Открытие первого дня Ukrainian Recovery Conference 21 июня 2023 года. Во время выступления премьер-министра Великобритании Риши Сунака на экране появляется президент Украины Владимир Зеленский, Лондон /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Результаты Ukraine Recovery Conference. Нардеп Дмитрий Кисилевский выделил четыре положительных и отрицательных маяка экономической составляющей предложений Украины в Лондоне

3 хв читання

Открытие первого дня Ukrainian Recovery Conference 21 июня 2023 года. Во время выступления премьер-министра Великобритании Риши Сунака на экране появляется президент Украины Владимир Зеленский, Лондон Фото Getty Images

Сегодня в Лондоне завершается Ukrainian Recovery Conference 2023 – конференция, на которой представители правительства Украины представили свое видение обновления страны международным партнерам, финансовым организациям и частному бизнесу. Заместитель главы комитета по экономическому развитию ВРУ Дмитрий Кисилевский поделился своим видением предложений украинской стороны

Четыре положительных маяка

1. Экономическую составляющую обновления Украины представили как отдельный вид восстановления. Это впервые на подобных мероприятиях.

Это важно с точки зрения понимания партнерами и донорами потребностей Украины. Раньше подавляющее большинство разговоров шли об восстановлении жилья, инфраструктуры и энергетики. Наконец правительство полноценно заявило экономическое восстановление одним из приоритетов.

2. В риторике большинства чиновников появились тезисы о том, что для выполнения целей восстановления нужно производить соответствующие товары в Украине. Что население, выехавшее из-за войны за границу, не вернется в страну, даже в восстановленное жилье, если не будет работы. На это обратили внимание первая вице-премьер Юлия Свириденко, вице-премьер по восстановлению Александр Кубраков и министр финансов Сергей Марченко.

Тезис не вызвал у иностранцев – как у политиков, так и бизнесменов – никакого отторжения.

3. Предложение европейцам замещать товары из Китая и России аналогичными украинскими товарами определенных выше секторов. И для этой цели – зеленая индустриализация, зеленая энергетика, зеленая логистика.

Хороший тезис для формирования общей позиции с нашим ключевым партнером по индустриальному развитию Украины на взаимовыгодных условиях.

4. Министерство экономики сформировало видение развития базовых отраслей с учетом мировых трендовзеленого перехода и мировой продовольственной безопасности:

  • Агропромышленный комплекс. Увеличение урожая зерновых и масличных культур до 150 млн т, переработка 50% урожая. Обеспечение мировой продовольственной безопасности.
  • Металлургия. Производство 46 млн т зеленой стали в год.
  • Цветная металлургия и критические материалы. Добыча и переработка лития, никеля, титана, редкоземельных элементов.
  • Развитие транспортной инфраструктуры. Локализация производства материалов и транспортных средств.
  • Энергетика. Рост атомной, солнечной и ветровой генерации, появление стореджей больших мощностей, производство около 7 млн т зеленого водорода.
  • Строительство. Обеспечение потребности строительного сектора материалами внутреннего производства.

Реалистичность конкретных чисел вызывает определенный скепсис. Правительство не просит денег в бюджет на строительство заводов. Их будут строить частные инвесторы за частные средства, и каждый отдельный проект будет рассматриваться отдельно.

Правительство заявляет приоритеты, которые, возможно, будут поддержаны государственной экономической политикой. И наличие или отсутствие политики развития соответствующих секторов – то, что действительно важно.

Экономическая и промышленная политика была отражена в разных презентациях. Обобщив их, можно понять некоторые ее черты. Говорили о:

  • Страховании военных рисков.
  • Доступе предпринимателей к длинным дешевым деньгам.
  • Упрощении подключения к сетям.
  • Упрощении смены целевого назначения земли.
  • Локализации.
  • Индустриальных парках.
  • Экспортном финансировании.
  • Доступе украинских товаров на рынки ЕС и G7.
  • Государственно-частном партнерстве.

Публичная заявка правительством этих инструментов – безусловный позитив. На одной дерегуляции далеко не уедешь. Осталось дело за малым – сделать.

Чего не хватило

1. Разговор об экономическом росте был. А об изменении структуры экономики – нет.

До вторжения у нас была доля перерабатывающей промышленности около 10%. Это катастрофически мало. Без изменения структуры экономики экономический рост приведет к укреплению сырьевого статуса экономики и не позволит преодолеть бедность.

Бенчмарк Организации экономического сотрудничества и развития – 20%. Поэтому правительство должно определить целевой показатель, сформировать экономическую и промышленную политику, которая обеспечит его достижение.

2. Как стимулировать переработку?

Экономическая история Украины знает, что перерабатывающие отрасли появляются не от свободной руки рынка или открытия границ для импорта, а в результате противоположной политики. Появление маслоэкстракционной отрасли – следствие введения пошлин на семена подсолнечника.

А мораторий на экспорт леса-кругляка, кроме уменьшения экологического ущерба, привел к буму в деревообработке.

Так что планы перерабатывать 50% урожая должны быть обеспечены соответствующей политикой – как отрицательной, так и положительной, например, грантами, льготными кредитами, налоговыми стимулами.

3. Как превратить спрос базовых отраслей в появление новых производств в смежных сферах, а не в рост импорта?

Украинский аграрный сектор, который растет много лет, потребляет 70% импортных товаров: семена, удобрения, средства защиты растений, агротехнику, горюче-смазочные материалы.

В секторах, где правительство проводило политику, этот спрос трансформировался в новейшие производства. Например, программа по с/х технике привела к двукратному росту ее производства и появлению более 100 новых производителей.

А где у государства не было политики – спрос обусловил рост импорта. Это очевидная точка приложения усилий.

4. Отсутствует фокус на высокотехнологичных отраслях.

Только базовыми секторами сильную экономику не построишь. Очевидным приоритетом является ОПК. Следует определиться, что для оснащения Вооруженных сил Украины мы планируем покупать, а что – производить. И как обеспечивать появление этих производств.

Общее впечатление – правительство и Минэкономики сделали большой шаг вперед в экономической плоскости восстановления по сравнению с тем, что было раньше. Что совершенствовать – тоже понятно. Впереди много работы.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд