Вернуть налоги на топливо. Насколько вырастут цены на АЗС? Объясняет эксперт топливного рынка Сергей Куюн /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Вернуть налоги на топливо. Насколько вырастут цены на АЗС? Объясняет эксперт топливного рынка Сергей Куюн

2 хв читання

Getty Images

В марте 2022 года в Украине отменили налоги на топливо, с 1 июля 2023-го их вернут до довоенного уровня. Насколько вырастут цены на стелах АЗС и для чего правительство приняло такое решение, рассказывает Сергей Куюн, директор компании «Консалтинговая группа А-95»

Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного! 

С 1 июля 2023 года в Украине планируется вернуть НДС (с 7 до 20%) и акцизы на горючее, отмененные в марте 2022-го, до довоенного уровня. Мировые цены на нефть тогда взлетели до рекордных с 2008 года уровней – $140 за баррель, это толкало внутренние цены на горючее вверх.

Стране нужны деньги

На фоне всеобщей паники и неопределенности Кабмин решил поддержать потребителей и украинскую экономику. Благодаря этому цены на бензин и дизтопливо удалось снизить на 10 грн/л.

Первая попытка вернуть акцизы на горючее состоялась летом 2022 года. Выбрали компромиссный вариант: налог был возвращен частично на бензин и дизтопливо, установив унифицированную ставку €100 за 1000 л, а на сжиженный газ – полную довоенную ставку €52 за 1000 л.

После возобновления акцизов до довоенного уровня налог на бензин вырастет более чем вдвое – до €213, на дизтопливо – почти на 40% – до €139,5 за 1000 л.

Это своевременное и правильное решение.

Во-первых, стране нужны деньги. С учетом оценок текущего потребления моторных топлив, госбюджет начнет получать дополнительно ежемесячно около 8 млрд грн.

Во-вторых, цены на нефть упали: март 2022-го – $140/баррель, сейчас – $75/баррель.

В третьих, нефтепродукты – импортный товар, который в валютных расходах государства занимает второе место после оружия. Отток валюты нужно сокращать. Повышение налогов и соответственно рост цен – одно из средств сокращения потребления горючего.

Как вырастут цены

Если ориентироваться на текущую ситуацию и возврат к довоенным акцизам, то таким образом:

  • бензин – на 11,2 грн/л: с 47,17 грн/л до 58,35 грн/л;
  • дизтопливо – на 7,7 грн/л: с 47,43 грн/л до 55,1 грн/л;
  • LPG – на 2,6 грн/л: с 21,77 грн/л до 24,4 грн/л.

Но о точном уровне цен можно будет говорить ближе к 1 июля, когда будут известны мировые (закупочные) цены. Хотя в 2022 году у украинцев уже наработан определенный иммунитет против высоких цен на горючее, подорожание будет ощутимым.

На самом деле ставки акцизов в Украине намного меньше, чем минимальные в европейских странах. Привести в соответствие украинские топливные налоги – одна из задач Украины в рамках движения в ЕС. Хотя бы на минимально установленном в Евросоюзе уровне, который сейчас зафиксирован в Болгарии – €363 и €330 за 1000 л бензина и ДТ соответственно.

Пока украинским чиновникам удается избегать такой имплементации, но это только вопрос времени.

Вернуть налоги на топливо. Насколько вырастут цены на АЗС? Объясняет эксперт топливного рынка Сергей Куюн /Фото 1
Вернуть налоги на топливо. Насколько вырастут цены на АЗС? Объясняет эксперт топливного рынка Сергей Куюн /Фото 2

Причина вернуть налогообложение

Логика высоких налогов проста: человек, который может приобрести и содержать автомобиль, платежеспособен, а потому может платить повышенный акциз. Есть в этом и экологический аспект: загрязняешь – плати.

В украинских реалиях действительно есть другая проблема – администрирование топливных налогов. В этом и заключается основополагающий риск их повышения, ведь это толкнет цены вверх, но не гарантирует пополнение государственных финансов. Снижение НДС на топливо с 20 до 7% лишило смысла махинации по оптимизации этого налога, формируя фиктивные расходы и активное использование наличных денег.

«Мы еще никогда не платили столько НДС», – такую реакцию в частных беседах с нефтетрейдерами в прошлом году я слышал неоднократно.

Обратная итерация возвращает риски массовых махинаций. На всех парах в стране работают нелегальные мини-НПЗ, которые стимулирует повышенная рентабельность вследствие высоких цен на импортные нефтепродукты. Снова на дорогах появились «бочки», продающие топливо без кассовых аппаратов и лицензий.

Из-за возможных сокращений объемов потребления топлива с сохранением АЗС и трейдеров конкурентная борьба на рынке обострилась, а соответственно в ход пойдут все средства повышения конкурентоспособности. В том числе и путем налоговых махинаций. Фискальные органы должны быть готовы к борьбе с ними, потому что ожидаемый эффект для бюджета может и не произойти.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд