Дэвид Рубенштейн из Carlyle Group, Ларри Финк из BlackRock и Дэвид Саломон из Goldman Sachs считают одним из главных условий привлечения инвестиций в Украину партнерство между государственным и частным секторами. Как его правильно выстроить?
Анализирует адвокат и управляющий партнер украинского офиса международной юридической фирмы «Вольф Тайс» и член наблюдательного совета Украинской ассоциации венчурного и частного капитала Тарас Думич
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
На Украинском завтраке в Давосе были чрезвычайные гости и вдохновляющие речи. Христя Фриланд, известная представительница украинской диаспоры в Канаде и нынешний заместитель премьер-министра Канады, в своем выступлении вспомнила выражение самого успешного хоккеиста в мире Уэйна Грецки: «Я скольжу туда, куда летит шайба, а не туда, где она была».
Что же на самом деле имеют в виду инвесторы?
Большинство инвесторов, посетивших Украинский завтрак в Давосе, были либо из бизнеса по управлению активами, либо, как говорит Дэвид Рубенштейн из Carlyle Group, «из сферы высшего призвания человечества, то есть прямого частного инвестирования (private equity)». Всех их объединяет то, что большинство денег, которыми они управляют и инвестируют, это деньги других людей и других институтов.
- Категория
- Мир
- Дата
Важнейшая часть дискуссии о видении того, каким образом будут осуществляться инвестиции в Украину, предположительно была представлена Ларри Финком, генеральным директором BlackRock, крупнейшей в мире компании по управлению активами. Финк и BlackRock активно участвовали в дискуссиях с президентом Владимиром Зеленским по поводу не только формирования, но и внедрения организационной структуры будущего инвестирования в Украину.
В своем выступлении Финк сделал ключевые акценты:
- построение новой и современной Украины должно происходить путем развития капиталистической системы в стране;
- будущий приток капитала в Украину не будет благотворительностью (филантропией);
- Украину нужно превратить в место с высокими результатами, где инвесторы будут получать честные и справедливые доходы;
- Украина должна стать страной инноваций, лидером в области новых технологий и лидером в области декарбонизации;
- инвестиции для восстановления Украины, которые оцениваются по меньшей мере в $750 млрд, должны поступить от публичного сектора, в частности иностранных государств, международных финансовых институтов и частного сектора.
Последний тезис подтвердил и Дэвид Саломон из Goldman Sachs, который сказал, что построение современной Украины невозможно без партнерства государственного сектора с частным сектором и партнерства государственных денег с частными.
Из наблюдений Финка можно сделать следующие выводы.
Важно, что дискуссии направлены именно на капитализм, а не благотворительность, хотя в развитых странах они идут рядом. Несколько лет назад один из представителей украинской диаспоры из Северной Америки после многих лет борьбы за свои инвестиции в Украине сказал, что Украине следует помогать в виде благотворительности, но не тратить время на инвестирование. Это должно измениться, и именно это действительно имел в виду господин Финк.
Инвестиции, как иностранные, так и внутренние, осуществляются в целях получения доходов. Такое получение доходов может происходить либо в денежной форме, либо в форме роста стоимости вложенных инвестиций. Если нет обоснованных ожиданий, что инвестиции могут быть прибыльными, ни один инвестор не рискнет вкладывать средства в Украину.
Получение прибыли особенно важно, поскольку инвесторы, такие как BlackRock, Carlyle, Goldman Sachs и другие, инвестируя деньги других людей и учреждений, несут фидуциарные обязательства перед собственными клиентами, чьи деньги они инвестируют. Диапазон этих клиентов колеблется от частных лиц до пенсионных фондов, страховых компаний и даже суверенных фондов.
Хотя Саломон упомянул в своем выступлении, что финансовые учреждения по всему миру обязаны участвовать и поддерживать восстановление Украины, нам не следует быть наивными. Этого не произойдет, если эти финансовые учреждения не придут к выводу, что для них есть шанс получить прибыль и, конечно же, не потерять свои инвестиции.
Какие пути помогут инвестициям работать?
Все вышеперечисленные спикеры говорили о партнерстве между государственным и частным секторами. Они подразумевали не только необходимость партнерства между международным государственным и частным секторами, но и необходимость партнерства между украинским государственным сектором и иностранным частным сектором.
В таком партнерстве публичная или государственная сторона предоставляет объект, который необходимо развить, восстановить или построить с нуля, а частная сторона вкладывает в это свои деньги, время и опыт.
Хорошая новость состоит в том, что Украина разработала нормативно-правовую базу для государственно-частного партнерства, и незадолго до начала войны даже был начат один или несколько таких проектов.
Однако есть парадигма, которая должна измениться в философии украинского государственно-частного партнерства. Эта парадигма касается получения частными инвесторами доходов и обеспечения возможности для инвесторов создавать прибавочную стоимость. Эта парадигма должна представлять интерес не только частного инвестора, но и государственной стороны.
Более того, государственной стороне нужно будет изучить возможности для того, чтобы вообще не участвовать в инвестиционных проектах. Даже если она будет присутствовать, ей нужно будет ограничить свое влияние на предоставление активов в концессию частным инвесторам и создать прозрачную и последовательную нормативно-правовую базу, устанавливающую правила для таких партнерских проектов.
Внедрение этих изменений было бы шагом навстречу Украине, утверждает Христя Фриланд, обращаясь к другим государствам, что необходимо начать рассматривать Украину по-другому – так, как никогда этого не делали в течение последних 30 лет.
Из чего должна состоять инвестиционная площадка?
Когда речь идет о построении структуры «катка», на которой инвесторы будут «скользить к своим шайбам», можно вспомнить еще одного представителя мирового инвестиционного сообщества, хотя он и не присутствовал на Украинском завтраке в Давосе.
Речь идет о генерале Дэвиде Петреусе. В прошлом Петреус был легендарным командующим войсками США, героем войны и бывшим директором ЦРУ.
На данный момент генерал Петреус является партнером KKR, Глобального фонда прямых частных инвестиций, который считается одним из основателей собственно индустрии прямых частных инвестиций. Кроме того, генерал Петреус является главой KKR Global Institute, аналитического центра KKR, оказывающего поддержку компании в принятии инвестиционных решений.
По словам генерала Петреуса, украинская инвестиционная площадка должна состоять из таких элементов.
- Создание эффективных гарантий безопасности. – Это то, над чем прежде всего работают Вооруженные силы Украины и союзники Украины.
- Верховенство права и справедливое правосудие. – Этот элемент уже больше зависит от Украины и украинской власти. На самом деле, когда Финк говорит о капитализме, он также подразумевает верховенство права, поскольку без этого капитализм существовать просто не может.
- Добродетель правительства и отсутствие коррупционных рисков. – Хотя этот элемент также связан с верховенством права, он в основном касается подотчетности и ответственности правительства. Ответственность за коррупционные преступления должна быть такой же суровой, как и за государственную измену.
- Разумный уровень и производительность бюрократии. Основными целями и полномочиями государственного аппарата должна быть деятельность поставщика услуг для частного сектора и инвесторов.
- Равные условия для всех предприятий и инвесторов, подчиняющихся одинаковым правилам игры. Хоккей может служить отличным примером равноправных правил игры: выигрывает та команда, которая лучше играет. Так же должно быть и с бизнесом, независимо от того, государственный он или частный.
Реализация этих элементов и построение на основе украинской инвестиционной площадки даст необходимую уверенность иностранным и отечественным инвесторам в том, чтобы они приняли решение идти на бизнес-риски и тратить свое время и деньги на построение успешного бизнеса в Украине. Достижение этого должно быть первоочередным приоритетом для правительства и органов государственной власти.
Кроме того, успешная реализация этих элементов станет ключом к построению того, что президент Зеленский и Ларри Финк обсуждали как видение будущей Украины: Украина как страна, внедряющая инновации, лидер в сфере новых технологий, лидер в декарбонизации и страна с благоприятной экологической средой.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.