Ожидаемое осенью восстановление экономики прервалось из-за российских терактов против энергетической инфраструктуры. НБУ прогнозирует рост реального ВВП в 2023 году всего на 0,3%. Как это повлияет на бизнес крупнейших украинских компаний и какие основные макропоказатели наиболее важны для них?
В 2023 году экономика Украины вырастет всего на 0,3%, свидетельствует обновленный макропрогноз НБУ, опубликованный 26 января. Также Нацбанк сохранил учетную ставку на уровне 25% и анонсировал, что будет держать ее как минимум до конца первого квартала 2024 года.
Предыдущие оценки регулятора, составленные осенью (т.е. еще до того, как стали понятны реальные масштабы ракетных атак России на украинскую инфраструктуру), были более оптимистичными. НБУ ожидал роста экономики в 2023 году на уровне 4%.
Что эти изменения означают для крупного украинского бизнеса и какие прогнозы он закладывает в планы на 2023 год?
Forbes задал этот вопрос участникам ежегодного списка ТОП-100 частных предприятий Украины. Ответы предоставили десять компаний из разных отраслей – от АПК до ритейла.
Из какой экономической реальности в этом году будут исходить крупнейшие украинские компании?
Прогнозы на 2023-й: чего ждут НБУ и крупный бизнес
«Ухудшение прогноза обусловлено последствиями энергетического террора РФ и пересмотром основного предположения о продолжительности сохранения рисков безопасности», – отметил глава НБУ Андрей Пышный.
Речь идет о военных действиях в рамках сопротивления вторжению РФ: НБУ предполагает, что их масштабы существенно снизятся лишь в начале 2024-го. Прогноз о росте ВВП на 4% в этом году базировался на гипотезе о значительной деэскалации внутри 2023-го.
Деловые ожидания украинского бизнеса в 4 квартале 2022 года оставались преимущественно негативными, свидетельствует опрос НБУ. Бизнес, в частности, ожидает ужесточения девальвации. Среднее значение курса через 12 месяцев – 42,59 грн/$, тогда как в третьем квартале было 41,93 грн/$.
Хотя предприятия торговли и сектора услуг довольно быстро подстроились к отключениям электроэнергии, серьезные потери понесла промышленность, в частности металлургия, говорится в релизе НБУ относительно новых прогнозов. Поскольку война будет продолжаться, НБУ ожидает, что полноценная разблокировка портов откладывается, а значит, возобновление экспорта будет не таким быстрым, как ожидалось.
Кроме того, в условиях войны аграриям трудно проводить посевную и уборочную кампании, поэтому, по оценкам Нацбанка, урожаи в этом году будут меньшими. В частности, по зерновым – на 15%.
Экономика будет постепенно возвращаться к устойчивому росту в следующие годы: до 4,1% в 2024 году и 6,4% – в 2025 году, ожидает Нацбанк. Инфляция в 2023-м замедлится до 18,7%, в 2024-м – до 10,4% и в 2025-м – до 6,7%.
Удерживать потребительские цены позволит анонсированная международная помощь, а также активизация рынка внутренних долговых привлечений. Нацбанк надеется, что в этом году ему не придется включать «эмиссионный станок» для финансирования дефицита бюджета и балансировки валютного рынка. К концу года ожидается, что международные резервы составят около $27 млрд.
Совпадают ли новые прогнозы с ожиданиями крупного бизнеса?
«Мы исходили из следующих показателей: инфляция в 2023-м (декабрь к декабрю) – 19%, рост ВВП – 2%, среднегодовой курс – 42,2 грн/$», – говорит финансовый директор «Фармак» Дмитрий Грищенко.
На схожие показатели ориентируется и ритейлер Auchan. Компания закладывает в бизнес-план в этом году инфляцию на уровне 20% и курс в 43 грн/$ в среднем за год и 50 грн/$ на конец 2023-го. «Но мы оцениваем прогноз курса как пессимистический и имеем понимание о других сценариях», – говорится в письменном комментарии Auchan.
Значит ли пересмотр прогнозов Нацбанка, что свои ожидания будет ухудшать и бизнес?
«Мы не перечисляем бюджеты в течение года, но при изменении ключевых макропоказателей адаптируем свои планы», – говорит CFO группы компаний ОККО Назар Купибида. Vodafone UA корректирует свои прогнозы при изменениях базовых показателей в пределах +/- 5%, комментирует директор по стратегии компании Дмитрий Пономаренко. Агрохолдинг «Астарта» меняет прогнозы ежемесячно и стратегически – ежеквартально, рассказали в пресс-службе компании. В случае больших колебаний компания перечисляет бюджет.
Ремарка НБУ о возможных сроках горячей фазы войны не менее важна, чем макропрогнозы. «Планирование стратегии фактически перешло на более короткие периоды времени, – констатирует руководитель по корпоративным коммуникациям Group DF (в состав входит азотный холдинг Ostchem ) Олег Арестархов. – Некоторые наши бизнесы просматривают ее буквально ежеквартально».
Курс или инфляция: на какие макропоказатели смотрят украинские компании
Какие именно показатели важны для крупного бизнеса? «Самые важные три – падение или рост ВВП, курса доллара и инфляции», – говорит Купибида из ОККО. Также топливная компания отслеживает рост заработной платы, динамику платежного баланса и стоимость денег/кредитов.
По словам Пономаренко из Vodafone, к перечню основных показателей добавились оценка потенциального бюджета на восстановление страны, динамика и прогноз миграции населения.
Большинство опрошенных компаний задают вопросы курса валют выше инфляции. «С точки зрения доходов это связано со значительной долей экспорта в структуре поступлений, с точки зрения расходов – курс оказывает существенное влияние на закупочные цены», – говорится в письменном комментарии пресс-службы агропромхолдинга «Астарта».
Для экспортоориентированных компаний важно не только соотношение гривня/доллар. Например, аналитики «Интерпайпа» отслеживают также пары гривня/евро и доллар/евро. Источники – прогнозы НБУ и Госбюджета, Европейского центробанка, Федеральной резервной системы и Deutsche Bank, рассказывает директор по экономике и финансам Интерпайп Сергей Кузьменко.
Компания также закладывает в бизнес-планы прогнозы цен на энергоносители и сырье, учитывает инвестиционные планы и стратегии развития крупных потребителей продукции, таких как «Укрзализныця» и «Укргаздобыча», добавляет Кузьменко.
Промышленники и агрокомпании учитывают прогнозируемые цены на основные товары на международных рынках. «Это биржевые товары, от которых зависит маржинальность нашего азотного бизнеса и бизнеса наших основных клиентов – аграриев», – объясняет Арестархов из Group DF. К примеру, азотный бизнес группы учитывает прогнозируемые цены на газ, который является основным сырьем для производства удобрений. Учитываются цены на основные виды сельскохозяйственной продукции, такой как пшеница, кукуруза, масло, соя.
Опрошенные предприятия при формировании бизнес-плана ориентируются на прогнозы НБУ, правительства, иностранных коммерческих банков, прогнозы мировых финансовых организаций (IMF, The World Bank, EBRD), рейтинговые агентства (Fitch и S&P), отчеты аудиторских компаний «большой четверки», международных и украинских инвестиционных компаний (ICU, Dragon Capital).
Компании промышленного и аграрного сектора используют биржевую информацию и аналитические отчеты таких ведущих агентств, как Fertecon (S&P), Bloomberg, Argus, Platts, IСIS, The International Fertilizer Association (IFA), ExPro и т.д. «Изучается публичная аналитика международных конкурентов. Важный источник в аграрном секторе – опрос клиентов и измерение их ожиданий», – добавляет Арестархов из Group DF.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.