Парламент вернул акциз на бензин, дизель и автогаз – главный наполнитель Государственного дорожного фонда. В 2023 году он составит около 70 млрд грн. На что хватит этих денег и куда их потратят?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
6 жовтня. Онлайн-конференція Forbes «Без рожевих окулярів»
Що ви дізнаєтесь: Правила розвитку бізнесу в умовах абсолютної невизначеності; Як отримати в клієнти й співпрацювати з Міноборони – найбільшим замовником у країні; Як «воєнні» інновації можуть допомогти вашому бізнесу; 2023-й у цифрах від Мінфіну й НБУ.
Квитки на конференцію за посиланням
20 спікерів: Олексій Резніков, Сергій Марченко, Михайло Федоров, Олександр Конотопський, Алекс Ліссітса, Сергій Ніколайчук, Юлія Бадрітдінова, Тарас Чмут та інші.
Коли: 6 жовтня, з 10:00 до 16:00
21 сентября Верховная Рада приняла закон, частично возвращающий акцизный налог на топливо в размере:
- бензин – €100 за 1000 л;
- дизель – €100 за 1000 л;
- газ – €52 за 1000 л.
Собранные средства правительство собирается направить на ремонт и строительство дорог, которые почти прекратились после полномасштабного вторжения России.
До войны акциз на нефтепродукты обеспечивал около 90% дорожного фонда. В марте Рада упразднила акциз, оставив фонд без источников финансирования. Тогда ставки для бензина и дизеля были выше: €213 и €139 соответственно.
«Возвращение акциза позволит финансировать Государственный дорожный фонд, восстанавливать дороги и мосты», – говорит заместитель министра финансов Украины Александр Кава.
В 2021 году расходы на дорожные работы составили 132 млрд грн. В рамках президентского проекта «Большая стройка» в позапрошлом году отремонтировали 7288 км дорог. Средняя стоимость 1 км – 20,7 млн грн.
Акцизы, по расчетам Кавы, принесут в дорожный фонд в 2023 году около 70 млрд грн. Из них 57 млрд грн пойдут непосредственно на дороги, остальное – на погашение долгов.
За 57 млрд грн в 2021 году можно было отремонтировать 2750 км дорог. В 2023-м – значительно меньше, поскольку себестоимость дорожных работ выросла примерно на 50%, говорит владелец компании «Автострада» Максим Шкиль. Стоимость битума, по его словам, выросла почти вдвое, до 28 000–30 000 грн/т, топлива – тоже вдвое, тариф на перевозки «Укрзализныци» – на 70%.
Восстановление военного времени
«Укравтодор» не конкретизирует планы по географии восстановления дорог в следующем году. «На время войны все проекты по новому строительству заморожены», – говорит замглавы «Укравтодора» Андрей Ивко. Масштабных ремонтов дорог в регионах, не пострадавших от боевых действий, по его словам, не стоит ожидать.
Агентство продолжит восстанавливать разрушенную российскими военными инфраструктуру. Среди приоритетов – капитальный ремонт мостов и критически важных дорог.
В результате на конец сентября в Украине разрушены 322 моста и 25 000 км автомобильных дорог, говорит Ивко. «Восстановление всей разрушенной инфраструктуры потребует минимум четыре года и 970 млрд грн», – говорит он.
К концу сентября «Укравтодор» построил 54 временные переправы (понтонные мосты, насыпи) вместо уничтоженных мостов, расчищено 1162 км дорог. «План до конца года зависит от того, сколько территорий еще освободят наши военные», – говорит Ивко.
Бюджет «Укравтодора» на восстановление инфраструктуры в 2022 году – 490 млн грн. В июне правительство увеличило финансирование для «Укравтодора» на 5,9 млрд грн, однако компания до сих пор не получила эти средства.
Работы по восстановлению выполняют те же компании, которые работали в предыдущие годы, говорит Ивко. Во время военного положения «Укравтодор» привлекает компании к работам без проведения открытых тендеров, согласно постановлению правительства. Изменится ли это в следующем году, когда объем финансирования существенно увеличится, Ивко не говорит.
До войны, в 2021 году, компания «Автострада», одна из крупнейших выгодоприобретателей «Большого строительства», выполнила работы на 15 млрд грн, говорит Шкиль. За девять месяцев этого года – в 33 раза меньше, на 450 млн грн.
При этом государство задерживает выплаты. «Автострада» пока получила не более 35% из этих средств, а долг за 2021 год – 3 млрд грн, говорит Шкиль. «Укравтодор» имеет задолженности перед другими подрядчиками.
Сейчас «Автострада» работает на территориях, где проходили боевые действия, – в Житомирской, Черниговской, Сумской, Харьковской областях. Дорожники приходят сразу после военных. Они расчищают дороги от разбитой военной техники и инфраструктуры, строят временные переходы там, где были уничтожены мосты.
Объем работ еще одного лидера рынка, компании Onur, в 2022 году уменьшился на 90% по сравнению с 2021-м, говорит главный координатор Onur Group Ukraine Эмре Караахметоглу. Первые два месяца войны компания не выполняла никаких работ, а с мая сосредоточилась на небольших проектах, финансируемых Всемирным банком. Onur планирует до конца года достроить мост в Ирпене.
Пережить тяжелые времена «Автостраде» помог кредит на 300 млн грн, под 23%, говорит Шкиль. «Расходуем также собственные деньги и средства, которые были на счетах наших предприятий», – говорит он. Штат компании сократился более чем вдвое, до 2500 сотрудников. В ряды ВСУ призвали 1400 сотрудников.
Шкиль ожидает увеличения финансирования, которое позволит его компании вернуть часть прежних подрядов и получить новые. До войны сотрудники «Автострады» обследовали Антоновский мост в Херсонской области для проекта по его реконструкции. «Тогда мы оценили стоимость работ в 1–1,5 млрд грн, без замены опор», – говорит Шкиль.
Во время войны этот мост стал одной из основных артерий обеспечения российских войск на правом берегу Днепра. В течение лета ВСУ несколько раз его обстреляли, сделав непригодным для использования.
«Надеюсь, уже скоро сможем вернуться к этому проекту», – говорит Шкиль.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.