В начале года большинство экономических прогнозов обещали Украине минимальный рост ВВП в 2023-м или даже еще один год падения. Сейчас ситуация поменялась. Но способна ли украинская экономика расти темпами в 5–7%
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
«10% роста ВВП в этом году меня удивят, но 5–7% – это абсолютно рабочая цифра», – сказал основатель инвесткомпании Concorde Capital Игорь Мазепа во время эфира YouTube-проекта Forbes «Business Breakfast с Владимиром Федориным».
Еще несколько месяцев назад о таких темпах восстановления экономики речь не шла. В январе НБУ значительно ухудшил ожидания экономического роста: с 4% до 0,3%. Консенсус-прогноз, собранный в начале марта Центром экономической стратегии (ЦЭС), предполагал, что в этом году Украину ожидает минимальное падение ВВП в 0,1%.
Впрочем, пессимистические ожидания, вероятно, не оправдаются. Свои прогнозы уже улучшили Нацбанк (2% роста против 0,3%) и обычно очень консервативный Международный валютный фонд. Ранее МВФ прогнозировал для ВВП Украины диапазон от -3 до 1%. Сейчас говорится, что еще одного года сокращения украинской экономики не будет.
Но значит ли это, что экономика может в этом году выйти на темпы восстановления в 5–7%?
Почему экономика пошла вверх
Экономическая активность в Украине существенно росла в первом квартале 2023-го благодаря быстрому восстановлению энергетической системы после российских атак, отмечается в пресс-релизе МВФ по случаю пересмотра четырехлетней программы сотрудничества с Украиной.
Стабилизацию энергоснабжения как одну из самых важных причин отмечают все экономисты, опрошенные Forbes. Зимние отключения света были существенным основанием для пессимизма по поводу перспектив экономики в этом году, констатирует глава аналитического департамента Sense Bank Алексей Блинов.
Второй фактор – относительно стабильная ситуация безопасности, несмотря на ракетные обстрелы. Ключевой аспект – линия фронта уже многие месяцы остается почти неизменной. «Есть все большая уверенность бизнеса, что ситуация не ухудшится. Это способствует постепенному возобновлению производства», – отмечает глава департамента макроэкономических исследований группы ICU Виталий Ваврищук.
С января каждого месяца росла загруженность предприятий, и ожидания бизнеса стабильно положительны, добавляет директор аналитического департамента Dragon Capital Елена Билан.
2 июня НБУ опубликовал майский опрос предприятий. Индекс ожиданий деловой активности (ИОДА) хоть и несколько снизился, но остался выше нейтрального уровня. До апреля все опросы, которые Нацбанк проводил во время войны, свидетельствовали о скорее негативных ожиданиях бизнеса.
Третья составляющая – макростабильность. Это, в частности, финансовая помощь партнеров, укрепление гривны, замедление инфляции, продолжение работы «зернового коридора» (хотя и с перебоями). Стабильные и большие объемы международной помощи через государственные расходы стимулируют экономику, говорит старший экономист Центра экономической стратегии Юрий Гайдай.
Положительные ожидания есть не только у бизнеса, но и у населения. «Большую часть прошлого года домохозяйства в основном тратились только на необходимое, теперь население постепенно увеличивает свою долю расходов», – отмечает Ваврищук из ICU.
Также украинскую экономику поддерживает ситуация на внешних рынках: выросли цены и спрос для металлургии и руды, указывает Билан из Dragon Capital. Есть постепенное восстановление и в освобожденных регионах – прежде всего в Харьковской области, где не так много обстрелов, как в Херсонской области, добавляет она.
Удастся ли достичь 5–7% роста?
У Dragon Capital был один из самых пессимистических прогнозов на 2023-й. В конце прошлого года компания заявила, что ожидает падение ВВП на 5%. Уже в марте аналитики улучшили прогноз до -0,5%, а в середине апреля – до +3%.
Sense Bank сохраняет оценку экономического роста в этом году в 5,5%, говорит Блинов. ICU пока остается с прогнозом +2%, но не исключает пересмотр после публикации предварительных оценок Госстата по первому кварталу, говорит Ваврищук.
Реально ли достичь показателя в 5–7%? Для такого роста нужны лучшие сценарии: завершение боевых действий, возобновление морской торговли, возвращение мигрантов из-за границы, говорит Гайдай из ЦЭС. «Это все малореалистично в этом году», – считает он.
Результаты экономики зависят прежде всего от ситуации на фронте, говорит Билан из Dragon Capital. «Если контрнаступление будет успешным, если выйдем по крайней мере на границы до 24 февраля, рост может быть очень быстрым, 5–7% вполне реальны», – объясняет она.
Террористические атаки России на Киев и другие города оказывают негативное влияние на потребительские настроения. «Это плохо для сферы услуг», – констатирует Билан. В опросе бизнеса от НБУ именно предприятия сферы услуг единственные имеют негативные ожидания деловой активности.
Еще один риск – прекращение работы «зернового коридора», говорит Ваврищук с ICU. Проблемой может быть и продление торговых ограничений со стороны ЕС, добавил Гайдай.
Большое влияние будет иметь и устойчивость энергетической системы осенью и зимой. Возвращение потенциальных блэкаутов может серьезно ударить по экономической активности, отмечает Ваврищук.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.