Приватизація Усть-Дунайського порту /Фото с официального сайта ust-dunaysk.com
Категория
Деньги
Дата

Выстрелил во время войны. Винницкая компания купила за 200 млн грн самый маленький морской порт Украины. Какие перспективы у этого бизнеса

5 хв читання

Фото с официального сайта ust-dunaysk.com

Малоизвестная винницкая компания «Эликсир Украина» приватизировала Усть-Дунайский морской порт за 200 млн грн, что в 3,3 раза больше стартовой цены. До войны порт зарос сорняками, а в 2022-м его грузооборот рос рекордными темпами. Как винницкая компания может отбить инвестиции менее чем за три года и какие перспективы имеет порт после войны

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁

Сотни судов в очереди на вход из Черного моря в устье Дуная, а сотни грузовиков – в пробке по трассе Одесса – Рени – типичная картинка с первых недель полномасштабной войны. Конечная цель обеих очередей – три небольших украинских порта на Дунае: Измаил, Рени и Усть-Дунайск.

Благодаря географическому положению, близости к большим портам Болгарии и Румынии и возможности движения судов вдоль Дуная эти три порта смогли избежать морской блокады РФ. К концу мая на них приходилось 24% всего экспорта страны, по данным Минагрополитики.

По итогам 2022-го, перевалка Измаильского порта выросла более чем вдвое – до 8,6 млн т, Ренийского порта – в пять раз, до 6,9 млн т, Усть-Дунайского – в 12,2 раза, до почти 800 000 т, говорит руководитель ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) Алексей Востриков в интервью «Порты Украины».

Вместе с грузооборотом выросли и финансовые показатели портов. К примеру, доход Усть-Дунайского порта по основному виду деятельности в январе–сентябре составил почти 15 млн грн. А за весь 2021 год – 3 млн грн, по данным приватизационной документации.

Такие результаты технически запущенного порта свидетельствуют о его существенном потенциале, говорит директор стивидорной компании Danube Logistics Group Иван Ниякий.

Как работает порт Усть-Дунайск

(нажмите "читать больше")

Расцвет порта пришелся на 1970–1980 годы. Тогда грузооборот порта мог доходить до 6 млн т в год, говорит Ниякий. Предприятие специализировалось на обслуживании крупных лихтеровозов, которые не заходили в порт, а стояли на якорной остановке неподалеку. Сегодня подобная технология не используется. Она была вытеснена контейнеровозами, которые технически и финансово выгоднее.

Принимать большие суда и контейнеровозы Усть-Дунайск не может из-за небольшой глубины Дуная. С Черным морем порт соединяет два канала: Быстрый, расположенный на территории Украины (глубина 4 м), и румынский канал Сулина (глубина 7 м). Глубины акватории вокруг порта – до 3 м. Такие ограничения позволяют порту принимать суда грузоподъемностью до 3000 т, в то время как порты Одессы – до 80 000 т, говорит основатель консалтинговой компании The Charterers Олег Солодухов.

Преимущество Усть-Дунайского порта по сравнению с другими украинскими портами Дуная – он находится ближе всего к Одессе и имеет самую лучшую экономику при доставке груза автотранспортом из Украины, объсняет Солодухов. Однако не имеет железнодорожного сообщения, в отличие от «Измаила» и «Рени».

Правда, чтобы перевалить в Усть-Дунайском порту столько же грузов, как в порту Одессы, нужно в 10–30 раз больше судов. «Это существенно снижает скорость и увеличивает стоимость перевозок», – отмечает основатель консалтинговой компании The Charterers Олег Солодухов.

Последние годы порт находился в упадке, говорит Ниякий. «Порт имеет один причал длиной 140 м, вдоль которого чайки пешком могут ходить, поскольку глубина составляет 0,5 м», – добавляет он.

Кто и зачем покупает у государства этот порт?

Кто купил Усть-Дунайский порт

Приватизация трех украинских портов – Усть-Дунайского, Белгород-Днестровского и Скадовского – готовилась в течение нескольких лет перед началом войны, говорит министр инфраструктуры в 2019–2021 годах Владислав Криклий. «Эти порты обладают малыми мощностями перевалки и глубины, а потому не могут конкурировать с более крупными портами Одессы, Николаева, Херсона», – говорит он.

Остальные украинские порты правительство решило передать в концессию. Всего у Украины есть 18 морских портов, пять из которых Россия оккупировала еще в 2014-м.

До 2022-го очереди из инвесторов на приватизацию портов не было, говорит Криклий. Поэтому правительство вместе с ФГИУ рассматривали возможность изменения целевого назначения этих трех портов, чтобы они не ограничивались только грузовыми перевозками. К примеру, на базе Скадовского порта мог быть создан пассажирский порт с гостиницами и пешеходным променадом, объясняет Криклий.

В конце 2022-го Фонд госимущества выставил Усть-Дунайский порт на продажу. В январе – начале февраля фонд планирует объявить приватизационные условия по другому порту – Белгород-Днестровскому. Аукцион планируют провести в феврале, стартовая цена – на уровне около 170 млн грн, сообщили Forbes в пресс-службе фонда.

Стартовая цена Усть-Дунайского порта – 60 млн грн. «Даже 60 млн грн – это завышенная цена для этого порта, – говорит Ниякий. – Не знаю, кто бы купил его за такую цену до войны». Продажа этого порта за 60 млн грн до войны была бы большим успехом, соглашается Криклий.

В торгах участвовало восемь компаний. Победила винницкая «Эликсир», подняв цену в 3,3 раза, до 201 млн грн. Она также обязана выплатить задолженность по заработной плате и не увольнять работников.

«Эликсир Украина» занимается оптовой торговлей химическими продуктами, а также сельским хозяйством – обработкой семян, торговлей зерном. Владелец и директор компании – Валерий Вихренко, также владеющий агрокомпанией «Вимэксим». В 2021-м «Эликсир» получила 53,7 млн грн чистой прибыли при выручке 825 млн грн. Компания импортирует удобрения с сербского завода Elixir Zorka.

Кто такой Валерий Вихренко

Кто такой Валерий Вихренко

О Вихренко очень мало публичной информации. В его профиле в LinkedIn указаны три места работы: 10,5 лет он был директором представительства швейцарской трейдинговой компании Glencore Grain, почти пять лет – управляющим партнером агрокомпании «Кряж и Ко», а с 2012-го руководит агротрейдером «Вимэксим» и является основателем этой компании.

Вихренко является основателем или связан с более чем двумя десятками компаний, говорится в системе YouControl. Названия большинства этих юрлиц связаны с агро и логистикой.

В 1998 году был самовыдвиженцем на выборах в Одесский горсовет, говорится на сайте «Честно». В 2017-м Валерий Вихренко внес 150 000 грн взноса Аграрной партии, сообщается на ресурсе «Золото партий».

Forbes направил запросы на почтовые адреса компании, указанные на сайте, и пытался связаться по указанным телефонам. Однако ответа не получил. В другой компании Вихренко – «Вимэксим» – сообщили, что руководство компании сможет предоставить комментарий только на следующей неделе, поскольку сейчас находится в командировке.

Как «Эликсир» может заработать на Усть-Дунайском порту

Покупка порта – пример классической вертикальной интеграции бизнеса, говорит старший экономист Центра экономической стратегии Юрий Гайдай. Компании Вихренко занимаются торговлей аграрной продукцией и удобрениями, грузовыми перевозками, напоминает он. «Иметь еще собственный порт или портовый терминал – дополнительная добавленная стоимость для бизнеса», – объясняет Гайдай.

С другой стороны, покупка аграрной компанией порта и возможное создание на его базе таможенного поста создает благоприятные условия для схемы экспорта так называемого черного зерна, считает Гайдай. Схема, по его словам, работает так: через компании-прокладки за кэш покупается зерно без происхождения и экспортируется без уплаты налогов в полном объеме и возвращения в страну валютной выручки.

В начале года СБУ и БЭБ сообщили о вероятном хищении средств на экспорте украинского зерна через Одесский, Черноморский и Южный порты по этой схеме. Аналитики бюро оценивают ориентировочный ущерб для бюджета за 2022 год в 5,2 млрд грн.

Выстрелил во время войны. Винницкая компания купила за 200 млн грн самый маленький морской порт Украины. Какие перспективы у этого бизнеса /Фото 1

Окончание войны прогнозирумо уменьшит объем грузооборота дунайских портов, поскольку грузы выгоднее переваливать в крупных портах Одессы или Николаева. Впрочем Солодухов из The Charterers и Ниякий из Danube Logistics Group оценивают покупку порта в 200 млн грн как оправданную инвестицию.

Вероятно, «Эликсир» купила порт, чтобы завозить удобрения в Украину со своего сербского завода по реке Дунай, считает Солодухов. Цель – обеспечить стабильность грузопотока и сэкономить на логистических расходах. До большой войны перевалка 1 т грузов в украинских портах стоила до $7, а сейчас – около $20.

Однако компании придется вложить дополнительные инвестиции, чтобы увеличить грузооборот порта. Чтобы привести порт в порядок и построить современный терминал, нужно вложить еще около 200 млн грн, или $5 млн, говорит Ниякий. Для сравнения: «Нибулон» неподалеку строит терминал стоимостью $10 млн.

По расчетам Ниякого, общие инвестиции «Эликсира» в $10 млн могут окупиться за 2,5 года. Строительство терминала для перевалки удобрений займет около года. Модернизированный порт позволит завозить до 30 000 т удобрений ежемесячно. Это шесть судов по 5000 т, или $600 000 дохода порта с их обслуживания, говорит Ниякий. То есть годовой доход порта только по перевалке удобрений может составить $7 млн.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні