Несмотря на налаженные за время войны стабильные поставки сжиженного газа из Европы, доля российского продукта в общем импорте в Украину в марте может превысить 80%. Украинские власти замедлили с ответом на мощную атаку россиян на топливном фронте, считает аналитик «Консалтинговой группы А-95» Артем Куюн
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
С начала 2023 года сжиженный газ (LPG) на украинских заправках подешевел на 25%, это заметно больше, чем другие моторные топлива. Это не может не радовать украинцев. Позитивное, на первый взгляд, явление имеет и другой, не совсем приятный аспект – цены рушатся под давлением российского газа, уже буквально затопившего украинский рынок.
О потоке «подозрительного» газа Forbes писал еще в январе. Уже тогда доля газа с признаками российского происхождения, идущего из стран Балтии и Польши, в общем импорте сжиженного газа в Украину превышала 40%. С тех пор процесс только ускорился: по прогнозу «Консалтинговой группы А-95», в марте показатель может превысить 80%.
Основа популярности проста – «подозрительный» газ гораздо дешевле, чем ресурс из любого другого источника – европейских, американских или африканских НПЗ.
К примеру, в феврале разница в ценах достигала до $300/т, это свыше 7 грн/л или 25% розничной цены. На языке бизнеса это звучит так: «Или ты везешь российское, или не везешь ничего».
В марте российский газ и смеси на его основе почти полностью вытеснили с рынка альтернативные источники. Еще доезжает какой-то объем дорогостоящего нероссийского газа, закупленного ранее, однако и этот поток скоро высохнет, ведь для бизнеса – это финансовое самоубийство.
Сладкое место пусто не бывает
Рост ценовой разницы между продуктом европейского происхождения и «мутным» дешевым газом стал золотым временем для компаний-перекупщиков. До 80% подозрительного российского газа импортируется небольшими компаниями, имеющими в активе, в лучшем случае, несколько газовозов, а чаще – ничего, кроме оборотных кредитных средств.
Сам факт того, что заправки по Украине залиты вражеским нефтепродуктом, не очень хорошая новость. Однако, кроме этического аспекта, есть очень мощная экономическая сторона ситуации.
За прошедший с начала полномасштабного вторжения России в Украину год системные украинские трейдеры, среди которых ОККО, WOG, «Газтрон Украина» и другие ответственные поставщики нефтепродуктов, построили сложные логистические схемы для стабильной поставки LPG из Европы. В поставках топлива в Украину вовлечены польские, румынские и болгарские порты, а также более отдаленные базисы в ЕС.
Проблем с закупкой горючего в Европе не было в разгар кризиса и нет сейчас, главным фактором успеха всегда была оперативная и эффективная железнодорожная логистика. Она и сейчас остается краеугольным камнем энергетической безопасности.
Золотые вагоны
В 2022 году украинским трейдерам пришлось по всему континенту собирать вагоны для сжиженного газа европейского типа, влезать в устоявшиеся европейские графики железнодорожных перевозок. Проделана огромная работа, создан фундамент для полного разворота привычного потока нефтепродуктов с востока на 180 градусов. Европейцы признаются, что никогда бы не реализовали такие сложные и длинные проекты за столь короткий срок.
Однако аренда подвижного состава, что ныне в глухом бесперспективном простое, стоит дорого. К примеру, затраты на аренду вагонов суммарным объемом 5000 т (5% от необходимого Украине объема) составляют более $100 000 в месяц. Очевидно, что трейдеры уже скоро начнут отказываться от нее.
Украинские компании, разместившие запрос на аренду вагонов летом 2022 года, сегодня также вынуждены отказаться от долгожданной оферты. Таким образом, все достижения украинцев в строительстве цепей снабжения нероссийским газом могут быть потеряны. На восстановление логистических возможностей уйдут те же шесть-семь месяцев, которые были потрачены в 2022 году. И все это время мы вряд ли обойдемся без сомнительного газа.
Но это не повод не делать ничего, и ответ власти на мощную атаку россиян на топливном фронте явно заставил себя ждать.
Замечу, что рассчитывать на волшебные эмбарго и другие блокирования со стороны европейских партнеров не стоит. Изгнание российских нефтепродуктов за пределы Европы не поможет. Россиянам хватает запаса экономики, чтобы провести танкеры через полмира для сокрытия российского следа. Например, российское дизтопливо едет из Санкт-Петербурга через всю Европу в Черное море и остается намного дешевле продукта местных производителей.
Другими словами, российский продукт всегда будет ломиться в Европу, в том числе и в Украину. Кстати, главной задачей европейских санкций в отношении российских энергоресурсов было сделать так, чтобы российское горючее доходило до границ цивилизованного мира с минимальной ценой.
Три шага перекрыть источник горючего из РФ
Чтобы критически усложнить импорт горючего российского происхождения в Украину, прежде всего – достаточно отнести его к запрещенному. Именно так, импорт горючего российского происхождения в Украину до сих пор не запрещен: российское горючее Украина юридически не импортирует, оно приезжает к нам с европейскими документами или вообще без них. Хотя сотню других российских товаров постановлением Кабмина №1147 запрещено ввозить на территорию Украины еще с 2015 года.
Это заставит импортеров предоставлять сертификат происхождения товара международного образца, где должно быть четко прописано место производства товара и, если это смесь, то из каких ингредиентов она состоит.
Сейчас страну происхождения товаров можно легко приравнять к стране отправки или стране регистрации продавца товара. И таможня почти не имеет права не поверить импортеру. Как организовать эффективный барьер для горючего с сомнительными документами о производителе – важный вопрос.
Поэтому следующий шаг – обложить непроходимой пошлиной партии, четкое происхождение которых нельзя доказать. Нет подтверждения, что товар не российский – плати пошлину.
Также обязателен к введению жесткий контроль упомянутых сертификатов происхождения горючего. Так уж получилось, что страны-агрегаторы российского горючего – это, как правило, государства с низким уровнем юридической ответственности и намного выше Украины по уровню коррупции. Уже скоро российское горючее будет ломиться везде из отдаленных уголков, как страны Африки или Ближнего Востока, где за разумную плату можно купить все, что угодно.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.