Категория
Деньги
Дата

Лоббизм, адвокация или стратегические коммуникации. Как украинскому бизнесу защитить себя и свои права в ЕС? Рассказывает бизнес-консультант Ольга Белькова

6 хв читання

Ольга Бєлькова, бізнес, ЄС /из личного архива

Ольга Белькова Фото из личного архива

Украина на пути к членству в Евросоюзе. Подавляющая часть отраслей будет под косвенным влиянием из-за соглашения о вступлении – от условий движения капитала, устойчивых практик, мониторинга и ограничений в финансовых соглашениях, движения рабочей силы и до стандартов обслуживания потребителей. Как адвокатировать свой бизнес в ЕС, рассказывает Ольга Белькова, экс-директор по регуляторным и международным вопросам ОГТСУ.

Одобрение Евросоюзом помощи Украине в размере €50 млрд и протесты фермеров – два события, которые демонстрируют, какими средствами и с каким эффектом заинтересованные стороны могут влиять на решение ключевых институтов ЕС.

Протест фермеров показывает, как директивы и общие стандарты ЕС в корне меняют бизнес в каждой стране-члене. До недавнего времени аграрии Бельгии, Нидерландов, Франции, Испании и других стран мало интересовались деталями Европейского зеленого соглашения (Green Deal) и торговых соглашений ЕС. Сегодня же обнаружили, что «зеленый переход» на более старые методы производства обходится им довольно дорого. Уже год фермеры активно протестуют, но наскольку это эффективно?

Есть и противоположный кейс – обновление европейского регламента ЕС по хранению газа позволило Украине присоединиться к формированию стратегических запасов газа ЕС. В 2022 году, уже после начала полномасштабного вторжения РФ, Европарламент разрешил странам – членам ЕС хранить свои запасы в газохранилищах государств – договаривающихся сторон Energy Community. Именно такой статус имеет Украина. До конца 2022 года европейские трейдеры завели в Украину более 0,7 млрд куб. м газа, а по итогам 2023 года Украина хранила более 3 млрд куб. м газа.

Украинские компании не перекрывали «газовую трубу», чтобы донести свои мысли европейцам. В то же время, пользуясь моментом, эмпатией и альянсом с Секретариатом Энергосообщества, Украина добилась решения, которое закладывает основы на миллионы евро доходов украинской экономике, и утвердило Украину как часть энергетической безопасности Европы в обновленных регламентах ЕС.

Что означают эти кейсы для украинской экономики и каждой конкретной компании?

Украинские промышленные и аграрные компании должны уже сейчас понять, как работает лоббизм в ЕС. Даже если ваша компания не собирается выходить на рынки ЕС, европейские регуляции уже влияют на украинский рынок. Пусть и в обратном порядке вместе с продукцией европейских конкурентов. А с началом официальных переговоров Украины о вступлении в ЕС европейское регулирование для украинских товаров и услуг становится неизбежным.

Особенности адвокации в ЕС

Адвокация интересов бизнеса в ЕС – это норма, но без четких правил.

Европейцы используют разные названия – «лоббизм», «адвокация», «стратегические коммуникации». Но все они означают одно – защиту и отстаивание бизнеса или общественного интереса.

Адвокация регулируется преимущественно традициями и определенными кодексами этики более чем единым законом. В отдельных странах есть также национальное законодательство.

На уровне ЕС единого прямого законодательства для всех институтов о лоббизме пока нет. Но есть добровольный реестр прозрачности взаимодействия с некоторыми европейскими институциями. Есть процедуры и практика этого процесса, описанные в уставах ассоциаций, законодательство о прозрачности и подотчетности, которому должны соответствовать все компании.

Если компания или учреждение планирует самостоятельно обращаться в Европейскую комиссию или парламент, зарегистрируйтесь в реестре прозрачности. Если планируете заниматься опосредованным лоббизмом через другие учреждения, нужно понять, какие каналы будут для вас эффективнее, имеют ли они регистрацию и какую.

Сложность и длительность процесса

В ЕС много разных органов, которые заботятся о ваших вопросах. Не все они будут заинтересованы в том, что вам важно. Еще меньше органов реально имеют полномочия или возможности сделать что-нибудь, кроме как выслушать.

Еврокомиссия и ее сотрудники, евродепутаты, суды или другие учреждения четко следуют каждому своему мандату и процедурам. Процедура принятия и изменения законодательства четко определена регламентом, от которого почти никогда не уходят. Даже для помощи Украине, которая является беспрецедентным случаем, придерживаются всех процедур.

Не мечтайте, что встреча с каким-нибудь евродепутатом в ночь перед принятием решения или голосованием в парламенте вам принесет необходимый результат. Все процессы в ЕС продолжаются долго, включают много разных обсуждений с ассоциациями, лоббистскими группами, think-tanks, депутатскими группами, политическими партиями, экспертами и комиссиями.

Вы должны готовиться к марафону, а не к спринту в два визита. Только для установления контакта и начального доверия может потребоваться три-пять визитов.

Тем более что директивы предусматривают определение общих подходов, а уже каждая страна определяет конкретную форму их реализации в национальном законодательстве. После победы или поражения на уровне директив открывается поле битвы в ключевых странах сбыта.

Коллективная vs индивидуальная адвокация

Компании в ЕС очень активно отстаивают свои интересы из-за целого ряда каналов:

  • должностные лица, ответственные за европейские регуляции на уровне главных офисов компаний;
  • собственные представители в Брюсселе;
  • членство в отраслевых ассоциациях;
  • адвокационные отраслевые ситуативные группы;
  • неправительственные организации;
  • контракты с коммуникационными компаниями или индивидуальными консультантами.

Крупнейшие ассоциации в ЕС занимаются как общими вопросами бизнеса, так и узкоотраслевыми. Как их член вы должны сначала добиться, чтобы ассоциация и конкуренты из других стран приняли вашу позицию, а уже потом она будет представлена ЕС.

Членство в ассоциациях очень эффективно для отстаивания общих интересов с другими компаниями, но будет малорезультативным, если у вас нет толкового представителя, чтобы активно работать в разных комитетах.

Неправительственные (общественные) организации (НОО) являются как возможными союзниками, так и возможными оппонентами предлагаемых изменений. Они часто отделяют себя от лоббизма и говорят, что занимаются адвокацией общественных интересов.

Но правда также в том, что у каждой самой благородной идеи есть спонсоры и бенефициары, чей бизнес усилится или будет создан благодаря адвокации НОО, и те, чей бизнес исчезнет. Лучший пример – группы защиты климата. В зависимости от радикальности этих НОО как минимум у энергетиков и аграриев многое стоит на кону.

Коммуникационные консультационные кампании (или официальные лоббисты) очень полезны на старте в новой среде или в работе над индивидуальным проектом. Вы можете обратиться к ним за информацией, мониторингом ситуации, общими советами по возможным каналам коммуникации и помощью в построении стратегии донесения своих проблем. Эта опция подойдет компаниям, имеющим собственное понимание проблематики и видящим более индивидуальное решение на стороне ЕС.

Отдельные представители компаний в Брюсселе есть у многих международных корпораций. Это довольно дорогостоящий канал продвижения интересов для украинского бизнеса, но может подойти тем, кто ориентируется преимущественно на европейский рынок, деятельность которого связана с регуляциями ЕС. Эти представители вместо вас ходят на встречи ассоциаций, комиссии, слушания в парламенте, работают с лоббистами и собирают информацию от первоисточников.

У каждого канала много преимуществ и недостатков, однако важно понимать, что их эффективность и стоимость использования зависят от конкретных задач компании. Все эти виды адвокации взаимодополняющие.

Правительство и компании

Многие компании полагаются на адвокацию украинского правительства. Но не забывайте, что у правительства всегда более широкая повестка дня: представить одновременно потребителей, инвесторов, и еще заниматься вопросами национальной безопасности.

Украинскому правительству во время войны есть о чем говорить с коллегами из ЕС. Даже идеальное правительство и украинские дипломаты не смогут и не должны заменить адвокацию интересов конкретной компании или отрасли.

Правительство и дипломаты точно будут ситуативным союзником и усилят ваш голос, если вы об этом позаботитесь и дадите им правильные материалы. Но основная работа за вами.

С чего начать защиту своих отраслевых интересов в ЕС

Анализ собственных интересов и карт регуляторных и политических решений

  • Есть ли в компании люди, которые системно занимаются мониторингом движения законодательного поля в Украине и ЕС? Это должен быть уровень директоров, которые понимают стратегические интересы развития бизнеса на пять-десять лет.
  • Есть ли у вас четкая собственная позиция по ключевым проблемным вопросам? А именно в коммуникационных и юридических нормах, статистике, качественных аргументах?

Поиск партнеров и построение альянсов

  • Являетесь ли вы членом отраслевых ассоциаций в Украине? Считаете ли их правильными для отстаивания за вас интересов в ЕС? Какие мощные отраслевые ассоциации есть в ЕС? Стоит ли приобщиться к их работе?
  • Насколько угрожающим или желаемым для вашего бизнеса является приход на украинский рынок европейских конкурентов? Как вы планируете защищать свои позиции на рынке? Есть ли возможность для новых совместных проектов?

Согласовать с позицией правительства и подготовить официальных переговорщиков

  • Являются ли ваши вопросы частью предстоящих переговоров с ЕС? Доказали ли вы свою позицию в аргументированном виде нашему правительству?
  • Понимаете, как готовились к вступлению в ЕС ваши коллеги по цеху в других странах (наши соседи, страны Прибалтики и т. д.)? Получали ли какие-либо особые условия? На чем основывались решения ЕС?
  • Есть ли в планах правительства внесение новых отраслевых стандартов, влияющих на ваш бизнес, уже в ближайшее время? Готовы ли вы к ним?
  • Следует ли менять или усиливать позицию нашего правительства?

Следует сформировать стратегический план коммуникаций по каждому из пунктов и начать его выполнять.

Не все вопросы вашего бизнеса в сфере внимания институтов ЕС. Однако подавляющая часть отраслей будет под косвенным влиянием из-за соглашения о вступлении Украины в ЕС – от условий движения капитала, устойчивых практик, мониторинга и ограничений в финансовых соглашениях, движения рабочей силы и до стандартов обслуживания потребителей.

Если ваша компания – это крупное промышленное предприятие или вы продаете свою продукцию в ЕС, то 100% вы должны понимать, как регуляции ЕС изменят ваш бизнес и о чем будет договариваться украинское правительство.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд