Мир неуклонно движется в сторону установления единых налоговых норм во всех странах. В скором будущем международное структурирование бизнеса может потерять смысл
5 июня страны Большой семерки выпустили коммюнике с громким и малопонятным, на первый взгляд, названием «О преодолении исторических проблем». Казалось бы, какие у этих стран могут быть основные проблемы?
Социализм против технокапитализма
В коммюнике обозначена цель: установить национальный налог на прибыль (корпоративный налог) на уровне не менее 15% для транснациональных компаний. Также страны декларируют намерение «достичь справедливого решения по распределению налоговых прав» в мире. Для этого при маржинальности бизнеса свыше 10% минимум пятую часть сверхприбыли нужно будет перераспределять в пользу стран, где реально продаются услуги и товары. Соответственно, там же они должны облагаться налогом. Кроме того, стороны договорились, что справедливо начать взимать налог с прибыли корпораций также в странах, где компания фактически не зарегистрирована, но тем не менее сбывает свою продукцию. Из текста документа следует, что направлен он, в первую очередь, против технологических гигантов.
Самым последовательным критиком налоговой политики техногигантов является Великобритания. Кроме того, Франция и Италия давно заявляли свои претензии на перераспределение части налогов, которые уходили в Ирландию или Нидерланды.
Любопытно, что коммюнике говорит с позиции не только справедливого перераспределения налогов, вопрос маржи также стимулирует компании наращивать затраты в стране присутствия.
Вполне возможно, что это простое совпадение, но соглашение появилось вскоре после избрания в США президентом Джо Байдена, чью политику называют отчасти социалистической. Подобная налоговая инициатива вряд ли была возможна при Трампе. Учитывая, что большинство компаний, которые являются мишенью инициативы, имеют штаб-квартиры в США.
Коммюнике явственно оперирует понятиями, которые вписываются в дискурс глобального социализма, или посткапитализма. Однако воспринимать его лишь как политическое веяние неверно.
Глобализация против налогового суверенитета
Если не следить за контекстом, такое решение кажется неожиданным. У меня даже была мысль назвать этот текст «Начало конца налоговых суверенитетов стран». Но это было бы ошибкой. Это никакое не начало, а очередной этап последовательного процесса.
Над вопросами более справедливого перераспределения налогов от деятельности транснациональных корпораций в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) работают с 2013 года. G7 фактически поддержала предложения, над которыми несколько лет работала ОЭСР по мандату G20. С тех пор ряд «налоговых гаваней» был уничтожен. Британские и Виргинские острова существенно утратили свои позиции, а по банковской тайне был нанесен сильнейший удар. Тогда же были введены правила BEPS, повсеместная процедура комплаенса, строгий контроль банковских счетов со стороны банков по отношению к своим клиентам. Более того, даже тот же «панамагейт» (утечка конфиденциальных документов панамской юридической компании Mossack Fonseca) любопытно вписывается в эту цепочку событий.
Предположительно, что в ближайшее время европейские страны перестанут воспринимать налоговую политику исключительно как часть и прерогативу своего национального суверенитета. Современная налоговая политика на уровне стран (в частности, взаимоотношения с бизнесом) все больше напоминает игру в кошки-мышки. Страна придумывает налоговые правила, а бизнес изощряется в идеях, как эти правила обходить. Приходится растрачивать силы и ресурс на оптимизацию налогового давления, выбирать оптимальные юрисдикции, подбирать структуру, обрастать штатом консультантов и аудиторов.
При этом в современном обществе больше принято считать, что налоги – это плата компании за нахождение в определенном социуме. Поэтому, если мысленно провести линию налогового тренда в будущее, можно предположить, что в течение ближайших 10 лет произойдет выравнивание налоговых условий для всех видов международного бизнеса. А вслед за этим ожидается и существенное выравнивание налоговых условий на уровне стран, поскольку страны с низким налоговым давлением будут оказываться в тисках норм по доначислению налогов. Какой смысл быть налоговой гаванью со ставкой 5% корпоративного налога, если страна, источник прибыли, заберет себе разницу с общепринятой ставкой в 15%?
Отельные страны против новых реформ
Швейцарские власти всего спустя неделю отреагировали заявлением о возможной инициативе по компенсации для компаний разницы в налогах, фактически предоставляя субсидии. Пока еще рано говорить о конкретных шагах, но очевидно, что Швейцария попытается повторить свой исторический путь и «окопаться в неприступных горах», в этот раз защищая налоговые преференции. Учитывая результаты обороны Швейцарией правил банковской тайны, шансы этой инициативы выглядят туманными.
Ирландия вместе с Кипром уже выступили против уравнивающих правил в налогах. Но пока не озвучили никаких предложений. Лишь подчеркнули, что налог не означает упразднение упрощенных систем для микрокомпаний.
В своем твиттере министр финансов Ирландии выразил поддержку инициативы Большой семерки. Но это лишь его личная позиция, да и повод для радости остается не совсем ясным.
Важнее, что Индия и Китай пока не спешат заявлять о своих однозначных позициях, а без них инициатива выравнивания налоговых правил не сможет достичь глобальной цели.
Украина против собственного бизнеса
Что это означает для Украины? Во-первых, что стране давно стоит в своих налоговых реформах ориентироваться на мировой тренд. И снижение налога на прибыль с 18% до 15% должно стать не вопросом уменьшения налогового давления, а приведением налоговой политики к международным стандартам. Тем более что эти правила для Украины будут означать увеличение налоговых поступлений. Любопытно будет наблюдать, как чиновники и политики поспешат вписать это в личные достижения.
Украина является достаточно большим и активным рынком, присутствие техногигантов здесь заметно. До недавнего времени все платежи по ним (а это немалые денежные потоки) шли напрямую за рубеж. Сейчас такие компании, как Google Украина, уже становятся крупнейшими плательщиками налогов.
В контексте намерения государства стать IT-хабом стоит учитывать, что практически невозможно привлечь сюда крупные компании исключительно с помощью налоговых льгот по прибыли. Этот инструмент утрачивает свою актуальность. Однако нацеленность на стимулирование R&D в рамках того же Дія-City вполне вписывается в глобальный тренд.
Из негативных эффектов можно ожидать повышения ставок на многие цифровые услуги. Вместе с этим до недавнего времени глобальные компании на удивление спокойно переносили налоговые утеснения за счет внутренних оптимизаций и увеличения каналов непрямой монетизации. В их объемах, как оказалось, можно находить дополнительные ресурсы. И это тоже было фактором, который вдохновлял правительства европейских стран закручивать налоговые гайки.
Все еще в безопасности, но уже под вопросом окажется розничный бизнес, который использует правила кросс-граничной торговли, когда товары пересылаются покупателю напрямую. Украинский IT-сектор, состоящий преимущественно из компаний по оффшорному программированию, может быть спокоен до момента мировых шагов по выравниванию правил оплаты труда. Такие намерения просматриваются, но в ближайшие пять лет ничего существенного ожидать не стоит.
Что касается налоговой оптимизации украинского бизнеса, то здесь продолжится тренд на расставание с зарубежными компаниями-кошельками. В игру вступают инструменты национальной оптимизации. В Украине таковыми можно считать корпоративные инвестиционные фонды.
Самый основной посыл последних событий в том, что налоговая политика становится все более глобальной, а уплата налогов все более локальной. И вполне реально представить ситуацию, когда налоги в большинстве развитых стран мира будут идентичными.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.