Заявление министра экономического развития Украины Юлии Свириденко о стремлении за 10 лет достичь ВВП Украины в триллион долларов вызвало горячую дискуссию. Руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий не разделяет скептицизм коллег по поводу такой амбициозной цели. В новейшей истории такой рост за 10 лет случался
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Украинский ВВП в триллион долларов за 10 лет – о такой амбициозной цели на прошлой неделе заявила министр экономического развития Украины Юлия Свириденко. Ее заявление восприняли с холодным пессимизмом, ведь за свою историю потолком для Украины был результат $200 млрд.
«Для достижения триллиона долларов ВВП нашей экономике нужно будет расти в среднем на 20% в долларе в течение 10 лет. Или на 10% ежегодно в течение 19 лет. Возможно ли это? При каких-то определенных условиях. Но в новейшей экономической истории подобных прецедентов не было», – прокомментировал в facebook цель Свириденко эксперт в банковском секторе Евгений Дубогрыз.
Хочу поспорить. Все же это не выглядит абсолютной фантастикой, ведь примеров столь быстрого роста в мире достаточно.
В прошлом году ВВП Украины был около $159 млрд. Чтобы достичь 1000 млрд, нам нужно вырасти в долларах в 6,3 раза. В новейшей истории такой рост за 10 лет случался, свидетельствует статистика МВФ.
Однако имеем одно большое огорчение: за последние восемь лет ни одна страна из базы МФВ подобного роста не демонстрировала. Так что прервать тренд последних лет может быть непросто.
Основной предпосылкой роста экономики Украины должна быть ее победа в войне с Россией и восстановление ее территориальной целостности. Мы можем говорить только о целостной и послевоенной Украине. А целостная и послевоенная Украина будет иметь ВВП значительно выше, чем $159 млрд.
В течение 2014 и 2022 годов Украина потеряла территории, которые до этого давали по 10% ВВП. Если мы вернем контроль над этими территориями, потенциал нашей экономики вырастет примерно до $200 млрд в ценах 2021 года (конечно, не сразу). В идеале – примерно до $220 млрд. В ожидаемых ценах 2024-го (да, мы должны учитывать инфляцию доллара) – это будет примерно $225-250 млрд.
Чтобы за 10 послевоенных лет украинской экономике вырасти с $225 млрд до $1000 млрд, нужно продемонстрировать увеличение в 4,4 раза. Случаев такого роста новейшая статистика МВФ показывает больше.
Есть три периода, когда такой рост происходил чаще всего за последние 30 лет:
- Начало 2000-х годов, что связано с ростом посткоммунистических экономик в результате их эффективной трансформации.
- 2007-2008 годы, что тоже связано с посткоммунистическими экономиками (статистика которых постепенно поступала МВФ), а также сырьевым бумом середины 2000-х.
- Первая половина 2010-х. Здесь активно росли экономики, связанные с Китаем, который сам показывал 5-кратный рост долларового ВВП за десятилетия.
Но и здесь прослеживается та же нездоровая тенденция: за последние семь лет рост в 4,4 раза за десятилетия демонстрировали одиночные страны, равняться на которые Украине, пожалуй, не стоит.
Плохая новость – Украины в этом списке никогда не было. Хотя у нас и был период активного роста ВВП: с 2000 по 2008 год наша экономика увеличилась в долларовом эквиваленте в 5,6 раза. Но, к сожалению, этот рост был непродолжительным и несистемным, так что за десятилетний отрезок мы никогда не росли быстрее, чем в 4,3 раза.
Факторы будущего роста украинской экономики, исходя из обобщенного опыта других стран:
- Станьте быстрорастущим сырьевым придатком Китая. Исходя из нашей геополитической ситуации и того, что сателлиты Китая, как и сама страна, уже не растут так стремительно, этот вариант точно не для нас.
- Быстро трансформировать экономику, то есть наверстать то, чего мы не сделали в течение 1990-х и 2000-х.
Не факт, что последнего будет достаточно, но в случае Украины это может сработать. Потому что у нас еще один фактор роста: внешние инвестиции в Украину могут стать модными. А именно они были одним из факторов нашего стремительного роста в 2000-2008 годах и основным фактором успеха наших западных соседей.
Главное, чтобы эти инвестиции были системными и долгосрочными, а не спекулятивными, как в нулевых. То есть, чтобы инвестиции базировались не только на жадности инвесторов, моде на Украину (которая точно будет скоротечной) и завышенных ожиданиях иностранцев (которые быстро разочаруются).
Пока внимание всего цивилизованного мира к нам приковано, мы должны продемонстрировать реальное продвижение в реформах (борьба с коррупцией, справедливые правила игры, обеспечение реального верховенства права). И тогда у нас будет реальный шанс достичь амбициозных целей.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.