Категория
Деньги
Дата

«Просто забили на обслуживание». Метро на Голосеев и Теремки закрыли из-за подтопления. Каковы реальные сроки ремонта, сколько он будет стоить киевлянам и причастен ли к этому Ocean Mall

3 хв читання

Перекриття синьої гілки метро /коллаж Анастасия Левицкая

Почему Теремки и Голосеев оказались без метро и сколько это будет продолжаться Фото коллаж Анастасия Левицкая

Шесть станций киевского метрополитена перекрыты из-за трещины в тоннеле. Ремонт вряд ли закончится через полгода, как обещают киевские власти

Уже вторую неделю участок между станциями киевского метрополитена «Демеевская» и «Лыбидская» превращается в подземную реку. В тоннеле между станциями обнаружили трещины и проседание грунта, из-за чего на рельсы попала вода – в любой момент он мог обвалиться.

Чтобы избежать трагедии, уже с обеда 8 декабря городские власти поручили перекрыть шесть станций метрополитена: «Демеевскую», «Голосеевскую», «Васильковскую», «Выставочный центр», «Ипподром», «Теремки». В понедельник 11 декабря жители Голосеевского района вынуждены были добираться до ближайшей станции метро «Лыбидская» и ждать по меньшей мере в 15-минутных очередях, чтобы попасть на станцию.

Почему это произошло, сколько может стоить ремонт и удастся ли компенсировать метро наземным транспортом?

Причины аварии

Разгерметизации прогона могли предшествовать несколько факторов, сообщил в субботу, 9 декабря, руководитель метрополитена Виктор Брагинский, передает пресс-служба КГГА:

  • генподрядчик, частная компания «Киевметрострой» некачественно выполнила работы;
  • увеличение притока реки Лыбидь. Участок метро прокладывали через плавуны – водонасыщенные породы, способные к просадке или перемещению.

Вне подозрения киевских чиновников возможна третья причина – хаотическая застройка города, говорит Дмитрий Беспалов, бывший советник заместителя главы КГГА по вопросам развития транспортной инфраструктуры. «Тотальная застройка могла нарушить подземные процессы, предусмотренные проектом», – отмечает он.

Рядом с поврежденным участком находится один из крупнейших ТРЦ Киева – Ocean Plaza, и 1 сентября 2024 будет открыт еще один – Ocean Mall.

Однако версия с застройкой маловероятна, говорит инженер-конструктор Дмитрий Макогон. По его словам, застройщики, наоборот, обычно перестраховываются и закладывают в проект большее влияние на окружающую инфраструктуру.

«Основная версия: метрополитен просто забил на обслуживание сооружения и довел его до такого состояния, – рассуждает он. – Такие конструкции не разрушаются мгновенно – это следствие многолетнего бездействия». С этим согласен Беспалов. «Каждый год в поддержку инфраструктуры Киева должны закладываться миллиарды гривен, или 5-7% ее стоимости, – говорит он. – Этого нет, а деньги идут на строительство новых мостов и дорог». Как итог, два из пяти киевских мостов – мост Метро и мост Патона – в аварийном состоянии, свидетельствуют данные Мининфраструктуры.

8 декабря прокуратура Киева начала досудебное расследование по факту служебной халатности, повлекшей тяжкие последствия.

Это не последняя часть метро, которая может быть закрыта на ремонт. «Киевский метрополитен» планирует ремонт участка метро между станциями «Почайна» и «Тараса Шевченко», на той же ветке, писало в ноябре этого года киевское издание Небоскреб. Однако масштабы проблемы пока не известны. «В проектной документации будет определен способ выполнения работ, сроки и условия их выполнения, – говорится в ответе метрополитена на запрос издания. – На проектирование понадобится около пяти месяцев».

«Просто забили на обслуживание». Метро на Голосеев и Теремки закрыли из-за подтопления. Каковы реальные сроки ремонта, сколько он будет стоить киевлянам и причастен ли к этому Ocean Mall /Фото 1

Трещина в тоннеле на синей ветке киевского метро (Фото — КГГА)

«Просто забили на обслуживание». Метро на Голосеев и Теремки закрыли из-за подтопления. Каковы реальные сроки ремонта, сколько он будет стоить киевлянам и причастен ли к этому Ocean Mall /Фото 2

Трещина в тоннеле на синей ветке киевского метро (Фото — КГГА)

«Просто забили на обслуживание». Метро на Голосеев и Теремки закрыли из-за подтопления. Каковы реальные сроки ремонта, сколько он будет стоить киевлянам и причастен ли к этому Ocean Mall /Фото 3

Трещина в тоннеле на синей ветке киевского метро (Фото — КГГА)

«Просто забили на обслуживание». Метро на Голосеев и Теремки закрыли из-за подтопления. Каковы реальные сроки ремонта, сколько он будет стоить киевлянам и причастен ли к этому Ocean Mall /Фото 4

Трещина в тоннеле на синей ветке киевского метро (Фото — КГГА)

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Цена вопроса и сроки

С момента возведения поврежденного участка прошло 13 лет, подрядчик гарантировал эксплуатацию на 10 лет. Потому ремонт будет финансироваться из городского бюджета, то есть налогов киевлян, объясняет Макогон.

Сколько придется потратить? Чтобы оценить стоимость работ, туннель сначала нужно обследовать, ответили Forbes в пресс-службе КГГА. По словам руководителя «Киевского метрополитена», первые результаты обследования станут известны через две недели. После этого тоннель разрывают, рассказал Брагинский. Масштаб работ – яма в ширину 20 м и глубиной 10 м.

По оценке Беспалова, стоимость работ такого масштаба – десятки миллионов евро. «Где город экстренно найдет такую сумму – неизвестно». Бюджет Киева на 2023 год – €1,67 млрд.

Озвученные властями сроки выполнения работ тоже вызывают скепсис. В КГГА прогнозируют, что проблему удастся уладить за шесть месяцев. Макогон и Беспалов оценивают такие термины как «слишком оптимистичные». Например, на разработку проекта ремонта участка между «Почайной» и «Тараса Шевченко» «Киевский метрополитен» заложил пять месяцев. «Месяцы пойдут на раскопку, проектирование, поиск подрядчиков, тендеры, и только потом начнутся работы, если не будет проблем с финансированием», – перечисляет Макогон.

Смогут ли заменить метро дополнительные автобусные маршруты? От Теремков до Лыбидской курсируют уже 77 автобусов и 20 троллейбусов, которые дублируют маршруты закрытых станций метро, сообщил 9 декабря городской голова Виталий Кличко. Такое количество наземного транспорта сможет перевезти 14 000-15 000 человек в час. Метро на этом участке перевозило около 12 000 человек в час, указывает Кличко.

Беспалов оценивает пассажиропоток на этом участке минимум втрое выше. К тому же для того, чтобы обеспечить движение наземного транспорта в этой части города, пришлось забрать его из других. «У Киева сейчас и так не хватает общественного транспорта – особенно водителей», – объясняет он, подвергая сомнению способность города дублировать маршруты наземным транспортом все шесть месяцев. Остановка наземного транспорта во время воздушной тревоги и его нехватка приведут к неизбежным пробкам, считает он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд