Национальный банк опубликовал собственную оценку влияния перебоев с электроэнергией из-за российских обстрелов. Сколько это стоило ВВП, инфляции и украинским экспортерам
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
Обстрелы Россией украинской энергетической инфраструктуры будут негативно влиять на украинскую экономику и в этом, и в следующем году. В 2023-м Украине придется так или иначе существовать в условиях дефицита электроэнергии, свидетельствуют данные исследования НБУ, опубликованного в Инфляционном отчете за январь.
По базовому сценарию прогноза Нацбанка, недостаток будет оставаться максимальным в первом квартале – 27%. В апреле–сентябре дефицит будет существенно меньше (7–11%) и увеличится до 18% с началом отопительного сезона.
Это обойдется украинской экономике в 1,9 п.п. экономического роста, около $2 млрд дополнительного дефицита внешней торговли и несколько дополнительных процентных пунктов к инфляции этого года.
Эффект мог быть значительно сильнее, если бы не адаптивность бизнеса и скорость, с которой украинские энергетики научились чинить поврежденную инфраструктуру.
В конце концов, последствия обстрелов Украина будет ощущать и в 2024-м. Как именно? И научилась ли украинская экономика жить с учетом регулярных отключений света?
Смог ли бизнес адаптироваться к блэкаутам
Чтобы понять, как массированные атаки россиян на украинскую энергетику повлияли на бизнес, НБУ добавил дополнительный вопрос к своему ежеквартальному опросу предприятий. Исследование базируется на ответах более 600 компаний, предоставленных в течение ноября.
Подавляющее большинство предприятий снизило производство в связи с отключениями электроэнергии. Средний показатель по всем респондентам – минус 18,6%.
Наибольшие потери – в промышленности, строительстве и транспорте. По оценке НБУ, из-за обстрелов и блэкаутов украинская экономика потеряла 4 п.п. ВВП в IV квартале и 1,3 п.п. в 2022 году.
Рост экономики в этом году будет почти на 2% меньше, чем мог бы при отсутствии атак на энергетику. Эффект распространится и на 2024-й – минус 0,6 п.п. Ситуация могла быть хуже, но массовое использование бизнесом генераторов позволило отыграть для ВВП полпроцентных пункта.
При пессимистическом сценарии, который также учитывает НБУ, потери ВВП в этом году могут составить 3,6 п.п., в 2024-м – 1,5 п.п.
Как генераторы влияют на инфляцию
Вынужденный переход бизнеса на генераторы заметно отразился на себестоимости продукции. Другой фактор влияния на цены – дополнительный высокий спрос на топливо, в частности, для генераторов.
Влияние на инфляцию из-за бэкаутов не было слишком существенным. Одна из причин – часть магазинов закрыта при отключении света. Также меняется структура спроса – в пользу товаров длительного хранения, в то время как потребление товаров и услуг не первой необходимости уменьшается, говорится в исследовании НБУ.
Дефицит электроэнергии прибавил 0,5 п.п. к финальному показателю индекса потребительских цен на конец 2022 года (26,6%). В 2023-м это влияние будет значительно сильнее. По базовому сценарию НБУ, он достигнет максимума в 3 п.п. во ІІ–ІІІ кварталах года и снизится до 2 п.п. в последние несколько месяцев.
Вклад в инфляцию со стороны проблем с электроэнергией будет сохраняться и в начале 2024, однако будет незначительным.
Импорт против экспорта
Согласно выводам НБУ, дефицит электроэнергии оказывает двоякое влияние на ситуацию во внешней торговле. С одной стороны, это негатив для экспорта, а с другой – увеличение объемов импорта.
«Экспорт сократится по всем группам товаров, кроме зерновых культур, сбор и транспортировка которых почти не зависит от наличия электроэнергии», – говорится в отчете НБУ.
В контексте импорта энергодефицит прежде всего скажется на двух группах товаров – нефтепродуктах и продукции машиностроения (в частности, оборудования для восстановления энергосистемы).
Наибольший рост импорта НБУ ожидает в I квартале 2023-го – $220 млн в месяц. В середине года импорт снизится, однако снова будет расти с наступлением холодов.
По пессимистическому сценарию, наибольшие потери также будут приходиться на I квартал 2023 года, однако их величина возрастет. Среднемесячное снижение экспорта прогнозируется на уровне $135 млн в месяц, тогда как рост импорта – $410 млн.
По оценке НБУ, дефицит внешней торговли будет на около $2 млрд шире, чем ожидалось до обстрелов, в 2023 году и на 0,5 млрд – в 2024-м.
О чем говорят базовый и пессимистический сценарий НБУ
(Нажмите "читать больше", чтобы открыть полный текст)
В понимании НБУ, базовый сценарий предполагает сравнительно быстрое восстановление системы благодаря ремонтам и оперативным поставкам энергетического оборудования.
Пессимистический сценарий, наоборот, означает более существенное повреждение энергосистемы и более медленные темпы ремонтных работ. Это в худшую сторону влияет на оценку потерь ВВП и дефицита внешней торговли, но не инфляции: влияние на цены компенсируется более низким совокупным спросом.
В обоих сценариях заложено сезонное увеличение потребности в энергоресурсах зимой и соответственно – сокращение дефицита в летний период.
Также учтены плановые ремонты блоков АЭС. Это означает меньшее производство электроэнергии во ІІ и ІІІ кварталах 2023-го.
Несмотря на ожидаемый возврат контроля над ЗАЭС, которая находится на оккупированной территории, ее интеграция в энергосистему допускается только во II полугодии 2024 года (в частности, из-за вероятного заминирования территории и повреждения оборудования).
Пессимистический сценарий предполагает также остановку отдельных блоков АЭС из-за снижения маневренности системы, существенных потерь в тепло- и газоснабжении, а также временных длительных отключений электроэнергии в отдельных дефицитных областях.
Поставки дополнительного средне- и высоковольтного энергооборудования ожидаются со II квартала 2023 года, однако его настройка и адаптация потребуют времени.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.