Центр экономической стратегии собрал прогнозы о росте ВВП, инфляции, курсе и других важных показателях от ключевых госучреждений и экономистов ряда частных компаний и аналитических центров. Почему состояние экономики превосходит ожидания?
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
В начале весны большинство экономистов, участвующих в периодических опросах Центра экономической стратегии (ЦЭС), прогнозировали в лучшем случае символический рост украинской экономики в 2023 году. Полгода спустя ситуация существенно изменилась: аналитики в большинстве своем оптимистичны, несмотря на все еще высокую неопределенность относительно продолжительности войны, постоянные ракетные атаки России и срыв зернового соглашения.
Средний показатель прогноза роста ВВП в 2023-м – 4,7%. Коридор ожиданий по инфляции к концу года – от 10% до 11,5%. Другая ситуация и по курсу доллара. «Если в марте пять из семи опрошенных аналитиков считали, что курс гривни до конца года пересечет отметку в 40 грн/$, то сейчас так не считает никто», – отмечает исполнительный директор Центра экономических стратегий (ЦЭС) Мария Репко.
В чем причина такого оптимизма и чего ожидать от экономики в 2024 году? Forbes собрал ключевые выводы исследования ЦЭС.
Что будет с ВВП, курсом и инфляцией в 2023 году
«Когда мы увидели, как бизнес реагирует на обстрелы энергетической инфраструктуры, то убедились, что фактор адаптивности может быть стержневым предположением экономических прогнозов», – говорит директор департамента стратегического планирования и макроэкономического прогнозирования Министерства экономики Наталья Горшкова.
Минэкономики, как и Нацбанк и МВФ, исходит из более сдержанного прогноза по росту ВВП в текущем году, чем аналитики частного сектора (2,8%). «Поскольку правительство находится в бюджетном процессе, Минэкономики заинтересовано в том, чтобы прогноз не требовал пересмотра», – объясняет Горшкова. Впрочем, она не исключает сценарий, при котором экономика действительно выйдет на рост в этом году около 5%.
Более сдержанный прогноз НБУ объясняется ухудшением предположения по поводу снижения рисков безопасности – до середины следующего года (ранее было до конца 2023-го), объясняет заместитель главы Нацбанка Сергей Николайчук. Предположение всех экономистов из частного сектора, участвовавших в опросе, – война будет продолжаться до конца 2023-го или дольше. Также все респонденты считают, что «зерновой коридор» будет работать в лучшем случае на 20–30% прошлогодних мощностей.
Оптимизм базируется на лучшем перформансе экономики, чем в начале года. По оценке IER, во втором квартале ВВП вырос примерно на 21%, говорит ведущий эксперт института Александра Бетлий.
Ключевой фактор – улучшение ситуации безопасности, считает глава департамента макроэкономических исследований группы ICU Виталий Ваврищук. Линия фронта стабилизировалась, поэтому, несмотря на ракетные обстрелы, увеличивается склонность населения к потреблению, говорит он.
Повод для позитива дает и гораздо меньшая, чем в конце 2022-го, зависимость экономики от «зернового коридора», добавляет директор аналитического департамента Dragon Capital Елена Билан. «Во-первых, мы вывезли все излишки накопленного урожая, особенно в первом квартале, во-вторых, по объективным причинам, включая оккупацию, урожай в этом году будет существенно ниже, в-третьих, расширились альтернативные пути», – объясняет она. Dragon Capital не видит значительных рисков из-за отсутствия «коридора» в ближайшие полгода.
Экономисты не исключают риск повторных обстрелов энергетической инфраструктуры. «С одной стороны, все более подготовлены к этому, но с другой, система уже не имеет запаса прочности, – отмечает Билан. – Поэтому дефицит мощностей может быть больше, чем в прошлом, поэтому от этого пострадают прежде всего крупные предприятия». Однако прогноз Dragon Capital по росту экономики в 4,5% в этом году учитывает подобные риски, уточнила она.
Компания не ожидает значительного давления на валютный курс. «Стабилизация ситуации на рынке – один из наиболее положительных факторов», – констатирует Билан.
Чего ожидать от экономики в 2024-м
Одно из ожидаемых событий – ускорение инфляции, поскольку правительство может приступить к повышению тарифов на коммунальные услуги, отмечает Бетлий из IER.
Прогнозы относительно экономического роста не так оптимистичны. «Мы ожидаем двукратного замедления экономического роста», – говорит руководитель аналитического отдела Sense Bank Алексей Блинов. Первый существенный фактор – общее ухудшение ситуации в агросекторе, в частности из-за потери части земель, которые некоторое время нельзя будет обрабатывать даже после деоккупации, объясняет он.
Вторая причина – ограниченные возможности государства третий год подряд расширять дефицит бюджета для стимулирования экономики. «Также я бы не воспринимал, как данное, ожидания, что сразу после победы в Украину начнут заходить значительные суммы иностранных инвестиций», – добавляет Блинов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.