Что происходит в экономике? Какие перспективы для украинской макроэкономики? Ключевые тезисы выступления руководителя отдела аналитики и исследований Forbes Ukraine Алексея Блинова на конференции «Деньги для победы»
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Война ведется на украинской территории, и агрессор нанес значительные потери нашей экономике. Из-за оккупации, разрушения и миграции реальный ВВП Украины сейчас составляет около трех четвертых уровня, предшествовавшего вторжению в 2022 году.
Несмотря на санкции, российская экономика смогла даже возрасти, в первом квартале 2024-го она на 8% превышала свой показатель до большой войны.
Следует трезво оценивать ситуацию. Война более чем вдвое увеличила бюджетные расходы Украины почти до 70% ВВП, тогда как агрессор оперирует бюджетом менее 40% ВВП, лишь незначительно нарастив его.
Если в 2021 году соотношение ВВП агрессора и Украины составило 9:1, то сейчас это 11:1. Потеря части экономического потенциала Украины уже неотвратима. Итак, в борьбе с Голиафом Давид просто обязан быть изобретательным. Какие вызовы стоят перед Украиной?
По разным прогнозам, государственный долг в 2024 году достигнет от 90% до 99% ВВП
Окончательный показатель будет зависеть, в частности, от результата переговоров по реструктуризации коммерческого долга.
В то же время из-за доминирования заимствований в иностранной валюте для государственного долга Украины уже сформировался значительный валютный риск. Доля внешнего долга в общей структуре уверенно превысила 70%, из-за чего долговая нагрузка очень чувствительна к валютному курсу. Уже сегодня каждая копейка девальвации увеличивает совокупный объем госдолга более чем на 1 млрд грн.
Ритмичность внешней помощи снова ухудшилась, что усложняет управление государственными финансами. В январе–феврале была пауза в поступлении финансирования, за которой последовала пауза апреля–мая. За прошлый месяц Украина получила лишь $20 млн внешнего финансирования, что сократило резервы.
Закон о государственном бюджете на 2024 год уже старый и требует обновления
И это не сюрприз. Еще по итогам первого квартала 2024-го Украина выполнила четверть годового плана всех расходов и более трети годового плана расходов на оборону.
Проблема состоит в том, что обычно на первый квартал должно приходиться лишь менее 20% годовых расходов. И хотя план доходов также «перевыполняется», это в значительной степени благодаря авансовым платежам государственных компаний и банков в начале года, следовательно, это не должно вводить в заблуждение.
Замедление инфляции прибавило фискальных проблем
Войну традиционно сопровождают три фискальных всадника: долги, налоги и инфляция. Наращивание долга уже давно очевидно. В то же время потребность в пересмотре налогов становится все более наглядной.
Текущие низкие характеристики инфляции являются скорее аномалией, чем новой нормой. И, кстати, эта аномалия уже создает дополнительные фискальные проблемы: если в 2023 году рост номинального ВВП оценивался в 25%, то прогнозы на 2024-й свидетельствуют о замедлении этого роста на 15%.
Соответственно, государственные финансы в этом году теряют около 10% «органического» прироста налогооблагаемой базы.
Внешнее финансирование становится меньше и сильнее привязано к условиям
Сейчас объемы подтвержденного внешнего финансирования на 2025 год очень малы.
К примеру, по программе МВФ Украина планирует получить в 2025-м $1,8 млрд, тогда как в тот же год она должна уплатить фонду $2,1 млрд в счет погашения прошлых долгов, а также ориентировочно $0,6 млрд процентов.
Каждый год войны Украина и ее партнеры планируют мероприятия только на год вперед. Каждый год переговоры о финансировании нужно было начинать с чистого листа. Это создало не только так называемую проблему-2025, но до этого – и проблему-2024. Сейчас логика прогнозов переходит к бессрочному прогнозу военных действий. Это требует и переосмысления подходов к финансово-экономическим стратегиям.
Украина обречена на системный внешнеторговый дефицит
Текущий дефицит внешней торговли в 20% ВВП даже в условиях устранения факторов военного времени превратится в системный дефицит около 10% ВВП, что станет реальностью послевоенной Украины. Это означает сохранение давления на гривну и системную потребность во внешнем финансировании.
Сейчас экономика получает безумный фискальный стимул военного времени, который впоследствии придется сворачивать. Но масштабы этого сворачивания спроса составят около 20% ВВП. Никто сегодня не может ответить на вопрос о том, как сделать это максимально безболезненно для украинской экономики.
Поствоенное развитие потребует экономических стимулов. Однако эта потребность остро конфликтует с состоянием государственных финансов, нуждающихся в консолидации. Это очень большая дилемма послевоенной экономической политики. Углубление демографического кризиса и уничтожение части экономического потенциала – реальность, которая делает довоенные модели развития устаревшими.
Следует выбрасывать старые догмы и искать новые ответы.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.