Олександр Новіков, НАЗК /Анастасия Шевченко
Категория
Деньги
Дата

«Лоббисты смогут стать соавторами законов». Украина готовится к легализации рынка лоббизма. Как это будет работать? Блиц-интервью с председателем НАПК Новиковым, который разрабатывал законопроект

4 хв читання

Александр Новиков Фото Анастасия Шевченко

В Украине может появиться законодательство о легализации рынка лоббизма. В частности, это одно из требований ЕС по дальнейшей евроинтеграции. Когда парламент может принять документ, как будет устроен рынок лоббизма и какие возможности он дает бизнесу? Блиц-интервью с председателем НАПК Александром Новиковым

Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня

Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням. 

Уже на этой неделе в Верховной Раде, вероятно, будет зарегистрирован правительственный законопроект «О добросовестном лоббировании и адвокации в Украине». Документ, который разрабатывало Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК), является одним из требований вступления Украины в Европейский союз. 1 декабря НАПК передало проект Кабмину.

Что изменится для бизнеса, общественных организаций (ОО) и лоббистов после принятия законопроекта? Об этом – в блиц-интервью главы НАПК Александра Новикова.

Интервью сокращено и отредактировано для понятности.

Какова цель законопроекта о лоббировании и адвокации?

Создание прозрачного рынка лоббирования. Очевидно, что он существует и сейчас, но находится в тени, что рождает коррупционные риски. Мы после каждых выборов выбрасываем на помойку людей, которые могут легально и прозрачно представлять публичный интерес различных бизнес-социальных групп, потому что нет урегулированного рынка лоббирования.

А у тех же бизнес-ассоциаций пока нет нормированного механизма лоббировать свои интересы. Документ призван изменить это, установив понятные правила игры.

Другая цель – усилить общественные организации и предоставить им законные механизмы адвокации своих инициатив. Центр противодействия коррупции (ЦПК), ОО «Автомайдан» и другие организации – наши партнеры, помогающие реализовывать антикоррупционную политику.

Если говорить о регулировании, то в Украине будет работать европейская, а не американская модель лоббирования. В США это более зарегулированная деятельность, ведь там рынок лоббистов работает уже десятилетиями – нужно подробно сообщать о каждой встрече. В европейских странах такой жесткой отчетности нет.

Как документ разграничивает лоббизм и адвокацию?

По трем критериям: доходность или неприбыльность, отстаивание частного или общественного интереса, а также определение источников финансирования.

Лоббирование осуществляется по заказу частных компаний или лиц с целью получения прибыли. Целью адвокации не является получение прибыли. Источником финансирования могут являться, например, международные партнеры Украины. Адвокацией занимаются общественные организации.

Законопроект предусматривает создание реестра прозрачности. Сколько времени займет его создание и кто должен зарегистрироваться в нем?

Реестр будет публичным. Для лоббистов регистрация обязательна, а для ОО – добровольная. Получение информации из реестра – бесплатное. Планируем его создать на базе платформы для развертывания государственных реестров, разработанной командой Минцифры. С момента принятия закона требуется четыре месяца для развертывания реестра.

Если говорить о лоббистах, то как документ будет побуждать их выходить из тени?

Первое – прозрачность и законность их деятельности. Указание в реестре означает, что их можно найти и обратиться за услугами.

Второе – документ дает право на встречу с субъектами правотворчества (депутаты, представители правительства и т.п.).

Третье – участие в подготовке и написании законопроектов. Документом предусматриваются изменения в регламенте Верховной Рады – лоббисты могут стать соавторами проектов нормативно правовых актов, их также должны обязательно приглашать на заседание комитетов парламента.

Какова ответственность для лоббистов, которые продолжат работать нелегально?

Административный штраф – 5400 грн. В первой версии законопроекта сумма была больше – 170 000 грн. По предложению ОО ее уменьшили. Также нарушитель вносится в реестр лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения. Ответственность будет применяться к нарушителям только через год после вступления в силу документа.

Верю больше не в методы наказания, а в поощрение. Наша цель – открыть рынок и мотивировать людей официально заниматься этой деятельностью, участвовать в формировании государственной политики.

Кто может воспользоваться услугами лоббистов?

Любой бизнес может заключить контракт либо с имеющимся в реестре лоббистом, либо с экспертом, который должен зарегистрироваться после подписания договора. Потенциально это выгодно любому виду бизнеса, поскольку будет способствовать формированию политики и развитию экономики. Не может пользоваться услугами лоббистов бизнес, клиентом, бенефициаром или владельцем которого является гражданин РФ или Беларуси.

Александр Новиков /предоставлено пресс-службой

Александр Новиков Фото предоставлено пресс-службой

Общественные организации утверждали, что документ существенно повлияет на их деятельность. В частности, через установление для них дополнительной отчетности. Учли ли эти замечания?

В финальной версии проекта закона, представленной в Кабмин, учтено почти 90% замечаний от ОО. Для них регистрация в Реестре прозрачности будет добровольной, также не нужно представлять отдельную отчетность. Кроме того, на ОО не распространяется административная ответственность.

Из предложений ОО не был учтен только пункт о полном исключении адвокации по регулированию. На это есть простая причина – нет гарантии, что условные табачные компании не зарегистрируют условную ОО «Любителей курения», чтобы продвигать свои интересы таким образом.

В ЕС около 35% субъектов, зарегистрированных согласно аналогичным законам – общественные организации. Это международная практика.

Когда документ будет зарегистрирован в Верховной Раде? Сколько может занять процесс принятия?

Закон должен быть принят максимум до конца января 2024 года. Но, конечно, сроки будут зависеть от парламента. Но уже в марте ждем встречи с GRECO (The Group of States against Corruption – «Группа государств против коррупции», – Forbes ), на которой нас спросят об имплементации этого закона.

Если закон не будет принят, то велика вероятность попасть в «черный список» стран, не выполняющих антикоррупционные реформы. Важно, что GRECO передает свои рекомендации Евросоюзу, что может замедлить наш евроинтеграционный путь.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд