Цены на топливо снижаются с начала года: бензин подешевел на 1,72 грн, дизтопливо – на 1 грн /Shutterstock/Коллаж Александра Карасева
Категория
Деньги
Дата

Нефть дорожает, а ОККО, WOG, UPG и другие опускают цены. В чем причины и надолго ли это

Цены на топливо снижаются с начала года: бензин подешевел на 1,72 грн, дизтопливо – на 1 грн Фото Shutterstock/Коллаж Александра Карасева

Сети АЗС вторую неделю снижают цены на горючее, несмотря на удорожание нефти в Европе. Почему так произошло и как долго продлится парадоксальный тренд

Forbes Украина выпустил новый номер печатного журнала. В нем почти два десятка эксклюзивных материалов. Приобрести журнал с бесплатной доставкой можно по этой ссылке.

С начала года украинские сети АЗС снижают цены на топливо: бензин А-95 подешевел на 3%, или 1,72 грн, дизтопливо – почти на 2%, или 1 грн. Только 16 января крупные сети ОККО и WOG, а также UPG снизили цены на бензин и дизель на 1 грн/л, пишет Enkorr.

При этом нефть на лондонской бирже ICE дорожает. Фьючерсы на нефть Brent с 4 января выросли на 11%, или $8,8 – до $86,86 за баррель, свидетельствуют данные Investing.com.

Почему тогда бензин и дизель в Украине дешевеют? Главная причина – в конце года в страну ввезли рекордные объемы горючего, превышающие потребление. В декабре 2022 года импорт бензина составил 196 665 т, импорт дизтоплива – 660 341 т, сообщил Forbes первый заместитель министра экономики Денис Кудин, ссылаясь на данные Государственной таможенной службы.

Это самые большие объемы с начала полномасштабной войны, говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. Импорт бензина в декабре, по его данным, на 70% больше, чем в ноябре, дизеля – на 30%. «Топлива привезли столько, что я не помню, когда в последний раз были такие объемы», – говорит он.

Инфографика: Александр Скориченко

Цены сначала упали в группе, потом – на АЗС Фото Инфографика: Александр Скориченко

Так, украинские топливные компании готовятся к возможному дефициту топлива в ЕС после введения эмбарго на морские поставки российских нефтепродуктов, которое начнет действовать с 5 февраля, добавляет Куюн. К примеру, сеть Amic Energy накопила горючее на 45 дней, говорит начальник отдела розничной торговли компании «Amic Украина» Евгений Винниченко. «Подготовились к эмбарго», – объясняет он. Еще одна крупная сеть имеет запасы горючего на три недели, делится на условиях анонимности менеджер компании.

Запасы дизельного топлива в Северо-Западной Европе в начале весны упадут до минимума за последние 12 лет, пишет Bloomberg со ссылкой на прогноз консалтинговой компании Wood Mackenzie.

Россия – крупнейший поставщик дизеля в ЕС, пишет Reuters. В ноябре, по данным агентства, ЕС импортировал из страны-агрессора 44% дизеля от общего объема.

В Украине традиционно потребление падает в январе. Например, в январе 2021-го продажи сетей АЗС за наличные составили 119 634 т бензина, что на 7% меньше, чем месяцем ранее. Продажи дизеля за наличные упали на 17% – до 132 886 т, свидетельствуют данные Госстата.

До конца января профицит горючего в Украине начнет увеличиваться, что будет способствовать снижению цены, говорит Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании «НафтоРинок». «Такие же объемы топлива, которые поставили в декабре, сейчас направляются в Украину», – говорит он.

Цены на АЗС могут упасть еще на 1-2 грн, прогнозирует Куюн.

Несмотря на понижение цен, заработок топливных сетей останется высоким, говорит Сиренко. Дизель на границе стоит 41,5 грн/л, бензин – 38 грн/л, стоимость логистики – еще до 5 грн, – объясняет он. Самые большие цены на бензин в сетях Авиас и Neftek: 52 грн/л. Самый дорогой дизель – по 57,99 грн/л – продает Socar и «Параллель», свидетельствуют данные на сайтах сетей и ресурса minfin.com.ua.

Цены на бензин и дизель растут весной

Во второй половине февраля аграрии начнут готовиться к посевной и оживят спрос на горючее, говорит владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин. Это подвигнет цены к росту, прогнозирует он.

До конца февраля цены вряд ли будут расти, апеллирует Куюн. «В стране большие запасы горючего сформированы по низким ценам», – говорит он. Ситуация может измениться весной. С марта потребление в Украине будет стремительно расти, а Европа останется без российских нефтепродуктов. Есть риск, что поставщики не смогут закрыть спрос. Рынок взволнован этим», – говорит Куюн.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине