Соучредитель monobank Олег Гороховский рассказал на Форуме предпринимателей от Forbes о секрете успешного продукта и возможностях для бизнеса в современном мире. Главное из беседы
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
Один из самых известных в Украине брендов, monobank, планирует выйти на новый рынок – обслуживать бизнес, а не только физлиц и ФЛП.
Классические банки просто насилуют компании своими услугами, рассказал соучредитель mono Олег Гороховский , 49, на Форуме предпринимателей от Forbes. Цель бизнесмена – сделать обслуживание таким же простым и удобным, как для обычных украинцев.
Какими правилами он будет руководствоваться при запуске? Вот рецепт от совладельца monobank.
Разговор сокращен и отредактирован для понятности.
Каков секрет успешного бизнес-продукта
Это универсальная вещь для всех сфер – нужно посмотреть, какая боль есть у клиентов и какую потребность удовлетворяет твой продукт. И только после того, когда увидишь, как эту потребность удовлетворить, как эту боль вылечить – тогда появится возможность создания продукта и роста [бизнеса].
Почему так быстро растет сеть «Аврора» ? Они обнаружили боль: клиентам нужно быстро и дешево покупать мелкие вещи. Эти вещи не очень удобно покупать в интернете, ведь часто доставка стоит больше товара, нужно тратить время. А эта сеть – повсюду.
Как определить потребность клиентов
Боль – это сломанный процесс. Его можно обнаруживать, когда сам пользуешься определенными продуктами.
Выявлять боль сложно. У нас замыливается глаз. Например, когда нам нужно перевыпустить карту, мы ходим в отделение банка – и нам кажется, что это окей, ничего не сломано. Это не так.
Поэтому, чтобы увидеть такие поломанные процессы, нужно либо иметь навыки, либо крутить головой на 360 градусов и слушать, что говорят клиенты. Клиенты прокладывают тропы, а бизнес должен их асфальтировать.
Продукт – это не всегда уже существующий запрос
Услугами специалистов monobank также пользуются. Сотрудничаем с агентством, которое делает срез, как клиенты пользуются банковскими услугами.
Но это было бы очень просто. Если бы ты мог что-то спросить у клиентов, получить ответ и этот ответ за тебя определил бы, что делать.
Если бы Стив Джобс спросил, нужен ли в iPhone USB-разъем, он получил бы ответ, что нужен. Но он поступил по-другому. Поэтому есть уже существующие потребности, а есть потребности, которые ты можешь придумать. Второе гораздо сложнее, ведь тебе нужно убедить клиентов, что эта потребность есть.
Иногда мы получаем новую потребность, о которой даже подумать не могли. К примеру, сейчас это ChatGPT.
Живем в такое время, когда формируется много новых потребностей.
Как понять, что проект не «взлетит»
Предприниматель быстро чувствует, выходит что-то или нет. Даже если себе в этом не признался. Свежий пример – «боевые». Это страница, где клиенты, кроме чаевых, могут оставить средства на ВСУ. Эта идея получила много положительных отзывов, но она не взлетела. Это было ощутимо в первые три дня.
Уже прошло более трех месяцев, и мы никак не можем отважиться ее закрыть. Это ненужная функция. Условно она полезна, но возможно у людей уже денег не осталось или они считают это не тем местом, где они хотят оставлять еще что-нибудь, кроме чаевых официантам.
Лучше сразу ответить на вопрос: заработала идея или нет. Вот если я за первые три месяца не продам 1000 единиц продукции, то это – не очень.
Об опыте успешных бизнес-шагов
Когда стартовали с monobank, у нас была задача: нужны первые 100 000 клиентов, тогда поймем, что продукт имеет право на существование. Следующий шаг – выдать первые 100 млн грн кредитов. Это стало знаком, что можно продавать кредитный продукт.
Еще один шаг – 100 млн грн депозитов. Это стало ответом, готовы ли клиенты делать депозиты онлайн. И вот так ты шаг по шагу двигаешься, чтобы понять, что оно работает.
Могут ли быть успешными бренды без ярких лиц
Такие случаи есть, но это сложно.
Если у компании есть харизматичный человек или СЕО, или основатель, это вызывает больше доверия у клиентов, чем логотип или бренд.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.