Несмотря на неожиданную устойчивость во время войны, следующие годы будут оставаться сложными для украинской экономики. Чего ждать, кроме повышения налогов? Об этом Forbes рассказывают экономисты Елена Билан из Dragon Capital и Виталий Ваврищук из ICU, а также замглавы НБУ Сергей Николайчук
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
«Украинский бизнес и страна за годы полномасштабной войны прошли большой путь и вышли на то развитие, на которое мало кто надеялся», – с этих слов свое выступление на конференции «Деньги для победы» от Forbes начала директор аналитического департамента Dragon Capital Елена Билан.
Несмотря на неопределенность с размером финансовой помощи партнеров и проблемы с дефицитом в энергетике после обстрелов россиян, у украинской экономики был ряд достижений. К примеру, удалось избежать гиперинфляции и банковского кризиса, отмечает глава департамента макроэкономических исследований группы ICU Виталий Ваврищук.
А вот повышение налогов вряд ли удастся отсрочить, предупреждают как экономисты, так и замглавы НБУ Сергей Николайчук.
Благодаря чему украинская экономика выстояла во время войны и какие вызовы ждут ее дальше?
Ключевые экономические достижения во время войны
Одно из главных достижений Украины – обеспечение экспорта морем, считает Билан из Dragon Capital.
«Это помогло и во время проблем на западной границе, и для увеличения экспорта», – говорит она. В частности, это уменьшило логистические затраты и позволило восстановить часть простаивающего производственного потенциала. К примеру, экспорт руды, который наземным путем возить невыгодно, уточнила Билан.
В Украине точно не будет банковского кризиса, а значит, бизнес и население не будут терять средства, а все платежи будут осуществляться непрерывно, указывает Ваврищук из ICU. Также не будет валютного кризиса, хоть Украине и не обойтись без умеренной управляемой девальвации, добавляет он.
Так, за три месяца весны курс доллара вырос на 2,5 грн, до 40,5 грн/$. Это стало причиной пересмотра прогнозов аналитиков относительно курса на конец года. В частности, ICU в конце апреля изменила свой прогноз до 42,3 грн/$. Dragon Capital также обратила внимание на изменение подхода НБУ к курсу и пересмотрела свой прогноз с 39 до 42 грн/$ на конец года.
«Хорошо, что НБУ отважился на постепенную девальвацию, – считает Ваврищук. – Тем более что она не создает неудобств ни для бизнеса, ни для населения».
Украине удалось избежать гиперинфляции, указывает экономист. Рост цен будет ускоряться и замедляться, но в обозримом будущем это будут однозначные показатели инфляции, добавил Ваврищук.
Так, по итогам апреля годовая инфляция в Украине составила 3,2%. Как ожидают в ICU, к концу года она ускорится до 6,4%, Dragon Capital прогнозирует 7,6%.
«Из-за войны в Украине огромный дефицит платежного баланса, торговли, а также бюджета, однако эти проблемы не стояли сразу очень остро благодаря финансовой помощи партнеров, – констатировал Ваврищук. – Да, есть вопросы относительно ее размера, но мы точно знаем, что у нас есть партнеры, которые помогут».
Какие вызовы стоят перед украинской экономикой дальше
Один серьезный вызов будет уже в этом году – из-за выборов в США, ведь неизвестно, какой будет политика нового президента в отношении Украины, подчеркнула Билан из Dragon Capital. «Нужно быть реалистами: финансировать войну без поддержки партнеров не сможем», – добавила экономистка.
В следующем году объем финансовой поддержки партнеров будет меньше, указал Николайчук из Нацбанка. Так, если в этом году регулятор прогнозирует поступление $37,9 млрд от партнеров, то в следующем – $25,1 млрд.
Как покрыть дефицит? НБУ прогнозирует, что украинская экономика будет повышать свою самодостаточность. Но при негативном сценарии международные партнеры могут увеличить помощь, намекнул Николайчук.
Так, к меморандуму Украины с МВФ привязаны не только непосредственная помощь фонда, но и помощь других западных партнеров. В документе есть несколько сценариев: если базовый предусматривает общую помощь в $115 млрд в 2023–2027 годах, то отрицательный – $140 млрд.
«Отрицательный сценарий в прогнозе НБУ предусматривает увеличение помощи от партнеров в соответствии с финансовыми заверениями, предоставленными Украине в рамках меморандума с МВФ», – сказал Николайчук на форуме Forbes.
Но даже по такому сценарию помощи для покрытия всех расходов бюджета будет недостаточно, поэтому Украине не обойтись без повышения налогов, подчеркнули Билан и Ваврищук. С этим согласен и Николайчук.
«Даже если в ближайшей перспективе будет подписан какой-то мирный договор, Украина не сможет резко снизить военные расходы, – отметил Ваврищук. – Ведь придется держать большую армию на границе».
Точных параметров повышения налогов пока нет, так что сложно оценить их влияние на экономику, но обычно НДС – это тот налог, который имеет самый быстрый эффект на увеличение цен, добавил Николайчук.
Вариант с печатью гривны в Нацбанке не поддерживают. «Мы заточены на то, чтобы максимально избегать эмиссии, – подчеркнул Николайчук. – Мы рассматриваем ее как меру последней надежды, которую используем, когда другие возможности наполнения бюджета будут исчерпаны».
Остро стоит и проблема распределения ресурсов внутри страны, считает Билан. «Правительство должно выдерживать баланс между потребностями армии и экономики, – указывает Билан. – Чтобы не были мобилизованы ключевые люди на предприятиях. Чтобы и бизнес работал, и у ВСУ были ресурсы для отпора врагу».
Украина должна перейти на систему, по которой каждый оплачивает победу – то ли через повышение налогов, то ли оплаты за бронирование, то ли через службу в Силах обороны, подытожил Ваврищук.
Напоследок все трое спикеров в качестве возможного бонуса также упомянули шанс получить по крайней мере какую-то долю от замороженных российских активов. Более понятные перспективы здесь появятся после саммита G7, который состоится 13–15 июня в Италии.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.