СЕО агентства диджитал-маркетинга Webpromo Юрий Копышинский исследовал ситуацию с украинским рынком электронной коммерции. Кто сейчас в тройке лидеров и какие перспективы у сферы?
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
Украинский рынок e-commerce стремительно развивается в последние 15 лет. Его «отцом» принято считать Владислава Чечеткина, основателя первого онлайн-гипермаркета Rozetka. Сейчас рынок онлайн-продаж в Украине имеет как нишевых лидеров в категориях, так и довольно жесткую конкуренцию среди титанов рынка.
Как выглядит рынок топ-игроков украинской электронной коммерции (e-commerce) и какова динамика перемен за последний год? Для анализа использован сервис similarweb, данные которого достаточно четко показывают тренды и динамику. Для сравнения взяты сайты магазинов Rozetka, Comfy, «Эпицентр», «Алло», «Фокстрот».
Средняя температура по палате
В первую очередь сравним онлайн-гипермаркеты: кто-то был лидером офлайн и долго занимал топ-позицию онлайн, а кто-то начал онлайн недавно, но уже показывает амбиции и динамику.
Как показывает statista, рынок онлайн-продаж в Украине совершил скачок в 2020 году более чем на 55% по сравнению с 2019 годом. Конечно, пандемия заставила сделать акцент на онлайн-продажах. По прогнозам, в 2022-м украинский рынок e-commerce должен был достигнуть $3,9–4 млрд. Но произошло полномасштабное вторжение России. Хотя в реальности цифры и ситуация не столь пессимистическая, как на графике.
По ряду направлений e-commerce-2023 уже вернулся к уровню 2021 года. Данная информация подтверждает объем транзакций онлайн как количество, так и средний чек. При текущем темпе роста в 2023 году цифра будет на уровень выше, чем в 2020 году. ВСУ дают людям веру в будущее, возвращают наши территории и стимулируют украинцев возвращаться домой и тратить свои средства здесь.
Кто представляет украинский е-ком
Rozetka является абсолютным лидером среди всех, кто рассматривался в исследовании. В украинском интернет-пространстве сайт занимает 15-е место, уступая двум доменам Google.com и google.com.ua, YouТtube и группе новостных ресурсов.
Интернет-магазин Allo был неизменным номером два в категории е-ком почти семь лет. Каждый анализ это показывал. Но с 2020 года его с этой позиции сместил сайт «Эпицентра». Также в тройку лидеров ворвался Comfy. За последние три года пятерка лидеров поменялась.
Трафик всех e-commerce0игроков, выбранных для анализа, составляет почти равноценную цифру общему трафику на Rozetka. Звучит так, будто победить ее невозможно. Но «Эпицентр» так не считает.
Аналитика показывает, что:
- разрыв между Rozetka и «Эпицентром» в марте сократился до 4,5 млн;
- падение у Rozetka было существенно ощутимее, чем у «Эпицентра»;
- за 2023 год «Эпицентр» получил уже больше потенциальных клиентов на сайте, чем это было в 2021 году, а Rozetka не вышла на показатели 2021 года, хотя активно приближается к этим цифрам.
Поэтому следующие три-пять лет возможна борьба за лидерство в онлайн-сегменте между этими двумя великанами.
Интересны данные по магазину «Фокстрот». Бывший безусловный лидер офлайн и лидер онлайн за последние годы потерял свои позиции и отстал от основных конкурентов. Динамика падения в декабре 2022 года была высокой, но восстановиться «Фокстроту» не удалось до сих пор.
С каких устройств украинцы ищут товары
Большинство посещений со смартфонов. Но лидер получает больше пользователей с декстопов. Возможно потому, что Rozetka для многих пользователей стала еще и шоурумом сравнения параметров тех или иных продуктов. Также Rozetka – самый известный и конкурентоспособный бренд.
Преимущество узнаваемости очевидно и составляет 60% от общего количества запросов по всем участникам данного исследования, на втором месте – «Эпицентр» с долей бренда 20%.
Также большинство активных покупателей онлайн имеют установленное приложение Rozetka – когда вы переходите на сайт с мобильного, попадаете именно в него. Similarweb не видит данные по приложениям, поэтому смело добавляйте в трафик еще +30% в мобайл, чтобы оценить реальный объем пользователей.
Другие магазины формируют коммерческий трафик в результате поисковых запросов, поэтому показатели могут отличаться.
Если просматривать параметры взаимодействия с сайтом, количество времени и страниц, посещаемых одним потенциальным покупателем, Rozetka также является лидером в этом направлении. На втором месте Comfy, который вводит решение, опираясь на лучший опыт рынка Соединенных Штатов.
Аудитория
«Эпицентр» посещают онлайн преимущественно женщины. Рассмотрев возраст посетителей, виден еще один интересный момент: у «Эпицентра» отставание относительно молодой аудитории. Это свидетельствует о недостаточном фокусе в борьбе за молодежь. Другие игроки схожи по возрастным группам.
Все игроки используют рекламу. Больше всего в пропорции к общему трафику это делает Comfy и «Фокстрот», а меньше всего – «Эпицентр». Но, конечно, лидером по инвестициям в платную рекламу является Rozetka с привлечением почти 14% своей аудитории таким методом.
По каналу директ (это условный бренд) разрыв между Rozetka и другими игроками достаточно существенный, с ближайшим «Эпицентром» он достигает почти 8 млн пользователей, остальные игроки балансируют на грани от 1–1,4 млн пользователей.
Подводя итоги исследования
1. Онлайн восстанавливается и существенно быстрее, чем это мог кто-либо ожидать. Есть прогнозы, что объем рынка в 2023 году может выйти на показатели 2020-го или даже превысить их.
2. В гонке лидеров за последние два года произошли определенные изменения и фактически ротация. «Эпицентр» уверенно занял вторую позицию и увеличивает динамику роста с целью стать лидером.
3. Когда-то стабильный магазин «Алло», наоборот, за последние два года потерял топ-позицию – на его место посягнул Comfy и имеет все шансы закрепиться в тройке лидеров.
4. Отдельно удивил относительно пассивный «Фокстрот», двигающийся по инерции рынка.
5. Бренд победит. Rozetka имеет в три раза больше трафика, привлеченного по бренду, чем второй игрок «Эпицентра». При этом стратегия прокачки бренда была выбрана еще 15 лет назад. Когда все остальные инвестировали в товарные позиции и привлечение продаж, лидер строил фундамент на будущее и это точно дает свои положительные результаты.
Будущее украинского рынка электронной коммерции оптимистично, несмотря на войну, темпы обновления опережают прогнозы и ожидания. Но динамика напрямую зависит от успехов ВСУ на фронте, которые дают нам определенную стабильность.
Уверен, что после нашей победы получим еще более высокий показатель роста.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.