Cтоимость активов под управлением ETF глобально близится к $8 трлн. Количество фондов превышает 7500: секторальных, географических, товарных, тематических и других, созданных инвестиционными конгломератами и банками. Они влиятельны, на них работает маркетинг, подогревающий ошибочные убеждения у людей
Убеждение первое: индексные фонды – это надежно, поскольку они инвестируют в самые сильные компании. На самом деле индексные фонды инвестируют без разбору во все, что вошло в индекс.
Какие последствия? Жизнь слабых компаний с неустойчивой бизнес-моделью искусственно поддерживается ресурсом индексных фондов.
В хорошие компании при этом инвесторы не доходят – теряется сам смысл инвестирования. Любой инвестор – это своего рода санитар леса, который вкладывает в то, что хорошо, и шортит то, что плохо. В данном случае все смешано в кучу. А когда рынок падает, страдают и хорошие устойчивые компании, потому что индексные фонды продают весь рынок, когда к ним приходят паникующие инвесторы и просят свои деньги обратно.
Это извращает всю инвестиционную систему и приводит к дурным последствиям. Возьмем хотя бы политику ФРС, которая не может допустить просадку на рынке акций и всеми силами держит рынок «за уши» – не дай Бог, индексные фонды упадут вместе с пенсионными фондами и всей накопительной системой США. Если бы не эти неразборчивые инвестиции, сама система точечно бы поддерживала сильные жизнеспособные компании, справедливо предоставив аутсайдерам возможность умереть.
Второе убеждение: индексные фонды позволяют выгодно инвестировать с минимальной комиссией.
Если хочешь занять предельно пассивную инвестиционную позицию, вложи в индексный фонд. Желающих воспользоваться такой возможностью много. Но в чем на самом деле заключается основной бизнес индексных фондов? В кредитовании акциями.
Представьте ситуацию: вы приносите деньги в банк и платите ему за то, чтобы он взял ваши средства. Именно так работают индексные фонды – вы передаете им деньги, платите 0,5–0,25% за то, что они возьмут их и купят на эту сумму акции, которые затем ссужают хедж-фондам и другим игрокам для игры на понижение, или шорта.
Для того чтобы «зашортить», к примеру, акцию Tesla, нужно сначала взять ее у кого-то в кредит (так как нельзя продать то, чего у тебя нет). Если акция в момент продажи стоила $350, а затем упала до $300, вы продали дороже, чем купили, а значит положили разницу в $50 себе в карман. А если выросла до $400, придется выкупать дороже, то есть по итогу сделки остаться в убытке. Это и есть игра на понижение, и основной ресурс в этой игре обеспечивают индексные фонды.
Естественно, предоставление акций для шорта – не бесплатная услуга. Этот бизнес можно сравнить с бизнесом ломбарда. Если и существует в мире теория заговора, то заключается она как раз в такой вот работе индексных фондов. Никто ничего не скрывает – право фонда кредитовать вашими акциями открыто прописано в договорах, которые, правда, мало кто читает.
Более того, клиентам это преподносится, как благо. Возьмем хотя бы книги Джона Богла, основателя фонда Vanguard Group. В них он противопоставляет индексные фонды и управляющих активами. Богл уверяет, что управляющий активами берет огромную комиссию с клиента да еще и зарабатывает от прибыли. Зато индексные фонды в пику им берут минимальную комиссию и даже готовы доплачивать. «Просто принесите нам свои деньги, а мы пока будем ссужать ваши акции другим людям, – так и хочется дополнить. – Мы же купили акции на ваши деньги, никого не обманули».
Никто в лукавом мире финансов не будет работать за комиссию 0,1–0,25%. Это смехотворная комиссия для отвода глаз и для успокоения клиента: мол, у него взяли комиссию за некую услугу. На самом деле «услуга» заключается в том, чтобы взять его акции. Если вам предлагают что-то бесплатно или за очень маленькие деньги – YouTube, Facebook или…индексные фонды, знайте, что зарабатывают на вас по-другому, и гораздо больше, чем вы можете себе представить.
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашему редактору Катерине Рещук — [email protected]
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.