Категория
Деньги
Дата

Это не коррупция, просто таковы правила. Forbes разобрался, что происходит с подключением завода «Байрактар» к электросетям и откуда взялась цифра $10 млн

4 хв читання

Baykar /Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная

Турецкая компания Baykar преувеличила уровень проблемы Фото Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная

Информация о том, что Украина требовала у турецкой Baykar $10 млн за подключение к электричеству их будущего завода по производству беспилотников, не соответствует действительности. Но проблема действительно существует, и не только у турецких инвесторов. Разбор: как было на самом деле.

Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Early bird квитки вже у продажі — спеціальна пропозиція діє до 19 січня включно. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟

«Знаете, сколько стоит подсоединиться к сети [в Украине]? $10 млн. Как вам такое? И они говорят, что на подключение понадобится два года», – заявил гендиректор Baykar Defence Халук Байрактар журналистке Наталии Мосейчук в интервью, опубликованном 24 января.

Baykar еще в прошлом году объявил о планах построить в Украине научно-производственный центр на 30 000 кв. м, где будут работать более 300 специалистов. Завод будет производить не только беспилотники Bayraktar TB2, но и тяжелый Akıncı, беспилотный истребитель Kızılelma. Сроки строительства завода – около двух лет.

Высказывания «Байрактара» всколыхнули украинскую бизнес-среду, которая много лет жалуется на проблемы с подключением к электросетям. Слова CEO компании Baykar сводили на нет пиар-усилия властей по повышению инвестиционной привлекательности Украины.

Однако, как стало известно Forbes, руководитель турецкой компании случайно (или нет) ввел общество в заблуждение. В кейсе Baykar коррупционных злоупотреблений со стороны госструктур или энергокомпаний, скорее всего, не было, проблема более системная.

31 января Министерство энергетики провело встречу с представителями компании Baykar, госкомпании «Укрэнерго», энергетического холдинга ДТЭК и НКРЭКУ, чтобы разобраться в ситуации.

«Представители турецкой компании заверили, что не имеют претензий к Украине», – говорит Forbes чиновник в Министерстве энергетики Украины. Представители компании также извинились за то, что их высказывания могли навредить репутации Украины, говорит Forbes менеджер крупной энергетической компании, знающий подробности встречи.

На момент публикации в Baykar не ответили на запрос Forbes.

Сколько стоит подключение завода Baykar к энергосети

В ноябре 2022 года Baykar обратился в «Укрэнерго», ДТЭК и «Укрзализныцю» для получения технических условий присоединения к сети будущего завода. Эти три компании могут подключить производство в выбранной локации.

Baykar изначально планировала построить только завод в Киевской области, позже решили строить на той же площадке большой технопарк, частью которого будет завод по производству дронов. Соответственно, прогнозируемая необходимая мощность для подключения выросла в два раза, говорит собеседник в Минэнерго.

Помимо большой мощности есть еще одна сложность – это локация, где компания планирует разместить производство. Baykar будет строить технопарк на отдаленном расстоянии от ключевых подстанций и линий электропередачи.

Чтобы подсоединить будущее производство, Baykar нужно построить подстанцию на 110 кВ, модернизировать существующую подстанцию и провести 10–12 км линий электропередачи, говорит собеседник в Минэнерго.

Для оценки стоимости проекта Baykar заказал услуги подрядной организации, название которой не раскрывает. Подрядчик использовал технические условия, предоставленные «Укрэнерго», говорит менеджер крупной энергетической компании.

Эта частная компания оценила стоимость работ в $10 млн, а сроки – в два года. «Ни одна из украинских энергокомпаний не проводила таких расчетов и не выставляла Baykar чек на $10 млн», – уверяет чиновник из Минэнерго.

Но подрядчик назвал не заоблачные цифры. По предварительным оценкам, стоимость этих работ, учитывая объем и сложность, около $8 млн, сообщает собеседник Forbes в правительстве.

Заявленный объем работ – это миллионы долларов, говорит Олег Палайда, советник министра энергетики в 2019–2020 годах, который занимался вопросами реформирования системы присоединения к энергосетям. «Точную стоимость можно будет определить только после проведения технико-экономического обоснования или предпроектных работ», – говорит он.

Многолетняя проблема с подключением

Вопрос сложности и дороговизны присоединения новых предприятий к электросетям в Украине один из самых наболевших для бизнеса.

Подобный громкий кейс был в 2019-м, когда винницкое облэнерго выписало австрийской корпорации Head чек на €1,6 млн за подключение их завода к сетям.

«При Порошенко подписали меморандум, где была указана одна стоимость подключения, а когда власть сменилась, облэнерго говорит: меморандум – это лишь протокол о намерениях», – вспоминает Игорь Гуменный, основатель торгово-промышленного холдинга UBC Group, генподрядчик строительства завода.

Завод Head присоединился только после вмешательства в ситуацию президента Владимира Зеленского. «Это ведь неправильно, когда президент должен такое решать», – говорит Гуменный. – Энергетика – это огромная проблема, которая ставит крест на инвестициях в Украину».

Подобных проблем нет в цивилизованном мире, утверждает Гуменный.

UBC Group переносит часть производства с разрушенного завода в Харькове в Болгарию. «Там вообще вопрос о подключении не возникает, – говорит он. – Нас там, напротив, носят на руках, потому что мы пришли с инвестициями».

В Латвии, по его словам, подключение бесплатное, в Канаде и США нужно заплатить фиксированную цену за МВт и предприятие подключают.

В некоторых странах государство берет на себя часть или всю стоимость подключения, чтобы заинтересовать инвесторов, объясняет Олег Палайда. В других – стоимость подключения закладывается в конечный тариф, например, так это работает в Турции, добавляет собеседник из Минэнерго. «К сожалению, в Украине сейчас война, и мы не можем себе позволить такие работы за государственный счет», – говорит чиновник.

Проблема Украины не всегда в стоимости присоединения, но всегда в сложности и непрозрачности этого процесса, – утверждает Палайда. По этому показателю в рейтинге Doing Business Украина отстает. Страна стабильно занимает 120-130 место в рейтинге из 190 стран.

В 2021 году Всемирный банк объявил, что больше не будет публиковать отчет Doing Business о состоянии и условиях ведения бизнеса в разных странах. Если бы отчет публиковался, Украина бы существенно поднялась в этом рейтинге, отмечает чиновник. За последние два года, по его словам, процедура присоединения была упрощена, заработал электронный сервис по принципу «единого окна».

Проблемы могут возникать на уровне облэнерго, большинство из которых находятся в частной собственности, говорит высокопоставленный чиновник из Минэнерго. «Сейчас министерство вместе с регулятором ведет работу, чтобы навести порядок в облэнерго на местах», – говорит он.

Нарушения процедуры присоединений со стороны облэнерго практически не фиксируются и не наказываются регуляторами, а немногочисленные штрафы ситуацию никак не меняют, говорит Палайда. «Не решив проблему с присоединениями, можно забыть о послевоенном восстановлении и инвестициях», – говорит он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Головний журнал 2024 року вже у продажу

Заказывайте с бесплатной доставкой по Украине