Потребительские цены в 2023 году растут более чем вдвое медленнее, чем прогнозировало правительство в прошлом году. Несмотря на положительное влияние на экономику, это создает проблемы для наполнения бюджета, потому что меньшие цены означают меньший НДС. В чем суть проблемы и идет ли речь о серьезных потерях?
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Несмотря на продолжение войны, в 2023 году цены в Украине растут значительно медленнее всех прогнозов. В июле инфляция замедлилась до 11,3%, тогда как Нацбанк в январе прогнозировал к концу второго квартала 18,7%, столько же – и к концу года.
Инфляция значительно ниже прогнозов несет новый риск: это может привести к ощутимым потерям государственного бюджета из-за меньших объемов налогов, говорится в бюджетном барометре Киевской школы экономики (KSE). При подготовке бюджета на этот год правительство заложило прогноз в 28,4% инфляции на конец декабря. В реальности она уже более чем вдвое меньше.
Почему низкая инфляция создает проблемы с наполнением бюджета и что делать с этим?
Почему налогов, вероятно, будет меньше прогнозов
Почему инфляция важна для бюджета? От ее прогнозирования зависит самый большой источник доходов – налог на добавленную стоимость, отмечает ведущая научная сотрудница Центра экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ) Александра Бетлий. Инфляция меньше заложенной в предположениях бюджета означает меньшие доходы от НДС, объясняет она.
Как инфляция влияет на доходы бюджета
Можно привести условный пример: в начале года хлебопродукт стоил 20 грн. По итогам июля инфляция в категории «Хлеб и хлебопродукты» составила 13,4%. То есть теперь этот товар стоит 22,7 грн.
Если бы сбылся прогноз Минэкономики, цена была бы 25,7 грн. Так что потеря НДС с 3 грн разницы – 50 копеек. На 1 млн хлебов бюджет потеряет уже 600 000 грн. И так с большинством товаров.
(В первой версии статьи говорилось, что НДС с 3 грн составит 60 копеек. Это ошибка)
Две трети поступлений в бюджет сейчас составляют косвенные налоги – НДС, акцизы и пошлины, налогооблагаемая база которых определяется стоимостью товаров и услуг, сообщает старший экономист Центра экономической стратегии (ЦЭС) Юрий Гайдай. На эти поступления инфляция оказывает непосредственное влияние, прежде всего – через «внутренние» НДС и акцизы, добавляет он.
Также более опосредованное влияние инфляции – на доходы компаний и физлиц, с которых уплачиваются налоги, говорит Гайдай.
Из-за более низкой инфляции меньшей будет и индексация зарплат, соответственно ниже поступления от НДФЛ, отмечает Бетлий из ИЭИ. «Но здесь влияние меньше того, что для НДС, НДС – самый большой источник налоговых доходов в бюджет», – заключает экономистка. В июле НДС уже собрали меньше плана: 18,7 млрд грн из запланированных 19,1 млрд.
Какие прогнозы инфляции на конец года и можно ли как-то изменить ситуацию
Центр экономической стратегии недавно опубликовал данные по актуальным прогнозам по инфляции. Так, НБУ ожидает к концу года 10,6%, Минэкономики – 14,7%, МВФ – 15,5%. Есть еще прогнозы шести неправительственных организаций, которые в среднем дают 10,6%.
То есть, все прогнозы далеки от 28,4%, заложенных в бюджет. Из-за такого сценария бюджет недополучит несколько процентов годовых налоговых поступлений, считает Гайдай из ЦЭС. В бюджетном барометре KSE оценили риск потерь бюджета как высокий.
Ситуацию частично компенсирует рост экономики, который оказался выше прогнозов, и уменьшение бюджетных расходов из-за той же меньшей инфляции, отмечает Гайдай из ЦЭС.
Помимо роста экономики, помогут закрытие схем и дыр в налоговой базе, повышение эффективности расходов, добавляет Бетлий из ИЭИ.
Но если же денег в бюджете не будет, Минфину придется привлечь больше заимствований на внутреннем рынке, указывают оба экономиста.
Если план доходов не будет выполняться, придется сокращать расходы, заявила нардеп, глава бюджетного комитета Рады Роксолана Подласа. В то же время она напомнила, что в Казначействе есть очередность выплат и расходы на армию всегда проходят в первую очередь.
Несмотря на проблемы для бюджета, возврат к «однознаковым» показателям инфляции был бы очень хорошим для экономики, отмечает Гайдай из ЦЭС. «Прогнозируемость позволяет бизнесу и гражданам лучше планировать расходы, инвестиции и сбережения, что способствует и экономическому росту», – подытожил он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.