Малоизвестная винницкая компания «Эликсир Украина» приватизировала Усть-Дунайский морской порт за 200 млн грн, что в 3,3 раза больше стартовой цены. До войны порт зарос сорняками, а в 2022-м его грузооборот рос рекордными темпами. Как винницкая компания может отбить инвестиции менее чем за три года и какие перспективы имеет порт после войны
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Сотни судов в очереди на вход из Черного моря в устье Дуная, а сотни грузовиков – в пробке по трассе Одесса – Рени – типичная картинка с первых недель полномасштабной войны. Конечная цель обеих очередей – три небольших украинских порта на Дунае: Измаил, Рени и Усть-Дунайск.
Благодаря географическому положению, близости к большим портам Болгарии и Румынии и возможности движения судов вдоль Дуная эти три порта смогли избежать морской блокады РФ. К концу мая на них приходилось 24% всего экспорта страны, по данным Минагрополитики.
По итогам 2022-го, перевалка Измаильского порта выросла более чем вдвое – до 8,6 млн т, Ренийского порта – в пять раз, до 6,9 млн т, Усть-Дунайского – в 12,2 раза, до почти 800 000 т, говорит руководитель ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) Алексей Востриков в интервью «Порты Украины».
Вместе с грузооборотом выросли и финансовые показатели портов. К примеру, доход Усть-Дунайского порта по основному виду деятельности в январе–сентябре составил почти 15 млн грн. А за весь 2021 год – 3 млн грн, по данным приватизационной документации.
Такие результаты технически запущенного порта свидетельствуют о его существенном потенциале, говорит директор стивидорной компании Danube Logistics Group Иван Ниякий.
Как работает порт Усть-Дунайск
(нажмите "читать больше")
Расцвет порта пришелся на 1970–1980 годы. Тогда грузооборот порта мог доходить до 6 млн т в год, говорит Ниякий. Предприятие специализировалось на обслуживании крупных лихтеровозов, которые не заходили в порт, а стояли на якорной остановке неподалеку. Сегодня подобная технология не используется. Она была вытеснена контейнеровозами, которые технически и финансово выгоднее.
Принимать большие суда и контейнеровозы Усть-Дунайск не может из-за небольшой глубины Дуная. С Черным морем порт соединяет два канала: Быстрый, расположенный на территории Украины (глубина 4 м), и румынский канал Сулина (глубина 7 м). Глубины акватории вокруг порта – до 3 м. Такие ограничения позволяют порту принимать суда грузоподъемностью до 3000 т, в то время как порты Одессы – до 80 000 т, говорит основатель консалтинговой компании The Charterers Олег Солодухов.
Преимущество Усть-Дунайского порта по сравнению с другими украинскими портами Дуная – он находится ближе всего к Одессе и имеет самую лучшую экономику при доставке груза автотранспортом из Украины, объсняет Солодухов. Однако не имеет железнодорожного сообщения, в отличие от «Измаила» и «Рени».
Правда, чтобы перевалить в Усть-Дунайском порту столько же грузов, как в порту Одессы, нужно в 10–30 раз больше судов. «Это существенно снижает скорость и увеличивает стоимость перевозок», – отмечает основатель консалтинговой компании The Charterers Олег Солодухов.
Последние годы порт находился в упадке, говорит Ниякий. «Порт имеет один причал длиной 140 м, вдоль которого чайки пешком могут ходить, поскольку глубина составляет 0,5 м», – добавляет он.
Кто и зачем покупает у государства этот порт?
Кто купил Усть-Дунайский порт
Приватизация трех украинских портов – Усть-Дунайского, Белгород-Днестровского и Скадовского – готовилась в течение нескольких лет перед началом войны, говорит министр инфраструктуры в 2019–2021 годах Владислав Криклий. «Эти порты обладают малыми мощностями перевалки и глубины, а потому не могут конкурировать с более крупными портами Одессы, Николаева, Херсона», – говорит он.
Остальные украинские порты правительство решило передать в концессию. Всего у Украины есть 18 морских портов, пять из которых Россия оккупировала еще в 2014-м.
До 2022-го очереди из инвесторов на приватизацию портов не было, говорит Криклий. Поэтому правительство вместе с ФГИУ рассматривали возможность изменения целевого назначения этих трех портов, чтобы они не ограничивались только грузовыми перевозками. К примеру, на базе Скадовского порта мог быть создан пассажирский порт с гостиницами и пешеходным променадом, объясняет Криклий.
В конце 2022-го Фонд госимущества выставил Усть-Дунайский порт на продажу. В январе – начале февраля фонд планирует объявить приватизационные условия по другому порту – Белгород-Днестровскому. Аукцион планируют провести в феврале, стартовая цена – на уровне около 170 млн грн, сообщили Forbes в пресс-службе фонда.
Стартовая цена Усть-Дунайского порта – 60 млн грн. «Даже 60 млн грн – это завышенная цена для этого порта, – говорит Ниякий. – Не знаю, кто бы купил его за такую цену до войны». Продажа этого порта за 60 млн грн до войны была бы большим успехом, соглашается Криклий.
В торгах участвовало восемь компаний. Победила винницкая «Эликсир», подняв цену в 3,3 раза, до 201 млн грн. Она также обязана выплатить задолженность по заработной плате и не увольнять работников.
«Эликсир Украина» занимается оптовой торговлей химическими продуктами, а также сельским хозяйством – обработкой семян, торговлей зерном. Владелец и директор компании – Валерий Вихренко, также владеющий агрокомпанией «Вимэксим». В 2021-м «Эликсир» получила 53,7 млн грн чистой прибыли при выручке 825 млн грн. Компания импортирует удобрения с сербского завода Elixir Zorka.
Кто такой Валерий Вихренко
О Вихренко очень мало публичной информации. В его профиле в LinkedIn указаны три места работы: 10,5 лет он был директором представительства швейцарской трейдинговой компании Glencore Grain, почти пять лет – управляющим партнером агрокомпании «Кряж и Ко», а с 2012-го руководит агротрейдером «Вимэксим» и является основателем этой компании.
Вихренко является основателем или связан с более чем двумя десятками компаний, говорится в системе YouControl. Названия большинства этих юрлиц связаны с агро и логистикой.
В 1998 году был самовыдвиженцем на выборах в Одесский горсовет, говорится на сайте «Честно». В 2017-м Валерий Вихренко внес 150 000 грн взноса Аграрной партии, сообщается на ресурсе «Золото партий».
Forbes направил запросы на почтовые адреса компании, указанные на сайте, и пытался связаться по указанным телефонам. Однако ответа не получил. В другой компании Вихренко – «Вимэксим» – сообщили, что руководство компании сможет предоставить комментарий только на следующей неделе, поскольку сейчас находится в командировке.
Как «Эликсир» может заработать на Усть-Дунайском порту
Покупка порта – пример классической вертикальной интеграции бизнеса, говорит старший экономист Центра экономической стратегии Юрий Гайдай. Компании Вихренко занимаются торговлей аграрной продукцией и удобрениями, грузовыми перевозками, напоминает он. «Иметь еще собственный порт или портовый терминал – дополнительная добавленная стоимость для бизнеса», – объясняет Гайдай.
С другой стороны, покупка аграрной компанией порта и возможное создание на его базе таможенного поста создает благоприятные условия для схемы экспорта так называемого черного зерна, считает Гайдай. Схема, по его словам, работает так: через компании-прокладки за кэш покупается зерно без происхождения и экспортируется без уплаты налогов в полном объеме и возвращения в страну валютной выручки.
В начале года СБУ и БЭБ сообщили о вероятном хищении средств на экспорте украинского зерна через Одесский, Черноморский и Южный порты по этой схеме. Аналитики бюро оценивают ориентировочный ущерб для бюджета за 2022 год в 5,2 млрд грн.
Окончание войны прогнозирумо уменьшит объем грузооборота дунайских портов, поскольку грузы выгоднее переваливать в крупных портах Одессы или Николаева. Впрочем Солодухов из The Charterers и Ниякий из Danube Logistics Group оценивают покупку порта в 200 млн грн как оправданную инвестицию.
Вероятно, «Эликсир» купила порт, чтобы завозить удобрения в Украину со своего сербского завода по реке Дунай, считает Солодухов. Цель – обеспечить стабильность грузопотока и сэкономить на логистических расходах. До большой войны перевалка 1 т грузов в украинских портах стоила до $7, а сейчас – около $20.
Однако компании придется вложить дополнительные инвестиции, чтобы увеличить грузооборот порта. Чтобы привести порт в порядок и построить современный терминал, нужно вложить еще около 200 млн грн, или $5 млн, говорит Ниякий. Для сравнения: «Нибулон» неподалеку строит терминал стоимостью $10 млн.
По расчетам Ниякого, общие инвестиции «Эликсира» в $10 млн могут окупиться за 2,5 года. Строительство терминала для перевалки удобрений займет около года. Модернизированный порт позволит завозить до 30 000 т удобрений ежемесячно. Это шесть судов по 5000 т, или $600 000 дохода порта с их обслуживания, говорит Ниякий. То есть годовой доход порта только по перевалке удобрений может составить $7 млн.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.