Категория
Деньги
Дата

Лоббизм, адвокация или стратегические коммуникации. Как украинскому бизнесу защитить себя и свои права в ЕС? Рассказывает бизнес-консультант Ольга Белькова

6 хв читання

Ольга Бєлькова, бізнес, ЄС /из личного архива

Ольга Белькова Фото из личного архива

Украина на пути к членству в Евросоюзе. Подавляющая часть отраслей будет под косвенным влиянием из-за соглашения о вступлении – от условий движения капитала, устойчивых практик, мониторинга и ограничений в финансовых соглашениях, движения рабочей силы и до стандартов обслуживания потребителей. Как адвокатировать свой бизнес в ЕС, рассказывает Ольга Белькова, экс-директор по регуляторным и международным вопросам ОГТСУ.

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.

Одобрение Евросоюзом помощи Украине в размере €50 млрд и протесты фермеров – два события, которые демонстрируют, какими средствами и с каким эффектом заинтересованные стороны могут влиять на решение ключевых институтов ЕС.

Протест фермеров показывает, как директивы и общие стандарты ЕС в корне меняют бизнес в каждой стране-члене. До недавнего времени аграрии Бельгии, Нидерландов, Франции, Испании и других стран мало интересовались деталями Европейского зеленого соглашения (Green Deal) и торговых соглашений ЕС. Сегодня же обнаружили, что «зеленый переход» на более старые методы производства обходится им довольно дорого. Уже год фермеры активно протестуют, но наскольку это эффективно?

Есть и противоположный кейс – обновление европейского регламента ЕС по хранению газа позволило Украине присоединиться к формированию стратегических запасов газа ЕС. В 2022 году, уже после начала полномасштабного вторжения РФ, Европарламент разрешил странам – членам ЕС хранить свои запасы в газохранилищах государств – договаривающихся сторон Energy Community. Именно такой статус имеет Украина. До конца 2022 года европейские трейдеры завели в Украину более 0,7 млрд куб. м газа, а по итогам 2023 года Украина хранила более 3 млрд куб. м газа.

Украинские компании не перекрывали «газовую трубу», чтобы донести свои мысли европейцам. В то же время, пользуясь моментом, эмпатией и альянсом с Секретариатом Энергосообщества, Украина добилась решения, которое закладывает основы на миллионы евро доходов украинской экономике, и утвердило Украину как часть энергетической безопасности Европы в обновленных регламентах ЕС.

Что означают эти кейсы для украинской экономики и каждой конкретной компании?

Украинские промышленные и аграрные компании должны уже сейчас понять, как работает лоббизм в ЕС. Даже если ваша компания не собирается выходить на рынки ЕС, европейские регуляции уже влияют на украинский рынок. Пусть и в обратном порядке вместе с продукцией европейских конкурентов. А с началом официальных переговоров Украины о вступлении в ЕС европейское регулирование для украинских товаров и услуг становится неизбежным.

Особенности адвокации в ЕС

Адвокация интересов бизнеса в ЕС – это норма, но без четких правил.

Европейцы используют разные названия – «лоббизм», «адвокация», «стратегические коммуникации». Но все они означают одно – защиту и отстаивание бизнеса или общественного интереса.

Адвокация регулируется преимущественно традициями и определенными кодексами этики более чем единым законом. В отдельных странах есть также национальное законодательство.

На уровне ЕС единого прямого законодательства для всех институтов о лоббизме пока нет. Но есть добровольный реестр прозрачности взаимодействия с некоторыми европейскими институциями. Есть процедуры и практика этого процесса, описанные в уставах ассоциаций, законодательство о прозрачности и подотчетности, которому должны соответствовать все компании.

Если компания или учреждение планирует самостоятельно обращаться в Европейскую комиссию или парламент, зарегистрируйтесь в реестре прозрачности. Если планируете заниматься опосредованным лоббизмом через другие учреждения, нужно понять, какие каналы будут для вас эффективнее, имеют ли они регистрацию и какую.

Сложность и длительность процесса

В ЕС много разных органов, которые заботятся о ваших вопросах. Не все они будут заинтересованы в том, что вам важно. Еще меньше органов реально имеют полномочия или возможности сделать что-нибудь, кроме как выслушать.

Еврокомиссия и ее сотрудники, евродепутаты, суды или другие учреждения четко следуют каждому своему мандату и процедурам. Процедура принятия и изменения законодательства четко определена регламентом, от которого почти никогда не уходят. Даже для помощи Украине, которая является беспрецедентным случаем, придерживаются всех процедур.

Не мечтайте, что встреча с каким-нибудь евродепутатом в ночь перед принятием решения или голосованием в парламенте вам принесет необходимый результат. Все процессы в ЕС продолжаются долго, включают много разных обсуждений с ассоциациями, лоббистскими группами, think-tanks, депутатскими группами, политическими партиями, экспертами и комиссиями.

Вы должны готовиться к марафону, а не к спринту в два визита. Только для установления контакта и начального доверия может потребоваться три-пять визитов.

Тем более что директивы предусматривают определение общих подходов, а уже каждая страна определяет конкретную форму их реализации в национальном законодательстве. После победы или поражения на уровне директив открывается поле битвы в ключевых странах сбыта.

Коллективная vs индивидуальная адвокация

Компании в ЕС очень активно отстаивают свои интересы из-за целого ряда каналов:

  • должностные лица, ответственные за европейские регуляции на уровне главных офисов компаний;
  • собственные представители в Брюсселе;
  • членство в отраслевых ассоциациях;
  • адвокационные отраслевые ситуативные группы;
  • неправительственные организации;
  • контракты с коммуникационными компаниями или индивидуальными консультантами.

Крупнейшие ассоциации в ЕС занимаются как общими вопросами бизнеса, так и узкоотраслевыми. Как их член вы должны сначала добиться, чтобы ассоциация и конкуренты из других стран приняли вашу позицию, а уже потом она будет представлена ЕС.

Членство в ассоциациях очень эффективно для отстаивания общих интересов с другими компаниями, но будет малорезультативным, если у вас нет толкового представителя, чтобы активно работать в разных комитетах.

Неправительственные (общественные) организации (НОО) являются как возможными союзниками, так и возможными оппонентами предлагаемых изменений. Они часто отделяют себя от лоббизма и говорят, что занимаются адвокацией общественных интересов.

Но правда также в том, что у каждой самой благородной идеи есть спонсоры и бенефициары, чей бизнес усилится или будет создан благодаря адвокации НОО, и те, чей бизнес исчезнет. Лучший пример – группы защиты климата. В зависимости от радикальности этих НОО как минимум у энергетиков и аграриев многое стоит на кону.

Коммуникационные консультационные кампании (или официальные лоббисты) очень полезны на старте в новой среде или в работе над индивидуальным проектом. Вы можете обратиться к ним за информацией, мониторингом ситуации, общими советами по возможным каналам коммуникации и помощью в построении стратегии донесения своих проблем. Эта опция подойдет компаниям, имеющим собственное понимание проблематики и видящим более индивидуальное решение на стороне ЕС.

Отдельные представители компаний в Брюсселе есть у многих международных корпораций. Это довольно дорогостоящий канал продвижения интересов для украинского бизнеса, но может подойти тем, кто ориентируется преимущественно на европейский рынок, деятельность которого связана с регуляциями ЕС. Эти представители вместо вас ходят на встречи ассоциаций, комиссии, слушания в парламенте, работают с лоббистами и собирают информацию от первоисточников.

У каждого канала много преимуществ и недостатков, однако важно понимать, что их эффективность и стоимость использования зависят от конкретных задач компании. Все эти виды адвокации взаимодополняющие.

Правительство и компании

Многие компании полагаются на адвокацию украинского правительства. Но не забывайте, что у правительства всегда более широкая повестка дня: представить одновременно потребителей, инвесторов, и еще заниматься вопросами национальной безопасности.

Украинскому правительству во время войны есть о чем говорить с коллегами из ЕС. Даже идеальное правительство и украинские дипломаты не смогут и не должны заменить адвокацию интересов конкретной компании или отрасли.

Правительство и дипломаты точно будут ситуативным союзником и усилят ваш голос, если вы об этом позаботитесь и дадите им правильные материалы. Но основная работа за вами.

С чего начать защиту своих отраслевых интересов в ЕС

Анализ собственных интересов и карт регуляторных и политических решений

  • Есть ли в компании люди, которые системно занимаются мониторингом движения законодательного поля в Украине и ЕС? Это должен быть уровень директоров, которые понимают стратегические интересы развития бизнеса на пять-десять лет.
  • Есть ли у вас четкая собственная позиция по ключевым проблемным вопросам? А именно в коммуникационных и юридических нормах, статистике, качественных аргументах?

Поиск партнеров и построение альянсов

  • Являетесь ли вы членом отраслевых ассоциаций в Украине? Считаете ли их правильными для отстаивания за вас интересов в ЕС? Какие мощные отраслевые ассоциации есть в ЕС? Стоит ли приобщиться к их работе?
  • Насколько угрожающим или желаемым для вашего бизнеса является приход на украинский рынок европейских конкурентов? Как вы планируете защищать свои позиции на рынке? Есть ли возможность для новых совместных проектов?

Согласовать с позицией правительства и подготовить официальных переговорщиков

  • Являются ли ваши вопросы частью предстоящих переговоров с ЕС? Доказали ли вы свою позицию в аргументированном виде нашему правительству?
  • Понимаете, как готовились к вступлению в ЕС ваши коллеги по цеху в других странах (наши соседи, страны Прибалтики и т. д.)? Получали ли какие-либо особые условия? На чем основывались решения ЕС?
  • Есть ли в планах правительства внесение новых отраслевых стандартов, влияющих на ваш бизнес, уже в ближайшее время? Готовы ли вы к ним?
  • Следует ли менять или усиливать позицию нашего правительства?

Следует сформировать стратегический план коммуникаций по каждому из пунктов и начать его выполнять.

Не все вопросы вашего бизнеса в сфере внимания институтов ЕС. Однако подавляющая часть отраслей будет под косвенным влиянием из-за соглашения о вступлении Украины в ЕС – от условий движения капитала, устойчивых практик, мониторинга и ограничений в финансовых соглашениях, движения рабочей силы и до стандартов обслуживания потребителей.

Если ваша компания – это крупное промышленное предприятие или вы продаете свою продукцию в ЕС, то 100% вы должны понимать, как регуляции ЕС изменят ваш бизнес и о чем будет договариваться украинское правительство.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні