Сергей Николайчук, заместитель председателя Национального банка Украины. /Елизавета Сергиенко
Категория
Новости
Дата

Независимость Нацбанка, инфляция и МВФ. Первое интервью нового заместителя главы НБУ Сергея Николайчука

Сергей Николайчук, заместитель председателя Национального банка Украины. Фото Елизавета Сергиенко

Сергей Николайчук стал новым заместителем председателя Национального банка Украины вместо Дмитрия Сологуба, у которого закончился срок полномочий. Это назначение финансовое и банковское сообщество встретило одобрительно, ведь Николайчук работал 15 лет в НБУ, где прошел путь от экономиста до директора Департамента монетарной политики и экономического анализа, был заместителем министра экономики в правительстве Гончарука и с апреля 2020 года возглавлял департамент макроэкономических исследований в группе ICU. Forbes пообщался с новым заместителем главы НБУ о независимости Нацбанка, монетарной политике и сотрудничестве с МВФ. Мы публикует сокращенную и отредактированную для ясности версию интервью.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Кто рекомендовал вас на должность заместителя председателя НБУ? Согласовывали ли вашу кандидатуру с Офисом президента?

Предполагаю, что меня рекомендовали разные люди, которые работали со мной в Нацбанке, Минэкономики, и, возможно, в частном секторе. Первая встреча с Кириллом Шевченко (председатель НБУ — Forbes) состоялась еще несколько месяцев назад. После этого была пауза. Формальное предложение от Шевченка поступила уже перед подачей официального письма в Совет Национального банка с моей кандидатурой. Кто с кем что согласовывал, я не знаю.

Вы можете соотнести, как принимаются решения в НБУ сейчас по сравнению с тем, как это происходило до Кирилла Шевченко. Есть ли изменения?

Следует учитывать, что я не был членом правления. Я готовил почву для принятия решений, а сейчас я эти решения принимаю. Поэтому сравнивать сложно. Но пока процесс принятия решений выглядит так, как я и ожидал.

Есть ли взаимодействие с Офисом президента? Оттуда выходят месседжи, которые вы должны учитывать?

Коммуникация между различными ветвями власти была раньше и есть сейчас. Это нормально, когда госорганы обсуждают между собой какие-то аспекты. В результате они лучше понимают влияние своих решений на смежные сферы. Если вы намекаете, что есть указание принимать какое-то решение по ставке или еще по чему-то, то такого нет.

То есть независимость НБУ сохраняется?

Не вижу фактов, которые бы свидетельствовали об обратном. В течение последнего года в сфере монетарной политики Нацбанк принимал решения, которые ориентируются на достижение его целей.

Если вы увидите, что есть внешнее давление на Нацбанк, какой будет ваша реакция?

Личная профессиональная репутация — для меня очень важная вещь. Я не буду ею жертвовать.

Вы принимали участие в последнем заседании правления НБУ по изменению учетной ставки?

Я принимал участие в качестве эксперта, подписав обязательство о сохранении информации с ограниченным доступом. Меня назначил Совет Нацбанка, но к исполнению своих обязанностей я приступил после того, как прошел спецпроверку. Окончательные справки я получил в день, когда правление принимало решение по ставке. Приказ о назначении вступил в силу на следующий день. Поэтому я участвовал в дискуссии, высказывал мысли, но не голосовал и не подписывал это решение.

Дмитрий Сологуб в последнем интервью сказал: «Общая тенденция в стране — прекращение структурных реформ. То, что происходит в НБУ, вписывается в нее». Согласны ли вы с ним?

Лучше уточнить у него, что именно он имел в виду. Обычно инвесторы характеризует ситуацию со структурными реформами в Украине как «два шага вперед и один — назад», или, наоборот, «один шаг вперед и два — назад».

Я сторонник индекса реформ, который публикует VoxUkraine. Их цифры свидетельствуют, что был провал в IV квартале 2020-го. Но в течение двух кварталов 2021-го индекс был немного выше, чем среднее значение за последние четыре-пять лет. Определенный вклад обеспечил Нацбанк. Среди заслуг: регулирование рынка коллекторских услуг, услуг по финансовому лизингу, раскрытия структуры собственности небанковских финансовых учреждений. В индексе еще не отражены такие достижения, как принятие закона о совершенствовании корпоративного управления в банках и новой редакции закона о платежных услугах. Они позволят существенно улучшить ситуацию в этих сферах в среднесрочном периоде.

Каких реформ не хватает для более эффективного внедрения монетарной политики?

Сейчас идет активная работа над улучшением корпоративного управления НБУ. Изменения касаются взаимоотношений Совета Нацбанка и Правления, в том числе в сфере монетарной политики. Нам не нужна революция в сфере монетарной политики — она состоялась в 2014-2015 гг. Сейчас мы идем по пути эволюции.

Насколько эффективно работает в Украине инфляционное таргетирование?

Нет никаких сомнений, что инфляционное таргетирование — это единственный путь для Украины. На ближайшие десятилетия не вижу альтернативы этому режиму. Он потребует определенной корректировки по разным направлениям. Это может быть просмотр инфляционной цели, развитие и совершенствование монетарного инструментария, включение или невключение дополнительных целей в сферу монетарной политики центробанка. Но это долгосрочные и эволюционные вопросы.

МВФ предупредил об угрозе перехода инфляции из временной на постоянную и рекомендовал центробанкам действовать превентивно. Насколько нынешние действия НБУ соответствуют совету МВФ?

Нацбанк один из первых центробанков, который начал реагировать на усиление инфляционных рисков в этом году. В первом полугодии НБУ повысил процентную ставку на 1,5 п.п. — с 6% до 7,5%.

Риски продолжающегося роста инфляции стали больше осознавать в мире. Еще в начале этого года МВФ по-другому видел динамику глобальных цен на commodities и потребительских цен в развитых странах. Последнее решение НБУ о повышении ставки до 8% коррелирует с рекомендациями МВФ в его июльском обновлении глобального экономического прогноза.

На заседании в июне учетную ставку оставили неизменной. Это решение было правильным на фоне растущей инфляции?

Я ожидал, что ставка не изменится и поддерживал это решение. Оно выглядело правильным, поскольку большинство факторов, которые обусловили ускорение инфляции до 9,5%, казались временными. Кроме того, наблюдался существенный приток инвестиций в государственные ценные бумаги со стороны нерезидентов.

Июльское решение о повышении ставки до 8% произошло уже в других условиях. Усилилось фундаментальное инфляционное давление — показатели базовой инфляции продемонстрировали, что рост по широкому перечню товаров является более масштабным, чем ожидалось. Прекратился приток портфельных инвестиций. В течение нескольких недель мы даже наблюдали их отток и ослабление обменного курса. Новые показатели экономической активности свидетельствовали, что потребительский спрос остается очень устойчивым, а заработные платы продолжили расти высокими темпами. Поэтому решение НБУ не повышать ставку в июне и перейти к более жесткой монетарной политики в июле было логичным.

Елизавета Сергиенко

Нет никаких сомнений, что инфляционное таргетирование — это единственный путь для Украины. Фото Елизавета Сергиенко

Как изменение учетной ставки повлияет на процентные ставки по депозитам и кредитам? Сейчас они остаются низкими относительно инфляции.

Коммерческие банки постепенно повысят процентные ставки. Это будет стимулировать население оставлять средства на депозитных счетах, а не направлять их на потребительские цели. С помощью этого канала укрощаем инфляционные процессы в Украине.

Ставки по кредитам для населения вряд ли отреагируют на повышение учетной ставки НБУ. Для этих ставок более важны риски невозврата средств, то есть вопрос качества заемщиков и защиты кредиторов. А вот краткосрочные ставки по кредитам для бизнеса отреагируют — трансмиссия и эффект переноса для них достаточно высоки.

Ставки по долгосрочным кредитам для бизнеса (более года) несущественно реагируют на изменение учетной ставки. Они завязаны на инфляционные ожидания. Если банки и бизнес увидят, что Нацбанк активно борется с инфляцией — можем получить обратный эффект.

Ставки по ОВГЗ на коротком отрезке (до одного года) больше привязаны к учетной ставке, поэтому будут реагировать. А ставки по 3-5-летних ценных бумагах зависят от спроса со стороны нерезидентов. Для них действия НБУ, которые согласуются с достижением инфляционных целей, является положительным сигналом. Это может привести к увеличению спроса на ОВГЗ.

В своем инфляционном отчете НБУ прогнозирует, что мы вернемся к 5% инфляции с середины 2022 года. Какие инструменты регулятор будет использовать для достижения этого показателя?

Прогнозируемое снижение инфляции базируется на нескольких столбах. Во-первых, это реакция Нацбанка. Во-вторых, ожидаемое снижение цен на commodities. Прежде всего речь идет о ценах на продовольственные и энергетические товары. Мы прогнозируем рост цен в следующем квартале, но на долгосрочном горизонте ожидаем коррекции. В-третьих, в этом году ожидается неплохой урожай по различным сельскохозяйственным культурам. Это сдержит инфляцию, поскольку одним из проинфляционных факторов является плохой урожай зерновых, масличных и других культур (той же сахарной свеклы) в прошлом году. Например, в 2019 году урожай зерновых был 75 млн т, а в 2020-м — 65 млн т. В этом году ожидаем 77 млн т.

Но пока цены на сырьевые товары бьют рекорды. Как долго продлится сырьевое ралли и чем оно обернется для экономики Украины?

Динамика цен сырьевых товаров происходит из-за изменения мирового спроса или предложения. Следующее десятилетие будет характеризоваться большим спросом на электронику вследствие автоматизации, роботизации и тому подобное.

Второй важный тренд: внедрение различных мер по борьбе с изменением климата. Это будет создавать спрос на солнечные батареи и другие виды возобновляемой энергетики. Из-за этого увеличивается спрос на медь, литий, титан, другие металлы, необходимые для производства таких вещей. Зато спрос на традиционные энергоносители уменьшится. Это займет длительное время — есть мощный законсервированный ресурс. Но в перспективе двух-трех лет цены на энергоносители будут снижаться.

Может ли свертывание антикризисной поддержки (т.е. долгосрочного рефинансирования и процентного свопа) повлиять на банки? Ведь есть банки, для которых рефинансирование от НБУ является основным источником фондирования.

Некоторые банки действительно несколько переориентировали свои бизнес-модели на использование этого ресурса. Надеюсь, они учитывали, что это временный инструмент. Банки имеют достаточно времени на возвращение долгосрочных кредитов рефинансирования. Поэтому они успеют переформатировать бизнес-модели.

Речь не идет о крупных системных банках. По состоянию на начало августа банков, в которых более 50% фондирования от рефинансирования, было всего четыре, а их совокупная доля в активах сектора составляет 0,8%. Поэтому мы не видим системных рисков для монетарной сферы в банковской системе.

А как повлияет на наш рынок ожидаемое сворачивание программ «количественного смягчения» на развитых рынках?

Наш базовый макроэкономический сценарий предполагает, что к концу года ФРС объявит о сворачивании программ количественного смягчения. Именно свертывание начнется, скорее всего, уже в следующем году. По моему мнению, повторение ситуации 2013 года, когда заявление тогдашнего председателя ФРС Бена Бернанке стало шоком для финансовых рынков и привело к оттоку капитала из emerging markets, не состоится. Это будет очень контролируемый процесс. Я не ожидаю негативного развития событий для стран с развивающимися рынками.

Если же инфляция в развитых экономиках будет более устойчивой, чем предполагается, это может спровоцировать агрессивную реакцию ФРС и других центробанков. Это приведет к турбулентности emerging markets. Будем отвечать более жесткой монетарной политикой, например, дополнительным повышением учетной ставки. Как большинство политиков и экспертов, я рассматриваю этот сценарий как менее вероятный.

Мы ожидаем следующий виток карантинов из-за новых штаммов и низкого уровня вакцинации. Что это означает для нашей экономики?

До конца года в Украине будет вакцинировано около 30% взрослого населения. Конечно, это не обеспечит нам коллективный иммунитет. В базовом сценарии ожидаем вспышку заболеваемости осенью. Это задержит восстановление экономической активности до уровня, который был до пандемии. В то же время мы не ожидаем введения жестких карантинных мероприятий и значительных потерь для экономики. Даже карантины в январе и марте-апреле этого года показали, что бизнес и население адаптировались к новым условиям и наладили свою экономическую активность.

Елизавета Сергиенко

Сергей Николайчук, заместитель председателя Национального банка Украины. Фото Елизавета Сергиенко

Как на курс может повлиять снижение индикативного объема интервенций НБУ с $20 млн до $5 млн, которое произошло с августа?

НБУ осуществляет интервенции на валютном рынке для выполнения трех основных задач. Во-первых, это пополнение резервов. Во-вторых, сглаживание колебаний на рынке. Если создается сильный дисбаланс на рынке между спросом и предложением в ту или иную сторону, Нацбанк, чтобы избежать резких скачков курса, выкупает или продает валюту. В-третьих, это поддержка трансмиссии процентной ставки для достижения основной цели НБУ — обеспечение ценовой стабильности.

Международные валютные резервы НБУ выросли до $29 млрд на конец июля. Кроме того, в ближайшее время поступят $2,7 млрд от МВФ. У нас нет большой потребности в накоплении резервов посредством интервенций, как это было раньше. Поэтому мы снизили индикативный объем интервенций до $5 млн. Это усилит механизм монетарной трансмиссии через валютный канал для преодоления инфляционного давления.

В сентябре запланированы значительные объемы выплат (около $2,9 млрд) по внешним долгам, если средства от размещения СДР МВФ будут зачислены в резервы, за счет чего будут осуществляться выплаты?

У правительства есть запас валютной ликвидности. Недавно состоялось доразмещение еврооблигаций на $500 млн, кроме того были привлечены средства Всемирного банка в сумме $350 млн. Часть средств правительство рефинансирует за счет размещений на внутреннем рынке. Эти $2,7 млрд вряд ли будут использованы полностью на погашение долгов.

Как вы оцениваете шансы Украины на получение транша от МВФ по программе stand-by до конца 2021 года?

Я скептически оценивал возможность получить средства от МВФ по действующей программе Stand-by. Но после звонка между президентом Украины Владимиром Зеленским и директором-распорядителем МВФ Кристалиной Георгиевой вижу неплохие шансы. Надеемся увидеть миссию в сентябре.

В МВФ объявили, что нам нужно закрыть два основных вопроса. Одно касается улучшения корпоративного управления в НБУ. Думаю, мы сможем оперативно решить его в течение сентября. Второе связано с функционированием антикоррупционных органов (НАБУ). После принятых трудных решений по судебной реформе или электронному декларированию есть все шансы дожать и это.

Если будет продолжение сотрудничества, на какую сумму можем рассчитывать?

По плану второй транш составил $700 млн. Но мы пропустили несколько траншей, поэтому теоретически сумма должна быть больше. Пока этот вопрос не обсуждался, предлагаю не строить догадки, а дождаться дискуссии с Фондом в сентябре.

Как НБУ будет реагировать, если сотрудничество с МВФ не продлится?

Потребности бюджетной сферы остаются высокими, хотя этот вопрос, скорее, следующего года. В этом году мы не будем иметь проблем с финансированием дефицита бюджета или внешних выплат, благодаря перечисленным от МВФ $2,7 млрд. Однако без действующей программы с Фондом и без получения финансирования от МВФ и других официальных кредиторов нам будет сложно. Для НБУ это означает, что нужно учитывать дополнительную премию за риск при принятии монетарных решений. Премия за риск также будет закладываться в цену гособлигаций.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине