Ограничение зарплат госслужащим – ошибка, которая приведет к отрицательным последствиям. Позиция правления «Профессионального Правительства Украины» /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Ограничение зарплат госслужащим – ошибка, которая приведет к отрицательным последствиям. Позиция правления «Профессионального Правительства Украины»

5 хв читання

Getty Images

Предложение парламента ввести «потолок» зарплат для госслужащих и работников государственных компаний приведет к нехватке профессионалов на государственной службе, не компенсируя при этом достаточно средств, за счет которых можно повысить зарплаты военным, пишет Константин Лесничий, председатель правления ассоциации «Профессиональное Правительство Украины», что объединяет около трех тысяч украинцев с западным образованием

Последствия

Во-первых, такое новшество не согласуется с конституционным разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную, согласно которому именно правительство проводит политику управления объектами государственной собственности (к которым относятся также госкомпании) и координирует работу исполнительных органов власти, включая кадровую политику и вопросы оплаты труда. Предложение не позволяет правительству оптимизировать работу государственного сектора, например, уменьшив количество должностей, расширив их функционал и при этом установив адекватный конкурентный размер оплаты труда.

Во-вторых, предложение парламента увязывается с увеличением расходов на поддержку военных. Профессиональные расчеты свидетельствуют, что это популистский тезис, поскольку средства, сэкономленные таким образом, не заполнят возникшую бюджетную дыру. То есть для выполнения обязательств перед военными правительство должно найти в разы больше средств, чем предлагается сохранить, а происхождение этих дополнительных средств пока неизвестно. Более того, государственный бюджет будет скорее терять доходы, чем получать, поскольку поступления от налогов с зарплаты тоже уменьшатся. Также можно прогнозировать уменьшение благотворительных взносов волонтерскими организациями от лиц, которым будет существенно уменьшена зарплата.

В-третьих, предложение действительно лишает государство тех кадров, которых оно вырастило и которые сегодня должны быть проводниками Евроинтеграции.

Дискуссия о повышении зарплат госсектора началась как раз после Революции Достоинства, когда в государственном управлении образовалась нехватка кадров и новые специалисты с зарубежным образованием, знанием иностранных языков и опытом работы в других сферах выразили готовность приобщиться к развитию страны.

Многие из этих людей были среди учредителей и сейчас являются членами нашей Ассоциации. Часть из них переехали из-за границы и некоторые даже получили украинское гражданство.

В последние годы эти люди имели возможность продемонстрировать свои профессиональные качества, добросовестно работали и получили признание, продвигаясь по служебной лестнице. Вышеупомянутая Парламентская инициатива создает стимул этим кадрам покинуть государственный сектор и перейти в частный бизнес или на работу во множество международных проектов. В грантовых проектах специалисты получают значительно большее вознаграждение, а их ответственность перед государством и обществом несопоставимо меньше.

Таким образом, государство существенно потеряет с позиций институциональной состоятельности и памяти, стабильности государственной службы, что обязательно негативно повлияет на качество государственного управления.

В-четвертых, предложение Парламента создает большие риски коррупции. Наивно считать, что высококлассные специалисты, которые могут трудоустроиться на лучших условиях в бизнесе и в международных проектах, останутся и далее работать на государство. Но кто их заменит? Или эти люди будут недостаточно квалифицированными (то есть им не хватит опыта и умения шахматно защищать государственные интересы), или они, кроме работы на государство, будут потенциально получать инструкции от внешних субъектов.

Подобные практики сложно отследить правоохранительным органам даже наиболее эффективных государств, поскольку коррупционные выгоды могут получаться наиболее креативным способом (например, дальнейшее выгодное трудоустройство в подконтрольных не чистым на руку контрагентам учреждениях и т.п.).

Подводя итог, предложение Парламента несет значительное количество серьезных рисков для государственного управления. Мы уверены, что работать на государство – это патриотично, но система оплаты труда должна стимулировать к профессиональному росту и быть сопоставимой с объемом ответственности и квалификацией работника.

Поэтому, как профильная Ассоциация, направленная на привлечение к управлению страной профессиональных людей с образованием мирового уровня, мы глубоко обеспокоены таким откровенно популистским шагом и считаем, что законопроект должен быть существенно доработан, а предложенная норма – исключена. В наших интересах как страны действовать разумно и обдуманно, а не принимать решения на основе эмоций и политических интересов.

Учитывая масштабность и системность поднятой проблемы, мы предлагаем следующее

1. Взглянуть в корень проблемы, как обеспечить финансирование расходов на доплаты военным и найти общее решение.

Важно установить не только источник финансирования, но и определить адекватный размер потребности в средствах. Следует четко понимать, что любые дополнительные к уже запланированным расходам бюджета несут негативные последствия для экономики в целом, поэтому экономное и справедливое распределение средств является залогом содержания государства «на плаву».

На самом деле, огромное сопротивление и недовольство общества спровоцированы не столько низкими выплатами военным, а случаями их необоснованного распределения. Речь идет о равнозначных выплатах военным на передовой и в тылу, отсутствии объяснения причин отдельных задержек выплат и т.д.

Для определения справедливой потребности в средствах для военных было бы целесообразно в первую очередь положить начало механизмам обратной связи от военных, например, запустив механизм получения и анализа жалоб.

Таким образом можно определить, какие параметры выплат наиболее важны для военных. Речь идет именно о построении надежного механизма взаимодействия, а не обещаний, которые никто не собирается выполнять.

Мы, как Ассоциация, объединяющая патриотических и профессиональных украинцев, готовы присоединиться к координации и реализации этой инициативы, гарантируя беспристрастность и глубокий анализ проблем взаимодействия государства с получателями средств.

2. Приоритизировать реформу госслужбы.

Предлагаем провести широкую предметную дискуссию по оптимизации работы государственного сектора, опираясь на приоритеты и направления, предложенные Правительством. Именно правительство должно предложить, что нужно сделать, чтобы затраты на персонал были приемлемыми, а эффективность работы государства – системно улучшалась.

Для этого Правительство должно предоставить прозрачную информацию об основных центрах затрат на оплату труда, структуре и функциях, используемых сейчас, а также собственные приоритеты развития как политического органа. Опять-таки мы готовы приобщиться к анализу и предложению по этому вопросу.

Без этой реформы эффективное восстановление Украины после Победы не будет реализовано. Призываем все заинтересованные стороны, включая народных депутатов, правительство, экспертов и общественность присоединиться к обсуждению и разработке плана действий, который будет эффективным, справедливым и долгосрочным.

3. Построить продуктивные отношения с специалистами за рубежом.

Мы считаем, что сейчас очень важна подготовка людей к восстановлению страны после Победы. Государство должно инициировать программы, стимулирующие людей, в т.ч. потенциальных госслужащих возвращаться в страну. Как одно из направлений, Правительство должно предложить большие онлайн/офлайн программы по развитию, четко ориентированные на возвращение в Украину людей с добавленной стоимостью в виде западного образования, передового мирового опыта и знания языков.

4. Создать кадровый резерв государственной службы.

Важно наконец-то признать проблему с кадровым обеспечением государственной службы и вместо того, чтобы хаотично искать людей на руководящие должности, подготовить Кадровый резерв государства, который может быть использован как профессиональный управленческий десант по разным направлениям.

Мировые корпорации давно используют так называемые программы Management potential, в основе которых лежит мультипрофессиональная тренировка специалистов, обладающих ярко выраженными лидерскими и профессиональными качествами и способных быстро развивать новые направления работы. Талантов в Украине хватает.

Кроме того, люди с качественным иностранным образованием, работающие за рубежом, могут быть заинтересованы потратить несколько лет своей жизни на амбициозную цель – развитие страны. Для этого достаточно создать условия для тех, кто пожелает вернуться, а также обеспечить прозрачность отбора на такую конкурентную программу.

Мы как Ассоциация, которая тесно сотрудничает с глобальными научными центрами и университетскими сообществами, можем привлечь ведущих западных ученых, экспертов, практиков по восстановлению такой всеобъемлющей программы мирового уровня.

Информация об организации

Ассоциация «Профессиональное Правительство Украины» (Professional Government Association) является крупнейшим объединением украинцев-выпускников Западных университетов, в настоящее время насчитывается около 3000 членов. Ассоциация создана в 2014 году с целью повышения качества и эффективности управления в Украине путем привлечения квалифицированных специалистов в государственное управление.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд