзен Банк Аваль – Райффайзен Банк Украина (РБУ) – украинский банк. В банке работают люди из разных стран, и все мы являемся патриотами Украины», – цитирует пресс-служба СБУ свое заявление девятимесячной давности.

Похожая линия защиты и у украинского Crédit Agricole. «Филипп Брассак, генеральный директор Credit Agricole Group, посетил Киев 22 ноября и встретился с главой НБУ, выразив официальную позицию группы о поддержке Украины и прекращении операций в России», – говорится в комментарии. Чтобы продемонстрировать солидарность, группа создала фонд на сумму €10 млн для поддержки пострадавших от войны сотрудников и украинцев, рассказали в банке.

Порвать с Москвой

Что могло бы подтолкнуть иностранные банковские группы поскорее убраться с российского рынка?

По словам Шаповал, у Украины нет юрисдикции для санкционных решений в отношении международных банков, имеющих представительства в РФ. Но у НБУ есть механизмы, которые могут повлиять на работу этих банков в Украине. «НБУ может изменять свои регулирования таким образом, чтобы потребовать раскрытия информации о российских связях, – комментирует Шаповал. – Или, например, отказывать в определенных услугах, повышать требования комплаенса и т.д.».

НБУ имеет значительный инструментарий влияния на «дочек» международных групп, соглашается аналитик банковского сектора компании ICU Михаил Демкив. Но будет ли он его использовать на практике? Демкив считает, что этого делать не стоит. До этого все заявления регулятор делал с уважением к международным инвестициям.

С Forbes на условиях анонимности пообщался один из руководителей Нацбанка. Похоже, у украинского регулятора нет конкретного плана действий. «Мы ищем эффективные пути для того, чтобы заставить уйти международные банковские группы с российского рынка», – сказал топ-менеджер НБУ. Собеседник поделился, что сейчас план звучит так: продолжить давить на международные банковские группы, а также активизировать переговоры по поводу решения вопроса с европейским регулятором.

Национальный банк Украины в течение четырех дней обещал предоставить официальный расширенный комментарий к этой статье, но 13 января сообщил, что не будет комментировать эту тему.

По мнению Демкива из ICU, иностранным банкам в России могут больше помешать не заявления НБУ, а негативная реакция российского общества. «Россияне продолжают быть клиентами иностранных банков, несмотря на то, что их украинские «дочки» помогают украинской армии, – говорит Демкив. – Если бы в российском обществе было возмущение на этот счет, нам было бы легче».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд