Категория
Деньги
Дата

Prozorro для восстановления, финансовый Рамштайн и пять секторов для инвестиций. Что везут украинские члены правительства в Лондон на конференцию по восстановлению. Forbes узнал много подробностей

6 хв читання

Томаш Фіала, Денис Шмигаль, Ростислав Шурма та Юлія Свириденко /иллюстрация Getty Images / Анна Наконечная

Томаш Фиала, Денис Шмыгаль, Ростислав Шурма и Юлия Свириденко Фото иллюстрация Getty Images / Анна Наконечная

21 июня в Лондоне начнется Ukraine Recovery Conference – большое мероприятие, посвященное восстановлению Украины во время и после войны с РФ. Что украинская сторона может предложить потенциальным инвесторам и на что она может рассчитывать

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Многомиллиардная программа по развитию энергетики до 2050 года, о которой Forbes писал в конце прошлой недели, является лишь частью того, что украинская делегация представит на большой конференции по поводу восстановления Украины в Лондоне.

В течение 21-22 июня украинские чиновники представят целый ряд проектов: от концептуального видения трансформации экономики на сотни миллиардов долларов до Prozorro для восстановления. На полях конференции состоится и финансовый Рамштайн. В Лондон также приехали представители украинского бизнеса.

Акценты на долгосрочных планах, требующих инвестиций в триллион долларов, вызывают ассоциации с аджендой, которую Украина представляла в Лугано год назад. Тогда правительство показало свою версию «плана Маршалла» – десятилетнюю программу восстановления Украины на $750 млрд, что скорее испугало потенциальных доноров.

Нынешняя конференция имеет заметные отличия, за счет которых у украинской делегации есть все шансы вернуться в Киев не с пустыми руками.

О чем идет речь? И с чем Украина приехала в столицу одного из ключевых союзников?

Как Украина готовилась к конференции в Лондоне и кто поехал туда

Через год, прошедший после конференции в Лугано, название этого города в контексте украинского восстановления стало скорее «мемом», чем синонимом успешного фандрейзинга. «Тогда у нас был огромный план, который никто не мог прочитать, но не было понимания, какую экономическую политику мы хотим проводить», – констатирует одно из должностных лиц, которое попросило не упоминать его имя в этой статье.

В Швейцарии Украина действительно презентовала всеобъемлющий план на $750 млрд к 2032 году. Он базировался на 15 основных «национальных программах», разработанных Нацсоветом восстановления весной 2022-го. Этот орган состоял из 24 рабочих групп, в его работе участвовало более двух тысяч экспертов из общественного сектора, парламента, правительства и Офиса президента (ОП).

Такой подход не поразил доноров: украинская делегация вернулась домой со словами поддержки, но без денег. После этого мероприятия, посвященные Украине, проходили в Берлине, Париже и Риме, однако именно лондонская конференция должна была стать кульминацией в поисках Украиной взаимопонимания с потенциальными донорами.

Подготовка к Лондону проходила в более узком кругу. Процесс координировал заместитель председателя (ОП) по экономической политике Ростислав Шурма, были привлечены Офис реформ Кабмина и отдельные министерства, говорит на правах анонимности собеседник из команды президента, знакомый с процессом подготовки.

Девять депутатов из экономического, финансового, бюджетного и антикоррупционного комитета, с которыми общался Forbes, отметили, что не были вовлечены в подготовку проекта. Лишь два из них частично видели программу, которую украинская делегация представит 21-22 июня. «Это была тайна за семью печатями», – говорит один из нардепов.

Согласно расписанию конференции, которое есть в распоряжении Forbes, свои проекты во время конференции URC 2023 должны представить:

  • Заместитель председателя ОП Шурма.
  • Министр экономики Юлия Свириденко и ее заместитель Александр Грибан.
  • Министр развития общин и инфраструктуры Александр Кубраков и его заместитель Александра Азархина.
  • Глава Минцифры Михаил Федоров.
  • Министр социальной политики Оксана Жолнович.
  • Министр энергетики Герман Галущенко.
  • Министр финансов Сергей Марченко, который примет участие в заседании платформы доноров «финансовый Рамштайн».
Пресс-служба КМУ

Заседание правительства. Юлия Свириденко и Денис Шмыгаль Фото Пресс-служба КМУ

Изменения в расписание конференции вносились даже за день до начала, говорит нардеп из экономического комитета, который попросил не упоминать его фамилии в этой статье. «Пока финальная программа не понятна», – говорил он во время разговора вечером 19 июня. Например, в расписании, которое есть в распоряжении Forbes, нет выступления премьер-министра Дениса Шмыгаля. Однако в пресс-службе премьера подтвердили, что он будет присутствовать на мероприятии.

«Списки тех, кто поедет, согласовывали в ОП, поэтому будут присутствовать только избранные», – говорит нардеп из партии «Слуга народа», которой отказали в участии. Она попросила не упоминать ее имени в этой статье.

Что в Лондон привезли Шурма, Свириденко и Кубраков

Лондонскую адженду Украины можно разделить на три отдельных направления.

Первое – долгосрочная трансформация экономики

Речь идет не только об энергетике, программу преобразования которой к 2050-му стоимостью в $400 млрд будет презентовать Шурма. О желании показать в Лондоне амбиции Украины писала в колонке на ЕП и глава Минэкономики Свириденко.

«Через десять следующих лет мы видим Украину государством, задающим мировые тренды – от продовольственной безопасности до возобновляемой энергетики и новейших технологий», – отметила она. Речь идет о цели достичь ВВП в триллион долларов, другая цель – более 100 ГВт новых мощностей зеленого поколения и производство более 40 млн тонн «зеленой» стали, добавила Свириденко.

Одна из рабочих презентаций соответствующей программы, имеющейся в распоряжении Forbes, предусматривает инвестиции в пять приоритетных секторов к 2032-му в $430 млрд. Это создание агро-хаба ($123–128 млрд), зеленой металлургии и зеленой энергетики ($51-61 млрд и $148 млрд соответственно), инвестиции в обороноспособность ($65 млрд), а также газ и газотранспортную систему ($41 млрд).

Второе – финансирование текущих потребностей

Сюда входят несколько параллельных треков:

Во-первых, Минрегионразвития Кубракова планирует презентовать цифровую систему управления восстановлением DREAM. Это интерактивная база, которая позволит мониторить проекты восстановления и источники их финансирования. «Это своеобразный «Prozorro для восстановления». Должен понравиться партнерам», – говорит бизнес-омбудсмен Роман Ващук.

Проект охватит объекты, которые необходимо восстанавливать в этом и следующем годах, уточняет одно из должностных лиц министерства, попросившее не упоминать своего имени в этой статье.

Prozorro для восстановления, финансовый Рамштайн и пять секторов для инвестиций. Что везут украинские члены правительства в Лондон на конференцию по восстановлению. Forbes узнал много подробностей /Фото 1

Александр Кубраков

Во-вторых, «финансовый Рамштайн». Его задача – аккумулировать средства доноров (преимущественно речь идет о странах G7) для финансирования ближайших потребностей госбюджета Украины. После получения программы МВФ на четыре года и $15,6 млрд Украина рассчитывает привлечь от других партнеров всего около $115 млрд за этот период.

В-третьих, министр соцполитики Жолнович будет презентовать социальные проекты, которые уже начали реализоваться или планируются в этом году, говорится в письменном комментарии пресс-службы министерства. Среди них: 20 центров жизнестойкости, протезный хаб (инвестиции в образование для специалистов по протезированию и производство комплектующих), а также 2000 домов для приемных семей (средняя стоимость одного дома $300 0000).

Третье – бизнес

Одна из задач, которую ставили перед собой организаторы лондонской конференции, – пригласить к участию представителей топ-500 крупнейших мировых компаний, которые могли бы засвидетельствовать, что будут рассматривать Украину как место для инвестиций.

План не удалось воплотить в полной мере. Но бизнес-составляющая все же будет. К примеру, среди спикеров панели, посвященной роли частного сектора в экономических реформах, указан основатель Dragon Capital Томаш Фиала.

Искать инвесторов для строительства современного конгресс-холла, где будут проходить выставки украинских технологий и инноваций, собирается партнер и финансовый директор UNIT.City Кирилл Бондарь.

Что можно получить от Лондона

Заручиться финансированием проектов планирует команда Министерства инфраструктуры. В частности, есть надежда на создание нескольких мультидонорских фондов. Один из них – на $300 млн под эгидой ООН, рассказывает одно из должностных лиц министерства. Подобный инструмент уже работает на базе Всемирного банка: в него уже инвестировано около $400 млн от Японии, которые можно использовать, например, для компенсации гражданам за разрушенное жилье, уточняет собеседник.

Озвучен и один из источников покрытия среднесрочных потребностей госбюджета, поиском которых занимается платформа «Финансового Рамштайна». Еврокомиссия (ЕК) предлагает зарезервировать для Украины в бюджете ЕС 50 млрд евро на следующие четыре года, заявила 20 июня президент ЕК Урсула фон дер Ляйен.

Getty Images

Урсула фон дер Ляйен и Владимир Зеленский Фото Getty Images

Зачем правительство снова планирует показать партнерам очередной проект суперамбициозных преобразований. У демонстрации многомиллиардных долгосрочных планов тоже есть своя логика.

«Нас постоянно спрашивают: что вы собираетесь строить? Как будет экономика выглядеть в будущем? Что нам нужно финансировать, какие стратегические отрасли?», – объясняет один из членов украинской делегации, попросивший не упоминать своего имени и места работы в этой статье.

Одним из потенциальных инструментов финансирования таких долгосрочных проектов может стать фонд реконструкции Украины от BlackRock и JP Morgan Chase, отмечает собеседник. О создании этого фонда сообщила FT. Ожидается, что полноценный проект заработает уже после завершения войны. Он будет сконцентрироваться на сочетании правительственных и частных инвестиций. О страховании военных рисков речь не идет, уточнил Forbes один из чиновников.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд