Взорванный мост в 20 км от украинско-российской границы, Харьковская область /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Рада вернула акциз на строительство дорог. «Большая стройка» возвращается? На самом деле нет. Вот почему

3 хв читання

Взорванный мост в 20 км от украинско-российской границы, Харьковская область Фото Getty Images

Парламент вернул акциз на бензин, дизель и автогаз – главный наполнитель Государственного дорожного фонда. В 2023 году он составит около 70 млрд грн. На что хватит этих денег и куда их потратят?

6 жовтня. Онлайн-конференція Forbes «Без рожевих окулярів»

6 жовтня. Онлайн-конференція Forbes «Без рожевих окулярів»

Що ви дізнаєтесь: Правила розвитку бізнесу в умовах абсолютної невизначеності; Як отримати в клієнти й співпрацювати з Міноборони – найбільшим замовником у країні; Як «воєнні» інновації можуть допомогти вашому бізнесу; 2023-й у цифрах від Мінфіну й НБУ.

Квитки на конференцію за посиланням

20 спікерів: Олексій Резніков, Сергій Марченко, Михайло Федоров, Олександр Конотопський, Алекс Ліссітса, Сергій Ніколайчук, Юлія Бадрітдінова, Тарас Чмут та інші.

Коли: 6 жовтня, з 10:00 до 16:00

21 сентября Верховная Рада приняла закон, частично возвращающий акцизный налог на топливо в размере:

  • бензин – €100 за 1000 л;
  • дизель – €100 за 1000 л;
  • газ – €52 за 1000 л.

Собранные средства правительство собирается направить на ремонт и строительство дорог, которые почти прекратились после полномасштабного вторжения России.

До войны акциз на нефтепродукты обеспечивал около 90% дорожного фонда. В марте Рада упразднила акциз, оставив фонд без источников финансирования. Тогда ставки для бензина и дизеля были выше: €213 и €139 соответственно.

«Возвращение акциза позволит финансировать Государственный дорожный фонд, восстанавливать дороги и мосты», – говорит заместитель министра финансов Украины Александр Кава.

В 2021 году расходы на дорожные работы составили 132 млрд грн. В рамках президентского проекта «Большая стройка» в позапрошлом году отремонтировали 7288 км дорог. Средняя стоимость 1 км – 20,7 млн грн.

Акцизы, по расчетам Кавы, принесут в дорожный фонд в 2023 году около 70 млрд грн. Из них 57 млрд грн пойдут непосредственно на дороги, остальное – на погашение долгов.

За 57 млрд грн в 2021 году можно было отремонтировать 2750 км дорог. В 2023-м – значительно меньше, поскольку себестоимость дорожных работ выросла примерно на 50%, говорит владелец компании «Автострада» Максим Шкиль. Стоимость битума, по его словам, выросла почти вдвое, до 28 000–30 000 грн/т, топлива – тоже вдвое, тариф на перевозки «Укрзализныци» – на 70%.

Восстановление военного времени

«Укравтодор» не конкретизирует планы по географии восстановления дорог в следующем году. «На время войны все проекты по новому строительству заморожены», – говорит замглавы «Укравтодора» Андрей Ивко. Масштабных ремонтов дорог в регионах, не пострадавших от боевых действий, по его словам, не стоит ожидать.

Агентство продолжит восстанавливать разрушенную российскими военными инфраструктуру. Среди приоритетов – капитальный ремонт мостов и критически важных дорог.

В результате на конец сентября в Украине разрушены 322 моста и 25 000 км автомобильных дорог, говорит Ивко. «Восстановление всей разрушенной инфраструктуры потребует минимум четыре года и 970 млрд грн», – говорит он.

К концу сентября «Укравтодор» построил 54 временные переправы (понтонные мосты, насыпи) вместо уничтоженных мостов, расчищено 1162 км дорог. «План до конца года зависит от того, сколько территорий еще освободят наши военные», – говорит Ивко.

Бюджет «Укравтодора» на восстановление инфраструктуры в 2022 году – 490 млн грн. В июне правительство увеличило финансирование для «Укравтодора» на 5,9 млрд грн, однако компания до сих пор не получила эти средства.

Работы по восстановлению выполняют те же компании, которые работали в предыдущие годы, говорит Ивко. Во время военного положения «Укравтодор» привлекает компании к работам без проведения открытых тендеров, согласно постановлению правительства. Изменится ли это в следующем году, когда объем финансирования существенно увеличится, Ивко не говорит.

До войны, в 2021 году, компания «Автострада», одна из крупнейших выгодоприобретателей «Большого строительства», выполнила работы на 15 млрд грн, говорит Шкиль. За девять месяцев этого года – в 33 раза меньше, на 450 млн грн.

При этом государство задерживает выплаты. «Автострада» пока получила не более 35% из этих средств, а долг за 2021 год – 3 млрд грн, говорит Шкиль. «Укравтодор» имеет задолженности перед другими подрядчиками.

Сейчас «Автострада» работает на территориях, где проходили боевые действия, – в Житомирской, Черниговской, Сумской, Харьковской областях. Дорожники приходят сразу после военных. Они расчищают дороги от разбитой военной техники и инфраструктуры, строят временные переходы там, где были уничтожены мосты.

Рада вернула акциз на строительство дорог. «Большая стройка» возвращается? На самом деле нет. Вот почему /Фото 1

Первая десятка компаний, получивших больше заказов от «Укравтодора»

Объем работ еще одного лидера рынка, компании Onur, в 2022 году уменьшился на 90% по сравнению с 2021-м, говорит главный координатор Onur Group Ukraine Эмре Караахметоглу. Первые два месяца войны компания не выполняла никаких работ, а с мая сосредоточилась на небольших проектах, финансируемых Всемирным банком. Onur планирует до конца года достроить мост в Ирпене.

Пережить тяжелые времена «Автостраде» помог кредит на 300 млн грн, под 23%, говорит Шкиль. «Расходуем также собственные деньги и средства, которые были на счетах наших предприятий», – говорит он. Штат компании сократился более чем вдвое, до 2500 сотрудников. В ряды ВСУ призвали 1400 сотрудников.

Шкиль ожидает увеличения финансирования, которое позволит его компании вернуть часть прежних подрядов и получить новые. До войны сотрудники «Автострады» обследовали Антоновский мост в Херсонской области для проекта по его реконструкции. «Тогда мы оценили стоимость работ в 1–1,5 млрд грн, без замены опор», – говорит Шкиль.

Во время войны этот мост стал одной из основных артерий обеспечения российских войск на правом берегу Днепра. В течение лета ВСУ несколько раз его обстреляли, сделав непригодным для использования.

«Надеюсь, уже скоро сможем вернуться к этому проекту», – говорит Шкиль.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине