В марте 2022 года в Украине отменили налоги на топливо, с 1 июля 2023-го их вернут до довоенного уровня. Насколько вырастут цены на стелах АЗС и для чего правительство приняло такое решение, рассказывает Сергей Куюн, директор компании «Консалтинговая группа А-95»
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
С 1 июля 2023 года в Украине планируется вернуть НДС (с 7 до 20%) и акцизы на горючее, отмененные в марте 2022-го, до довоенного уровня. Мировые цены на нефть тогда взлетели до рекордных с 2008 года уровней – $140 за баррель, это толкало внутренние цены на горючее вверх.
Стране нужны деньги
На фоне всеобщей паники и неопределенности Кабмин решил поддержать потребителей и украинскую экономику. Благодаря этому цены на бензин и дизтопливо удалось снизить на 10 грн/л.
Первая попытка вернуть акцизы на горючее состоялась летом 2022 года. Выбрали компромиссный вариант: налог был возвращен частично на бензин и дизтопливо, установив унифицированную ставку €100 за 1000 л, а на сжиженный газ – полную довоенную ставку €52 за 1000 л.
После возобновления акцизов до довоенного уровня налог на бензин вырастет более чем вдвое – до €213, на дизтопливо – почти на 40% – до €139,5 за 1000 л.
Это своевременное и правильное решение.
Во-первых, стране нужны деньги. С учетом оценок текущего потребления моторных топлив, госбюджет начнет получать дополнительно ежемесячно около 8 млрд грн.
Во-вторых, цены на нефть упали: март 2022-го – $140/баррель, сейчас – $75/баррель.
В третьих, нефтепродукты – импортный товар, который в валютных расходах государства занимает второе место после оружия. Отток валюты нужно сокращать. Повышение налогов и соответственно рост цен – одно из средств сокращения потребления горючего.
Как вырастут цены
Если ориентироваться на текущую ситуацию и возврат к довоенным акцизам, то таким образом:
- бензин – на 11,2 грн/л: с 47,17 грн/л до 58,35 грн/л;
- дизтопливо – на 7,7 грн/л: с 47,43 грн/л до 55,1 грн/л;
- LPG – на 2,6 грн/л: с 21,77 грн/л до 24,4 грн/л.
Но о точном уровне цен можно будет говорить ближе к 1 июля, когда будут известны мировые (закупочные) цены. Хотя в 2022 году у украинцев уже наработан определенный иммунитет против высоких цен на горючее, подорожание будет ощутимым.
На самом деле ставки акцизов в Украине намного меньше, чем минимальные в европейских странах. Привести в соответствие украинские топливные налоги – одна из задач Украины в рамках движения в ЕС. Хотя бы на минимально установленном в Евросоюзе уровне, который сейчас зафиксирован в Болгарии – €363 и €330 за 1000 л бензина и ДТ соответственно.
Пока украинским чиновникам удается избегать такой имплементации, но это только вопрос времени.
Причина вернуть налогообложение
Логика высоких налогов проста: человек, который может приобрести и содержать автомобиль, платежеспособен, а потому может платить повышенный акциз. Есть в этом и экологический аспект: загрязняешь – плати.
В украинских реалиях действительно есть другая проблема – администрирование топливных налогов. В этом и заключается основополагающий риск их повышения, ведь это толкнет цены вверх, но не гарантирует пополнение государственных финансов. Снижение НДС на топливо с 20 до 7% лишило смысла махинации по оптимизации этого налога, формируя фиктивные расходы и активное использование наличных денег.
«Мы еще никогда не платили столько НДС», – такую реакцию в частных беседах с нефтетрейдерами в прошлом году я слышал неоднократно.
Обратная итерация возвращает риски массовых махинаций. На всех парах в стране работают нелегальные мини-НПЗ, которые стимулирует повышенная рентабельность вследствие высоких цен на импортные нефтепродукты. Снова на дорогах появились «бочки», продающие топливо без кассовых аппаратов и лицензий.
Из-за возможных сокращений объемов потребления топлива с сохранением АЗС и трейдеров конкурентная борьба на рынке обострилась, а соответственно в ход пойдут все средства повышения конкурентоспособности. В том числе и путем налоговых махинаций. Фискальные органы должны быть готовы к борьбе с ними, потому что ожидаемый эффект для бюджета может и не произойти.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.