Взорванный мост в 20 км от украинско-российской границы, Харьковская область /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Рада вернула акциз на строительство дорог. «Большая стройка» возвращается? На самом деле нет. Вот почему

Взорванный мост в 20 км от украинско-российской границы, Харьковская область Фото Getty Images

Парламент вернул акциз на бензин, дизель и автогаз – главный наполнитель Государственного дорожного фонда. В 2023 году он составит около 70 млрд грн. На что хватит этих денег и куда их потратят?

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

6 жовтня. Онлайн-конференція Forbes «Без рожевих окулярів»

6 жовтня. Онлайн-конференція Forbes «Без рожевих окулярів»

Що ви дізнаєтесь: Правила розвитку бізнесу в умовах абсолютної невизначеності; Як отримати в клієнти й співпрацювати з Міноборони – найбільшим замовником у країні; Як «воєнні» інновації можуть допомогти вашому бізнесу; 2023-й у цифрах від Мінфіну й НБУ.

Квитки на конференцію за посиланням

20 спікерів: Олексій Резніков, Сергій Марченко, Михайло Федоров, Олександр Конотопський, Алекс Ліссітса, Сергій Ніколайчук, Юлія Бадрітдінова, Тарас Чмут та інші.

Коли: 6 жовтня, з 10:00 до 16:00

21 сентября Верховная Рада приняла закон, частично возвращающий акцизный налог на топливо в размере:

  • бензин – €100 за 1000 л;
  • дизель – €100 за 1000 л;
  • газ – €52 за 1000 л.

Собранные средства правительство собирается направить на ремонт и строительство дорог, которые почти прекратились после полномасштабного вторжения России.

До войны акциз на нефтепродукты обеспечивал около 90% дорожного фонда. В марте Рада упразднила акциз, оставив фонд без источников финансирования. Тогда ставки для бензина и дизеля были выше: €213 и €139 соответственно.

«Возвращение акциза позволит финансировать Государственный дорожный фонд, восстанавливать дороги и мосты», – говорит заместитель министра финансов Украины Александр Кава.

В 2021 году расходы на дорожные работы составили 132 млрд грн. В рамках президентского проекта «Большая стройка» в позапрошлом году отремонтировали 7288 км дорог. Средняя стоимость 1 км – 20,7 млн грн.

Акцизы, по расчетам Кавы, принесут в дорожный фонд в 2023 году около 70 млрд грн. Из них 57 млрд грн пойдут непосредственно на дороги, остальное – на погашение долгов.

За 57 млрд грн в 2021 году можно было отремонтировать 2750 км дорог. В 2023-м – значительно меньше, поскольку себестоимость дорожных работ выросла примерно на 50%, говорит владелец компании «Автострада» Максим Шкиль. Стоимость битума, по его словам, выросла почти вдвое, до 28 000–30 000 грн/т, топлива – тоже вдвое, тариф на перевозки «Укрзализныци» – на 70%.

Восстановление военного времени

«Укравтодор» не конкретизирует планы по географии восстановления дорог в следующем году. «На время войны все проекты по новому строительству заморожены», – говорит замглавы «Укравтодора» Андрей Ивко. Масштабных ремонтов дорог в регионах, не пострадавших от боевых действий, по его словам, не стоит ожидать.

Агентство продолжит восстанавливать разрушенную российскими военными инфраструктуру. Среди приоритетов – капитальный ремонт мостов и критически важных дорог.

В результате на конец сентября в Украине разрушены 322 моста и 25 000 км автомобильных дорог, говорит Ивко. «Восстановление всей разрушенной инфраструктуры потребует минимум четыре года и 970 млрд грн», – говорит он.

К концу сентября «Укравтодор» построил 54 временные переправы (понтонные мосты, насыпи) вместо уничтоженных мостов, расчищено 1162 км дорог. «План до конца года зависит от того, сколько территорий еще освободят наши военные», – говорит Ивко.

Бюджет «Укравтодора» на восстановление инфраструктуры в 2022 году – 490 млн грн. В июне правительство увеличило финансирование для «Укравтодора» на 5,9 млрд грн, однако компания до сих пор не получила эти средства.

Работы по восстановлению выполняют те же компании, которые работали в предыдущие годы, говорит Ивко. Во время военного положения «Укравтодор» привлекает компании к работам без проведения открытых тендеров, согласно постановлению правительства. Изменится ли это в следующем году, когда объем финансирования существенно увеличится, Ивко не говорит.

До войны, в 2021 году, компания «Автострада», одна из крупнейших выгодоприобретателей «Большого строительства», выполнила работы на 15 млрд грн, говорит Шкиль. За девять месяцев этого года – в 33 раза меньше, на 450 млн грн.

При этом государство задерживает выплаты. «Автострада» пока получила не более 35% из этих средств, а долг за 2021 год – 3 млрд грн, говорит Шкиль. «Укравтодор» имеет задолженности перед другими подрядчиками.

Сейчас «Автострада» работает на территориях, где проходили боевые действия, – в Житомирской, Черниговской, Сумской, Харьковской областях. Дорожники приходят сразу после военных. Они расчищают дороги от разбитой военной техники и инфраструктуры, строят временные переходы там, где были уничтожены мосты.

Рада вернула акциз на строительство дорог. «Большая стройка» возвращается? На самом деле нет. Вот почему /Фото 1

Первая десятка компаний, получивших больше заказов от «Укравтодора»

Объем работ еще одного лидера рынка, компании Onur, в 2022 году уменьшился на 90% по сравнению с 2021-м, говорит главный координатор Onur Group Ukraine Эмре Караахметоглу. Первые два месяца войны компания не выполняла никаких работ, а с мая сосредоточилась на небольших проектах, финансируемых Всемирным банком. Onur планирует до конца года достроить мост в Ирпене.

Пережить тяжелые времена «Автостраде» помог кредит на 300 млн грн, под 23%, говорит Шкиль. «Расходуем также собственные деньги и средства, которые были на счетах наших предприятий», – говорит он. Штат компании сократился более чем вдвое, до 2500 сотрудников. В ряды ВСУ призвали 1400 сотрудников.

Шкиль ожидает увеличения финансирования, которое позволит его компании вернуть часть прежних подрядов и получить новые. До войны сотрудники «Автострады» обследовали Антоновский мост в Херсонской области для проекта по его реконструкции. «Тогда мы оценили стоимость работ в 1–1,5 млрд грн, без замены опор», – говорит Шкиль.

Во время войны этот мост стал одной из основных артерий обеспечения российских войск на правом берегу Днепра. В течение лета ВСУ несколько раз его обстреляли, сделав непригодным для использования.

«Надеюсь, уже скоро сможем вернуться к этому проекту», – говорит Шкиль.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине