За время полномасштабного вторжения киевское метро видело десятки мероприятий: от пресс-конференции Владимира Зеленского и выступления миллиардера Ричарда Бренсона до концертов Верки Сердючки, Нади Дорофеевой и Дмитрия Шурова. Ивенты превращают метрополитен в участника творческой войны. Какова его роль.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В июне 2019 года Monatik устроил сольный концерт на НСК «Олимпийский». Его посетило более 60 000 слушателей.
Кульминацией шоу было появление в зале стилизованного вагона киевского метро. Артист ездил на нем по площадке и смог добраться до самых отдаленных секторов.
«Еще со стадионного шоу вагон метро является для меня символом – локомотивом творчества, внутренней силы, – говорит Дмитрий Монатик. – Но я бы хотел, чтобы концерт в метро был творческой амбицией, а не вынужденной реальностью». Вторжение вернуло метрополитен в список концертных локаций артиста. В конце июня 2022 года Монатик выступил на киевской станции «Майдан Незалежности».
Очереди на входе тянулись к Бессарабской площади; концерт хотели посетить около тысячи слушателей. На выступление Монатика пришли военные и их семьи, волонтеры, медики, учителя. «Все, кому была необходима музыкальная терапия», – говорит певец.
Концертная локация – одна из военных ипостасей киевского метрополитена. Первая и основная во время войны – убежище. С 24 февраля в инфраструктуре метро ежедневно пряталось более 20 000 человек, говорит начальник Киевского метрополитена Виктор Брагинский. «Наши работники фактически жили на станциях с детьми и родственниками», – добавляет он.
Ивенты метрополитен принимает с апреля. Первым крупным мероприятием был благотворительный концерт «Океана Эльзы» на станции «Золотые ворота» 24 апреля. На нем собрали более 8 млн грн для детей, пострадавших из-за войны войны.
Первое прикосновение
«Во всем мире нет места, где мы сейчас хотели бы оказаться больше, чем в величественном городе Киеве», – сказал солист U2 Боно во время выступления в киевском метро 8 мая. С этого концерта родилась идея сделать инвенты в метро регулярными.
Когда Офис президента планировал визит Боно, музыкант отметил, что хочет спеть в поддержку Украины. «Мы должны предложить локацию, где ему будет спокойно, – говорит советница по коммуникациям руководителя Офиса президента Дарья Заривная. – У президента возникла идея с метро».
После выступления Боно метро решили сделать символом того, что международные звезды – на стороне Украины. «Новость о визите Боно и выступлении Нино Катамадзе на станции «Майдан Незалежности» разлетелась мгновенно, – говорит Брагинский из Киевского метрополитена. – Это мощный сигнал поддержки».
Идея выступления в метро затрагивает селебрити, говорит Заривная. Когда зарубежным артистам посылают презентацию Metro Project, они реагируют именно на локацию. Под каждую звезду формат меняется: основатель компании Virgin Galactic Ричард Брэнсон проводил паблик-ток с украинскими предпринимателями, Боно сыграл концерт, актерам и режиссерам предлагают показы фильмов.
Другая задача выступлений в метро – поднимать мораль слушателей. За это отвечают украинские артисты. «Аниматоры занимались с детьми, чтобы ослабить стресс, выступал оркестр Нацгвардии, проводили психологические тренинги, – вспоминает Брагинский. – Это давало пассажирам оптимизм и силы».
Относительную безопасность для проведения событий сейчас предлагают либо метро, либо бомбоубежища. «Метро побеждает с визуальной и организационной точки зрения», – говорит основатель ивент-агентства S*EVENT Сергей Неклева (kartyna). С марта его агентство вместе со студией «Квартал 95» провели более двухсот концертов для военных и волонтеров. Локации – бомбоубежища, парки, госпитали, военные части и метро.
«Киевское метро я лично считаю самым красивым в мире», – говорит Неклева. Он рассказывает, что директора станции «Майдан Незалежности» команда уже в шутку называет человеком из шоу-бизнеса. Концерты в метро организационно отличаются, поскольку транслируются в национальном телемарафоне. Для этих выступлений команда строит полноценную сцену, отлаживает свет и звук.
Неклева вспоминает слова певицы Оли Поляковой: «Во всем мире музыканты начинают с метро, чтобы собирать стадионы, а у нас собирающие стадионы выступают в метро». «Появляется ощущение, что сейчас метрополитен – самая востребованная концертная площадка страны», – добавляет основатель S*EVENT.
Развитие проекта
С момента вторжения команда Сергея Неклева и «Квартала 95» провела один концерт в метрополитене Днепра, четыре – в Харькове и 14 в Киеве. «Сейчас ивенты проходят где-то раз в две недели», – говорит Заривная. Исключение – период перед Днем Незалежности: тогда выступлений было больше. 24 августа на двухчасовом концерте в метро выступили несколько десятков артистов: Kazka, Go_A, «Без Обмежень», Злата Огневич, Alina Pash, «Бумбокс», Джамала, Надя Дорофеева и др. Прямые включения делали Imagine Dragons, Coldplay и Стинг. На YouTube концерт просмотрели 400 000 раз.
«В основном ивенты проходят на перекрытых станциях «Майдан Незалежности» и «Крещатик», – говорит Брагинский. Мероприятия в метро не влияют на перевозку: сейчас подземкой ежедневно пользуются около 500 000 пассажиров, объясняет он.
Есть два формата выступлений: рассадка, когда приглашают до 250 слушателей, и концерт, количество гостей которого может достигать 800. Основу аудитории формируют координаторы ВСУ, МВД и ТрО, также организаторы сотрудничают с волонтерскими командами, госпиталями и «Укрзализныцей».
Чтобы добиться высокого качества звука, для телевизионной версии каждый инструмент записывается отдельно. Это позволяет дополнительно свести звук и уменьшить влияние площадки. «Мы работали с требовательными артистами: Нино Катамадзе, Алексеем Коганом, Веркой Сердючкой, «Без Обмежень», Артемом Пивоваровым, Дмитрием Шуровым, – рассказывает Неклева. – Отрицательных комментариев не было». По его словам, основная сложность – сохраняя безопасность, дать зрителям достаточный визуальный контакт.
«Мне важно быть ближе к людям, раствориться вместе в музыке хотя бы на час», – соглашается Дмитрий Монатик. Для этого сцену и центр концертной площадки соединили импровизированной тропинкой. Чтобы собрать оркестр, Монатик заручился поддержкой музыкального продюсера Сергея Могилевского. Из-за войны многие музыканты покинули Киев, и найти команду было непросто.
Самым сложным ивентом Дария Заривная считает выступление Ричарда Брэнсона. «Спикерам кажется, что когда проезжает поезд, их не слышно, – объясняет Заривная. – Они смолкают, это нарушает цельность мероприятия». Команда не будет отменять паблик-токи, но пока это один из самых сложных форматов.
Как будет эволюционировать новая роль киевского метрополитена, говорить рано. По мнению Заривной, чтобы придать проекту большую мощность, нужно привлечь больше зарубежных звезд в новых форматах.
Украинцам необходима музыкально-танцевальная терапия, чтобы держаться морально, убежден Монатик. Концерты любимых артистов – возможность пожить и отвлечься хотя бы на час. «Самое главное – чтобы люди чувствовали себя в безопасности, – добавляет художник. – Но верю, скоро мы встретимся на НСК «Олимпийский» на праздновании победы».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.