Категория
Деньги
Дата

В Киеве снова «устал» мост. Какова стоимость обвала недостроенного Дегтяревского путепровода, откроют ли его в этом году и при чем здесь Труханов

4 хв читання

Дегтяревский мост /Getty Images

Дегтяревский мост Фото Getty Images

Дегтяревский путепровод в Киеве строила одесская компания, проверяла работы харьковская. 30 сентября он обрушился во время начальных монтажных работ. Кто виноват, сколько это будет стоить и когда мост обещают достроить

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

В феврале 2020-го кусок Дегтяревского путепровода отвалился и упал на проезжавший под ним автомобиль Suzuki. После этого инцидента мост усилили дополнительными опорами. Возведенный еще в 70-е путепровод в последние годы находился в аварийном состоянии, говорит Дмитрий Беспалов, бывший советник заместителя главы КГГА по вопросам развития транспортной инфраструктуры. Это достаточно важная, но не критическая часть городской инфраструктуры, под ним проходит улица Елены Телиги – часть так называемой малой кольцевой дороги Киева, добавляет он.

27 апреля КГГА объявила тендер на реконструкцию моста ожидаемой стоимостью 935 млн грн, еще 3,3 млн грн – стоимость наблюдения за реконструкцией. 19 мая тендер выиграла одесская компания «Росдорстрой», предложив за свои услуги 920 млн грн. Эта компания единственная, пришедшая на торги.

Контролировать строительство должна была малоизвестная харьковская компания «Слобожанский проектный дом», принадлежащая Валерию Филиченко. Подряд на 3,3 млн грн в Киеве – четверть от дохода компании за 2022 год.

В рамках планируемой реконструкции сооружение должны были полностью заменить. Ширину моста планировали увеличить с 28 м до 40 м, должны были появиться велодорожки и тротуары.

30 сентября во время монтажных работ одна из балок упала, задев шесть предыдущих. «Произошел эффект домино, и все они упали под своим весом 37 т», – рассказал на своей Facebook-странице очевидец события, инфраструктурный блогер Павел Авдокушин.

Проблема возникла именно во время монтажа балки, по неизвестным причинам потерявшей проектное положение, сообщил на своей Facebook-странице Сергей Пилипенко, СЕО столичной строительной компании «Ковальская». Именно эта компания должна изготовить 13 36-метровых балок по заказу «Росдорстрой». Каждая балка проверена и имеет соответствующий документ о качестве, настаивает гендиректор компании «Ковальская».

Какая стоимость обвала и когда мост достроят

Ущерб от обвала должен покрыть подрядчик согласно условиям соглашения. «Стоимость реконструкции не увеличится», – подтвердила пресс-служба компании.

Какова цена вопроса? Стоимость каждой из балок – менее 1 млн, говорит Forbes топ-менеджер строительной компании, попросивший не упоминать его фамилию в этой статье, так как считает, что тема приобрела политическую окраску. «Продолжался процесс демонтажа моста, фактически все работы по возведению нового и другие процессы еще впереди», – объясняет он.

То есть только за балки «Росдорстрой» придется выложить около 14 млн грн (7 млн грн за уничтоженные и столько же за новые). «Еще в около половины этой суммы обойдется оплата дополнительных работ вместе с демонтажем», – говорит инженер-конструктор Дмитрий Макагон.

Итак, общая сумма ущерба для строительной компании – менее 21 млн грн.

Сложно оценить, во сколько компании обойдется задержка реализации проекта. Обновленная развязка, согласно планам городских властей, должна была заработать уже к концу осени. Из-за необходимости устранения недостатков срок ввода в эксплуатацию развязки увеличится, сообщили в RDS.

Насколько? «Движение по мосту будет открыто в этом году», – сообщили Forbes в пресс-службе «Росдорстрой». Вопрос о сумме ущерба компания оставила без ответа. «Если производитель балок сможет оперативно их предоставить, то подрядчик может потерять около недели», – говорит инженер-конструктор Макагон.

Беспалов более скептичен. Достройка моста может затянуться до зимы, которая является наихудшим временем для дорожных работ, говорит он. «Изготовление балок, тщательное исследование, в чем дело, много проверок из-за обвала, работы по монтажу, которые до марта крайне ограничены», – перечисляет Беспалов. Поэтому, по его словам, очень маловероятно, что развязка заработает раньше 2024 года. Условия тендера позволяют компании завершить проект без штрафов до конца следующего года.

Что известно о «Росдорстрое» – одном из крупнейших подрядчиков страны

«Росдорстрой» – часть строительной группы RDS (до 2020 года – «Росдорстрой»). До большой войны компания была среди ключевых подрядчиков президентской программы «Большая стройка» (в течение 2020-го и 2021-го она выиграла тендеры почти на 15 млрд грн) и в 2021 году смогла попасть в рейтинг 100 крупнейших компаний от Forbes.

Владельцем компании является австрийская фирма «Юттема АУ ГмбХ», принадлежащая депутату Одесского облсовета и члену фракции мэра Одессы Геннадия Труханова «Доверяй делам» Юрию Шумахеру и одесскому бизнесмену Евгению Коновалову, свидетельствуют данные Опендатабот. Сайт «Наши деньги» связывает RDS с руководителем Одессы. Компания настаивает на том, что не имеет связи с одесским мэром. «Я никогда не отрицал дружеские отношения с Трухановым, – говорил Шумахер журналу «Фокус» в 2018 году. – Однако никакого совместного бизнеса у нас никогда не было».

По данным «Наших денег», RDS входит в пятерку крупнейших строительных подрядчиков в Prozorro с начала 2022 года по июль 2023 года с суммой тендеров более чем на 22 млрд грн. Активнее всего компания строит в Одесской, Полтавской и Николаевской областях. Также RDS – одна из тройки подрядчиков строительства водопровода стоимостью более 13 млрд грн из-за подрыва россиянами Каховской ГЭС. Всего за время существования компания заключила 594 договора на сумму более 83 млрд грн, свидетельствуют данные Prozorro.

Мэр Одессы Геннадий Труханов /Getty Images

Мэр Одессы Геннадий Труханов Фото Getty Images

НАБУ подозревало «Росдорстрой» в сговоре с депутатами Одесского горсовета и растрате государственных средств в период с 2014-й по 2016 годы на ремонте дорог Одессы. Ущерб городу от действий компании оценивался в 800 млн грн. Также компания фигурировала в деле о возможных махинациях Службы автомобильных дорог (САД): якобы за 10–15% отката от суммы тендера чиновники САД лоббировали интересы RDS при выборе подрядчика, а ремонт проведен некачественно.

В прошлом году RDS заработала почти 3,4 млрд грн дохода, что на 61% меньше, чем 8,8 млрд грн в 2021 году. В 2022-м компания получила более 247 млн грн ущерба, свидетельствуют данные Опендатабот.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд