Украина должна начать общественную дискуссию о стратегии победы, цели которой будут соразмерны ресурсам, написал в статье для Texty старший военный аналитик «Вернись живым» Николай Белесков. На форуме «Средства для победы» Forbes Ukraine попросил его промодерировать дискуссию с четырьмя специалистами
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
После неудачного летнего контрнаступления 2023 года в Украине не хватает публичной дискуссии об оптимальной стратегии в войне с Россией, констатирует Николай Белесков.
Вакуум понимания в треугольнике «цели, ресурсы и способы достижения целей» создает риски. Внутри Украины – для дальнейшего ведения эффективной борьбы против врага. Среди партнеров – для дальнейшей поддержки Киева.
Как выйти из замкнутого круга?
Свое видение рассказали заместитель министра обороны по диджитализации Екатерина Черногоренко, секретарь парламентского комитета нацбезопасности Роман Костенко, дипломат и эксперт Центра оборонных стратегий Александр Хара, командир 6-го батальона бригады «Азов» Арсен «Лемко» Дмитрик.
Человеческое измерение, грамотное управление ресурсами, правильная работа с международными партнерами, единство тыла и фронта – ключевые составляющие, выделил итоги дискуссии модератор Белесков. Forbes Ukraine пересказывает главное из беседы.
Управление ресурсами. Екатерина Черногоренко
Войну будет трудно выиграть без принятия решений на основе big data. Большими данными надо насытить военных и персонал, принимающий решение о генерации и обеспечении войск.
Применение «Резерв+» является практическим проявлением data-driven подхода. Украинцы – не нация «уклонистов», мы привыкли к удобным digital-услугам. Государству нужны люди, но они стоят в очередях ТЦК. На 30 мая в приложении «Резерв+» зарегистрировались 1,3 млн украинцев, в том числе сейчас за рубежом.
Электронное бронирование должно появиться как можно быстрее и должно быть автоматическим через «Дію», без дополнительных визитов в ТЦК. Со стороны Минобороны и реестра «Оберіг» все готово. Проектом занимаются Минэкономики и Минцифры: соответствующее постановление будет в ближайшее время. Нужно три–четыре недели, чтобы подкрутить функционал.
Еще одна задача – сократить kill-chain. Решения должны быть быстрыми, а цикл обнаружения-поражения врага – кратким. Минобороны работает над внедрением системы ситуационной осведомленности Delta во всех подразделениях.
Бизнес должен знать, в каких технологиях нуждается Украина для победы. Минобороны запустит удобный интерфейс для бизнеса, где он сможет пройти верификацию и получить запрос от государства на технологии, которые оно будет поддерживать в горизонте одного–двух лет.
«Это важный сигнал для инвесторов, которым в определенное время будет предоставлен доступ к рынку, связанному с милитаризацией экономики», – заключает Черногоренко.
Человеческое измерение и тактика. Арсен «Лемко» Дмитрик
Жизнь людей можно измерить в денежных средствах. За смерть военного государство выплачивает пособие в 15 млн грн. Сколько дронов можно закупить на эти деньги?
Украина уже ведет в определенных направлениях активную оборону. Большинство комбатов принимают такую тактику: штурмовики заходят на почти пустые позиции врага, потому что до этого по ним комплексно отрабатывают средства РЭБ, дроны и другие средства.
На оперативном уровне требуются и дальнобойные средства, и ПВО, и другое вооружение. Но важна правильная подготовка офицеров, принимающих решение. Переподготовка сержантов показала эффективность, есть положительные сдвиги и для офицеров.
Без мотивированных бойцов F-16 и Abrams будут только дорогими кусками железа. Типичный штурмовик батальона «Лемка» – худощавый 18-22-летний парень, а не коренастый воин с тату и бородой. Но молодые ребята настолько хотят отомстить врагу, что иногда их нужно останавливать. Оборона Мариуполя показала: два-три мотивированных бойца являются маленькими лидерами и держат оборону с 30 немотивированными.
Еще один фактор – кооперация между подразделениями. «Азов», 95-я бригада и ряд меньших подразделений обороняли Лиманское направление, где наступают две российские армии для выхода в окрестности Славянска. Противник не достиг целей – потерял 500 единиц техники и несколько тысяч военных.
Секрет успеха – украинским командирам различных подразделений удалось скооперироваться и рационально использовать ресурсы. Не стесняются встретиться на планирование с ребятами из других бригад. Большинство стратегий сейчас разрабатывается в маленьких прифронтовых кафе.
Но военным нужен и крепкий тыл, волонтерское движение их очень мотивирует. Слово «уклонист» – очень токсично и создает барьер между гражданскими и военными.
«Скоро будут хорошие новости, что мы потихоньку идем вперед. Но без поддержки тыла это будет тяжело сделать», – говорит «Лемко».
Синергия фронта и тыла. Роман Костенко
Среди топ-10 украинских должностных лиц каждый непублично называет разные даты возможного завершения войны: кто-то – весну 2025-го, кто-то – осень 2024 года. На самом деле этого никто не знает.
Война с середины 2023-го стала войной ресурсов и ведется не только на поле боя. Можно иметь заполненный «Резерв+» и огромный мобилизационный ресурс. Но если не будет экономики и денег, войну проиграем.
Победа зависит от комбинированного фактора: усилий всего украинского народа, промышленности, экономики и армии.
Вопрос бронирования является вопиющим. Неправильной мобилизацией можно навредить военным в окопах. Некоторые представители ТЦК приходят в компании, которые делают серьезные вещи, но не видят далее своего ТЦК. Им не нужны оружие, производство, технологии, а нужен солдат в окопе, потому что у них есть план.
Сейчас бизнесмены должны доказывать государству, что делают для него что-либо полезное. Это неправильный подход – и мы будем его менять. Говорим с Минстратегпромом, Минэкономики, Минобороны, что важные компании должны быть автоматически забронированы.
«Войну выиграет тот, кто первым уберет мобилизованных с поля боя. Современное оружие настолько разрушительно, что психика простого человека не выдерживает. Война может продолжаться долго. А бронирование – один из аспектов, чтобы четко работал фронт и тыл. Нужные в тылу люди не должны быть отправлены в окоп, чтобы кто-то просто поставил галочку в плане», – уверен Костенко.
Россия остановится, если поймет, что ей больно. Нам нужно сплотиться, чтобы каждый работал на эту цель.
Международное измерение. Александр Хара
Действующие стратегии Украины и США не сработали и нуждаются в изменениях. Международная среда будет состоять из нескольких факторов. В первую очередь – выборы в США.
В случае победы Дональда Трампа для Украины возможен целый спектр ситуаций. От принуждения к компромиссам и уходу США из европейского контекста. Или наоборот – к тому, что администрация Трампа станет спасением для Украины и будет принимать агрессивные решения, которых не хватало действующей администрации Джо Байдена.
При победе Байдена – продолжение действующей политики. Не разрешить России эскалировать, но и не позволить Украине победить, чтобы РФ не начала разваливаться. Последний сценарий является ужасом и для демократов, и для республиканцев.
Украина уже преодолевала красные линии администрации Байдена и должна работать, чтобы преодолеть страх коллапса России и ядерной эскалации. Нужны не два Patriot для защиты Харькова, а изменение сознания по крайней мере двух человек в Белом доме.
Лучшая ситуация в Европе. Политическое сообщество даже в «старой Европе» осознало, что Россия представляет серьезную угрозу, поэтому Украине нужно помогать и по крайней мере «купить» себе время. Проблемы – нерешительность Германии и «троянские кони» России, такие как Венгрия и Словакия.
Если США снизят присутствие в Европе и снизят помощь Украине, Киев должен опираться больше на европейских партнеров. Двусторонние соглашения по безопасности дают бизнесу пространство для маневра, особенно в области ОПК. Чтобы сделки заработали, нужны институциональные возможности и разные площадки, а не только одно министерство.
Нужна и другая экономическая политика для Украины, направленная на либерализацию и содействие развитию необходимых для обороны проектов.
Третье – стратегия Украины должна быть гибкой. Цели и способы достижения нужно балансировать с точки зрения имеющихся ресурсов. Украина не получила от партнеров всего необходимого для наступления летом 2023 года. Поэтому нужно искать стратегию компенсации нехватки возможностей.
Крым должен быть постоянно в поле зрения. Первый шаг к коллапсу режима Путина – сделать так, чтобы Россия не могла удержать полуостров.
«Не верю в дипломатию из РФ – никогда в истории геноцидные войны не останавливались дипломатией – только оружием, – уверен Хара. – Компромиссы не дадут завершить войну, а только отсрочат ее».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.