Группа VIP-вкладчиков бывшего «Альфа-Банка Украина» начала подготовку первого иска к кипрской компании Михаила Фридмана и партнеров ABH Ukraine. Причина – долги по облигациям, долгое время служившие аналогом депозита в валюте. Вероятная сумма – $50-100 млн. Есть ли перспективы у этого иска?
Уже в скором времени к перечню последствий национализации Sense Bank, состоявшейся летом 2023 года, может добавиться еще один крупный судебный процесс. Группа VIP-клиентов банка готовит иск по поводу многомиллионного долга перед ними, связанного с кипрской ABH Ukraine. Через эту компанию бывшим «Альфа-Банком Украина» владели российские бизнесмены Михаил Фридман, Петр Авен, Герман Хан и партнеры. Ожидаемые сроки обращения в суд – ближайшие три–шесть месяцев.
Что это за долг? Еще перед российским вторжением в течение нескольких лет ABH Ukraine привлекала средства через корпоративные облигации в валюте, которые Альфа-Банк предлагал наиболее состоятельным клиентам в качестве альтернативы депозиту. Среди них – физлица и крупные украинские компании. Совокупная сумма обязательств – около $400 млн. Сейчас они не обслуживаются.
О начале подготовительного процесса к подаче группового иска от части владельцев этих ценных бумаг Forbes независимо друг от друга сообщили два юриста, чьи клиенты рассматривали обращение в суд. Еще двое не связанных между собой инвесторов отметили, что знакомы с такой инициативой, не уточнив, присоединятся ли они к ней. Все четыре собеседника общались на правах анонимности из-за высокой юридической чувствительности темы и существенных ограничений по разглашению информации.
«ABH Ukraine (ABHU) была готова выполнять обязательства, но после национализации Sense Bank потеряла основной актив, – говорится в письменном ответе компании по запросу Forbes. – ABHU ведет постоянные переговоры с держателями облигаций по реструктуризации».
Решению части инвесторов бывшей «Альфы» обратиться в суд действительно предшествовали многочисленные переписки, конференц-колы и попытки договориться между собой об объединении ради единого процесса. Отдельная история – поиск собственно денег, которые клиенты банка одолжили его материнской компании.
Почему это дело впервые приблизилось к рассмотрению в суде только сейчас?
Как у VIP-клиентов «Альфы» возникла проблема на $400 млн
Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст
Первые детали о проблеме облигаций Альфа-Банка Forbes описал в апреле 2023-го – за несколько месяцев до национализации учреждения.
Регулярный выпуск ценных бумаг и их продажа VIPам «Альфы», входившим в программу лояльности A-Club, не являлись секретом. Инструмент появился после банковского кризиса 2014-15 годов.
Это были облигации, выпускавшие специально созданными финкомпаниями, ABHU выступала гарантом, Альфа-Банк – точкой продаж. Юридического отношения к этим бумагам украинское учреждение не имеет. «А-Клуб» существует как отдельное юрлицо, 100% в нем принадлежит ABHU, по данным YouControl.
Доходности колебались от 5 до 12% в зависимости от выпуска и валюты. Средний чек инвесторов-физлиц составляет $1,5-2 млн, рассказывал Forbes в апреле финансист, причастный к одному из крупных держателей облигаций «Альфы».
Выплаты по облигациям прекратились уже в первые месяцы после начала полномасштабного вторжения. В мае 2022 года украинский суд по подаче Бюро экономической безопасности и Генпрокуратуры арестовал ценные бумаги неназванных кипрских компаний, аффилированных с Фридманом, которые были на счетах банка. Ранее арест был наложен на 469 млн грн средств со счетов в «Альфе». Как объяснял тогда Forbes один из топ-менеджеров «Альфы», эти деньги были предназначены одному из нерезидентов, который обслуживался банком и был инвестором в облигации.
Точное количество инвесторов неизвестно. В конце 2022 года ABHU инициировала процесс самоидентификации кредиторов, сообщала компания Forbes в апреле. С тех пор ситуация существенно не изменилась – идентифицировать удалось те же две сотни инвесторов, что и почти год назад, говорится в ответе компании, предоставленном сейчас. Сумма обязательств перед этими вкладчиками – около $200 млн, 80% из них – граждане Украины, уточняют в компании.
Непогашенными остаются облигации, выпущенные с ноября 2018-го по сентябрь 2021 года, говорится в комментарии ABHU.
ABHU – компания-зонтик, объединяющая украинские активы «Альфа-Групп» Фридмана и партнеров. Кроме банка, это также «Альфа-Страхование» и «Альфа-Лизинг», отмечается в письменном комментарии ABHU.
К 2019 году она владела 90,1% акций «Альфа-Банка Украина». К моменту национализации летом 2023-го было уже 42,4%. Причина снижения – слияние «Альфы» с Укрсоцбанком, который российская «Альфа-Групп» обменяла у итальянской UniCredit Group на 9,9% своего банковского холдинга ABH Holdings (ABHH). Он имеет 100% в ABHU. Прямая доля ABHH в объединенном банке составила 57,6%.
По состоянию на начало 2022-го структура собственности ABHH была следующей: 32,86% – у Михаила Фридмана, 20,97% – у Германа Хана, 16,32% – у Алексея Кузьмичева, 12,4% – у Петра Авена, 3, 7% – у Андрея Косогова.
Длительный путь к иску против компании Фридмана
Инвесторов в бонды «Альфы» можно условно распределить на пять групп, отмечает финансист, причастный к одному из крупных кредиторов. Первая – юрлица, большинство из которых пока не предпринимают активных действий. Вторая – активные физлица, пытающиеся объединиться для подачи общего иска. Третья – физлица, еще не определившиеся со стратегией. Четвертая – физлица, занимающие пассивную позицию, вероятно, из-за нежелания раскрывать информацию о своих инвестициях в бонды «Альфы». Пятая – лица, связанные с банком или их экс-владельцами.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.