Требования нового закона могут увеличить стоимость услуг на любимых сервисах украинцев и увеличат административную нагрузку на международные компании. Они должны будут регистрироваться плательщиками НДС на территории Украины, подавать декларации и, вероятно, платить штрафы
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Более 29 млн украинцев по состоянию на январь 2021 года пользуются интернетом. Большая часть этих пользователей регулярно получает и оплачивает счета за пользование услугами Apple, Netflix, Apple Music. Например, ежемесячно оплачиваются такие электронные услуги:
- $2.99 – Apple за увеличение размера хранилища для файлов;
- €7.99 Netflix – за доступ к фильмам;
- $4.99 – за музыку на Apple Music.
Аналогично Facebook и Instagram получают от украинцев оплату за продвижение рекламных постов на этих платформах.
1 июля 2021 был опубликован закон о налогообложении электронных услуг, которые украинцам оказывают нерезиденты, такие как Apple, Netflix, Youtube. Что изменит закон для украинских пользователей электронных услуг, а также для компаний-нерезидентов, которые предоставляют такие услуги? Подорожают ли услуги в Украине?
Что регулирует новый закон
Закон вводит НДС в размере 20% для операций по предоставлению нерезидентами электронных услуг физическим лицам.
Закон определяет, что является такой электронной услугой:
- предоставление электронных экземпляров, предоставление доступа к изображениям, текстам (подписка на электронные журналы, газеты, книги, загрузки фото, видео). Например, подписка на журнал The Economist;
- предоставление доступа к базам данных – юристы в своей работе часто используют базу LexisNexis, где можно найти материалы на правовую тему;
- предоставление электронных экземпляров или предоставление доступа к аудиовизуальным произведениям, видео- и аудиопроизведениям, играм (Netflix, Apple TV, YouTube, Apple Music и т. д.);
- предоставление доступа к информационным, коммерческим, развлекательным электронным ресурсам (Bloomberg, Wargaming);
- предоставление услуг по дистанционному обучению в интернете (предоставление доступа к виртуальным классам, таким образовательным ресурсам как Coursera);
- предоставление облачной услуги (Apple iCloud, Google Drive и т. д.);
- предоставление программного обеспечения и обновлений к нему (Adobe и т. д.);
- предоставление рекламных услуг в интернете (Facebook, Instagram и т. д.).
В соответствии с Законом такие услуги будут облагаться НДС, если одновременно выполняются следующие условия:
- их предоставляет нерезидент, не имеющий постоянного представительства в Украине (этот нерезидент должен зарегистрироваться плательщиком НДС, об этом далее);
- услуги предоставляются физическим лицам, в том числе ФЛП, не зарегистрированным плательщиками НДС;
- такие услуги поставляются на таможенной территории Украины.
Для ФЛП – это место его регистрации. Для физического лица все сложнее. Адрес может определяется с помощью интернет-провайдера, мобильного оператора, устройства, через которое состоялся доступ.
Кто будет платить НДС с электронных услуг
Если все вышеперечисленные условия выполняются, электронная услуга облагается 20% НДС.
То есть, если раньше пользователю приходил ежемесячный инвойс от Netflix на сумму €7.99, то в условиях действия Закона такой пользователь получит инвойс, где эта сумма будет или увеличена на 20% НДС, или для пользователя останется без изменений, но будет включать 20% НДС. Подорожает ли сервис в результате нового регулирования, можно понять, увидев инвойсы.
По замыслу авторов Закона, пользователи оплачивают электронную услугу компании-нерезиденту в соответствии с выставленным инвойсом, а эта компания обязана перечислять 20% от полученного в украинский бюджет.
Установление для иностранных компаний обязанности уплаты НДС на территории той страны, в которой они оказывают электронные услуги, – это мировая практика. В частности, налогообложение электронных услуг предусмотрено в странах ЕС, Японии, Беларуси, России и так далее. В России такой закон был принят в 2016 году, а в 2017 году плательщиками НДС зарегистрировались 13 компаний-нерезидентов, которые предоставляют электронные услуги.
Таким образом, платить НДС в составе стоимости услуг будет физическое лицо или ФЛП, а вот перечислять его в бюджет – нерезидент, оказывающий электронные услуги и зарегистрированый на территории Украины плательщиком НДС.
Когда и как нерезиденты должны регистрироваться плательщиками НДС
Компании-нерезиденты, которые предоставляют электронные услуги и не имеют постоянного представительства в Украине, должны зарегистрироваться плательщиками НДС в Украине. Однако это касается только тех компаний, которые по результатам предыдущего календарного года совершили операций по поставке электронных услуг на сумму, превышающую 1 млн грн.
В противном случае регистрация не является обязательной и может осуществляться компанией добровольно.
Закон предусматривает, что первым годом, по которому оцениваются объемы предоставленных нерезидентом электронных услуг на таможенной территории Украины, является 2021 год. Поэтому отдельные нерезиденты будут обязаны зарегистрироваться плательщиком НДС уже до 31 марта 2022 года.
В общем авторы Закона пытались разработать удобный механизм налогообложения для компаний-нерезидентов. Например, предусматривается упрощенная регистрация плательщиком НДС в электронной форме с помощью специального электронного сервиса. Все документы, в том числе декларации, компания сможет подавать на английском. Однако пока власть не разработала подзаконный акт, который бы регулировал порядок регистрации плательщиком НДС, представление деклараций и тому подобное.
Кроме этого, компании-нерезиденты, зарегистрированные плательщиками НДС, освобождаются от обязанности составлять налоговые накладные на операции по поставке электронных услуг. В отличие от резидентов иностранные компании будут подавать упрощенную налоговую декларацию и иметь возможность платить НДС в иностранной валюте, а не в гривне. Ставка налога составит 20% электронных услуг, поставляемых в Украину.
Санкции для нерезидентов
Если компания-нерезидент в установленный срок не подаст упрощенную налоговую декларацию или не оплатит денежное обязательство, налоговая направляет ей налоговое уведомление. При этом компании-нерезиденты так же, как и украинские компании, имеют право подавать жалобы на налоговые уведомления, однако исключительно с помощью электронного сервиса.
Также авторы Закона предусмотрели возможность привлечения компаний-нерезидентов к финансовой ответственности. На компанию-нерезидента, которая предоставляет электронные услуги без регистрации плательщиком НДС (если она является обязательной), налагается штраф в размере 30 минимальных зарплат. По состоянию на сегодня это 180 000 грн.
Отменен налог на рекламу
Сейчас Налоговый кодекс содержит норму (пункт 141.4.6), согласно которой украинские заказчики рекламы, которые платят иностранным компаниям за рекламные услуги, обязаны уплатить в Украине налог на прибыль – 20% от той суммы, которую они потратили на оплату услуг (так называемый «налог на рекламу»). При этом плательщик не удерживает 20% от суммы, выплаченной нерезиденту, а дополнительно за свой счет оплачивает сумму, которая составляет 20% от средств, потраченных на оплату рекламных услуг.
Вместо этого Закон исключает из Налогового кодекса упомянутый выше пункт 141.4.6 с 1 января 2022 года.
Как Закон повлияет на рынок
Отмена действующего «налога на рекламу» уменьшит налоговую нагрузку по налогу на прибыль для украинских компаний, которые заказывают рекламные услуги у нерезидентов.
Введение НДС для иностранных компаний, которые предоставляют электронные услуги, возможно, и не повлияет на финансовые показатели в Украине, если они соответственно увеличат стоимость услуг. Однако требования Закона увеличат административную нагрузку: компании должны будут регистрироваться плательщиками НДС на территории Украины, подавать декларации и, вероятно, платить штрафы.
Что касается конечных потребителей, пока сложно предсказать, повлияет ли нововведение на стоимость электронных услуг, – это будет зависеть от политики компании-нерезидента на украинском рынке. Риск удорожания услуг существует, и уже можно задуматься над оформлением годовых подписок на любимые ресурсы по старой цене.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.