Дегтяревский путепровод в Киеве строила одесская компания, проверяла работы харьковская. 30 сентября он обрушился во время начальных монтажных работ. Кто виноват, сколько это будет стоить и когда мост обещают достроить
Подарунок для справжніх лідерок та лідерів
Сертифікат Forbes — річний доступ до якісної аналітики, інсайтів та історій успіху, що змінюють мислення. Деталі та замовлення
В феврале 2020-го кусок Дегтяревского путепровода отвалился и упал на проезжавший под ним автомобиль Suzuki. После этого инцидента мост усилили дополнительными опорами. Возведенный еще в 70-е путепровод в последние годы находился в аварийном состоянии, говорит Дмитрий Беспалов, бывший советник заместителя главы КГГА по вопросам развития транспортной инфраструктуры. Это достаточно важная, но не критическая часть городской инфраструктуры, под ним проходит улица Елены Телиги – часть так называемой малой кольцевой дороги Киева, добавляет он.
27 апреля КГГА объявила тендер на реконструкцию моста ожидаемой стоимостью 935 млн грн, еще 3,3 млн грн – стоимость наблюдения за реконструкцией. 19 мая тендер выиграла одесская компания «Росдорстрой», предложив за свои услуги 920 млн грн. Эта компания единственная, пришедшая на торги.

- Категория
- Рейтинги
- Дата
Контролировать строительство должна была малоизвестная харьковская компания «Слобожанский проектный дом», принадлежащая Валерию Филиченко. Подряд на 3,3 млн грн в Киеве – четверть от дохода компании за 2022 год.
В рамках планируемой реконструкции сооружение должны были полностью заменить. Ширину моста планировали увеличить с 28 м до 40 м, должны были появиться велодорожки и тротуары.
30 сентября во время монтажных работ одна из балок упала, задев шесть предыдущих. «Произошел эффект домино, и все они упали под своим весом 37 т», – рассказал на своей Facebook-странице очевидец события, инфраструктурный блогер Павел Авдокушин.
Проблема возникла именно во время монтажа балки, по неизвестным причинам потерявшей проектное положение, сообщил на своей Facebook-странице Сергей Пилипенко, СЕО столичной строительной компании «Ковальская». Именно эта компания должна изготовить 13 36-метровых балок по заказу «Росдорстрой». Каждая балка проверена и имеет соответствующий документ о качестве, настаивает гендиректор компании «Ковальская».
Какая стоимость обвала и когда мост достроят
Ущерб от обвала должен покрыть подрядчик согласно условиям соглашения. «Стоимость реконструкции не увеличится», – подтвердила пресс-служба компании.
Какова цена вопроса? Стоимость каждой из балок – менее 1 млн, говорит Forbes топ-менеджер строительной компании, попросивший не упоминать его фамилию в этой статье, так как считает, что тема приобрела политическую окраску. «Продолжался процесс демонтажа моста, фактически все работы по возведению нового и другие процессы еще впереди», – объясняет он.
То есть только за балки «Росдорстрой» придется выложить около 14 млн грн (7 млн грн за уничтоженные и столько же за новые). «Еще в около половины этой суммы обойдется оплата дополнительных работ вместе с демонтажем», – говорит инженер-конструктор Дмитрий Макагон.
Итак, общая сумма ущерба для строительной компании – менее 21 млн грн.
Сложно оценить, во сколько компании обойдется задержка реализации проекта. Обновленная развязка, согласно планам городских властей, должна была заработать уже к концу осени. Из-за необходимости устранения недостатков срок ввода в эксплуатацию развязки увеличится, сообщили в RDS.
Насколько? «Движение по мосту будет открыто в этом году», – сообщили Forbes в пресс-службе «Росдорстрой». Вопрос о сумме ущерба компания оставила без ответа. «Если производитель балок сможет оперативно их предоставить, то подрядчик может потерять около недели», – говорит инженер-конструктор Макагон.
Беспалов более скептичен. Достройка моста может затянуться до зимы, которая является наихудшим временем для дорожных работ, говорит он. «Изготовление балок, тщательное исследование, в чем дело, много проверок из-за обвала, работы по монтажу, которые до марта крайне ограничены», – перечисляет Беспалов. Поэтому, по его словам, очень маловероятно, что развязка заработает раньше 2024 года. Условия тендера позволяют компании завершить проект без штрафов до конца следующего года.
Что известно о «Росдорстрое» – одном из крупнейших подрядчиков страны
«Росдорстрой» – часть строительной группы RDS (до 2020 года – «Росдорстрой»). До большой войны компания была среди ключевых подрядчиков президентской программы «Большая стройка» (в течение 2020-го и 2021-го она выиграла тендеры почти на 15 млрд грн) и в 2021 году смогла попасть в рейтинг 100 крупнейших компаний от Forbes.
Владельцем компании является австрийская фирма «Юттема АУ ГмбХ», принадлежащая депутату Одесского облсовета и члену фракции мэра Одессы Геннадия Труханова «Доверяй делам» Юрию Шумахеру и одесскому бизнесмену Евгению Коновалову, свидетельствуют данные Опендатабот. Сайт «Наши деньги» связывает RDS с руководителем Одессы. Компания настаивает на том, что не имеет связи с одесским мэром. «Я никогда не отрицал дружеские отношения с Трухановым, – говорил Шумахер журналу «Фокус» в 2018 году. – Однако никакого совместного бизнеса у нас никогда не было».
По данным «Наших денег», RDS входит в пятерку крупнейших строительных подрядчиков в Prozorro с начала 2022 года по июль 2023 года с суммой тендеров более чем на 22 млрд грн. Активнее всего компания строит в Одесской, Полтавской и Николаевской областях. Также RDS – одна из тройки подрядчиков строительства водопровода стоимостью более 13 млрд грн из-за подрыва россиянами Каховской ГЭС. Всего за время существования компания заключила 594 договора на сумму более 83 млрд грн, свидетельствуют данные Prozorro.
НАБУ подозревало «Росдорстрой» в сговоре с депутатами Одесского горсовета и растрате государственных средств в период с 2014-й по 2016 годы на ремонте дорог Одессы. Ущерб городу от действий компании оценивался в 800 млн грн. Также компания фигурировала в деле о возможных махинациях Службы автомобильных дорог (САД): якобы за 10–15% отката от суммы тендера чиновники САД лоббировали интересы RDS при выборе подрядчика, а ремонт проведен некачественно.
В прошлом году RDS заработала почти 3,4 млрд грн дохода, что на 61% меньше, чем 8,8 млрд грн в 2021 году. В 2022-м компания получила более 247 млн грн ущерба, свидетельствуют данные Опендатабот.


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.