Цены на топливо снижаются с начала года: бензин подешевел на 1,72 грн, дизтопливо – на 1 грн /Shutterstock/Коллаж Александра Карасева
Категория
Деньги
Дата

Нефть дорожает, а ОККО, WOG, UPG и другие опускают цены. В чем причины и надолго ли это

Цены на топливо снижаются с начала года: бензин подешевел на 1,72 грн, дизтопливо – на 1 грн Фото Shutterstock/Коллаж Александра Карасева

Сети АЗС вторую неделю снижают цены на горючее, несмотря на удорожание нефти в Европе. Почему так произошло и как долго продлится парадоксальный тренд

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

С начала года украинские сети АЗС снижают цены на топливо: бензин А-95 подешевел на 3%, или 1,72 грн, дизтопливо – почти на 2%, или 1 грн. Только 16 января крупные сети ОККО и WOG, а также UPG снизили цены на бензин и дизель на 1 грн/л, пишет Enkorr.

При этом нефть на лондонской бирже ICE дорожает. Фьючерсы на нефть Brent с 4 января выросли на 11%, или $8,8 – до $86,86 за баррель, свидетельствуют данные Investing.com.

Почему тогда бензин и дизель в Украине дешевеют? Главная причина – в конце года в страну ввезли рекордные объемы горючего, превышающие потребление. В декабре 2022 года импорт бензина составил 196 665 т, импорт дизтоплива – 660 341 т, сообщил Forbes первый заместитель министра экономики Денис Кудин, ссылаясь на данные Государственной таможенной службы.

Это самые большие объемы с начала полномасштабной войны, говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. Импорт бензина в декабре, по его данным, на 70% больше, чем в ноябре, дизеля – на 30%. «Топлива привезли столько, что я не помню, когда в последний раз были такие объемы», – говорит он.

Инфографика: Александр Скориченко

Цены сначала упали в группе, потом – на АЗС Фото Инфографика: Александр Скориченко

Так, украинские топливные компании готовятся к возможному дефициту топлива в ЕС после введения эмбарго на морские поставки российских нефтепродуктов, которое начнет действовать с 5 февраля, добавляет Куюн. К примеру, сеть Amic Energy накопила горючее на 45 дней, говорит начальник отдела розничной торговли компании «Amic Украина» Евгений Винниченко. «Подготовились к эмбарго», – объясняет он. Еще одна крупная сеть имеет запасы горючего на три недели, делится на условиях анонимности менеджер компании.

Запасы дизельного топлива в Северо-Западной Европе в начале весны упадут до минимума за последние 12 лет, пишет Bloomberg со ссылкой на прогноз консалтинговой компании Wood Mackenzie.

Россия – крупнейший поставщик дизеля в ЕС, пишет Reuters. В ноябре, по данным агентства, ЕС импортировал из страны-агрессора 44% дизеля от общего объема.

В Украине традиционно потребление падает в январе. Например, в январе 2021-го продажи сетей АЗС за наличные составили 119 634 т бензина, что на 7% меньше, чем месяцем ранее. Продажи дизеля за наличные упали на 17% – до 132 886 т, свидетельствуют данные Госстата.

До конца января профицит горючего в Украине начнет увеличиваться, что будет способствовать снижению цены, говорит Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании «НафтоРинок». «Такие же объемы топлива, которые поставили в декабре, сейчас направляются в Украину», – говорит он.

Цены на АЗС могут упасть еще на 1-2 грн, прогнозирует Куюн.

Несмотря на понижение цен, заработок топливных сетей останется высоким, говорит Сиренко. Дизель на границе стоит 41,5 грн/л, бензин – 38 грн/л, стоимость логистики – еще до 5 грн, – объясняет он. Самые большие цены на бензин в сетях Авиас и Neftek: 52 грн/л. Самый дорогой дизель – по 57,99 грн/л – продает Socar и «Параллель», свидетельствуют данные на сайтах сетей и ресурса minfin.com.ua.

Цены на бензин и дизель растут весной

Во второй половине февраля аграрии начнут готовиться к посевной и оживят спрос на горючее, говорит владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин. Это подвигнет цены к росту, прогнозирует он.

До конца февраля цены вряд ли будут расти, апеллирует Куюн. «В стране большие запасы горючего сформированы по низким ценам», – говорит он. Ситуация может измениться весной. С марта потребление в Украине будет стремительно расти, а Европа останется без российских нефтепродуктов. Есть риск, что поставщики не смогут закрыть спрос. Рынок взволнован этим», – говорит Куюн.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине