Категория
Новости
Дата

Bolt привлек $711 млн и удвоил оценку за полгода. Почему в эстонского единорога верят инвесторы

Эстонский сервис заказа поездок и доставки Bolt закрыл новый инвестраунд. Компания привлекла $711 млн при оценке $8,4 млрд – она практически удвоилась за последние полгода. Деньги пойдут на операционную деятельность и развитие быстрой доставки продуктов из «темных» магазинов.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Ключевые факты

  • Раунд на $711 млн возглавили фонды Sequoia Capital и Fidelity при участии прошлых инвесторов. В августе 2021 года Bolt привлекал $713 млн при оценке в $4,75 млрд. Почему удалось удвоить оценку? Инвесторы начинают больше ценить концепцию супер-приложения, где в рамках одной платформы собраны несколько сервисов. В случае Bolt это заказ поездок, каршеринг, доставка еды из ресторанов и продуктов из супермаркетов, прокат электросамокатов и велосипедов.
  • Сейчас у Bolt более 100 млн клиентов из 45 странах и 400 городах Европы и Африки. Кроме того, с компанией сотрудничают 2,5 млн водителей и 100 000 курьеров. В Украине, по данным monobank, Bolt – второй по популярности сервис заказа поездок после Uklon.
  • В 2020 году убытки Bolt сократились почти вдвое до €45 млн, а выручка подскочила почти на 75% до €221,4 млн, пишет эстонский портал Err со ссылкой на финансовую отчетность компании. Более актуальной статистики пока нет, но главный конкурент компании – американский Uber – точно ведет себя затратнее. Только в третьем квартале 2021 года операционный убыток Uber составил $572 млн, также компания списала $3,2 млрд инвестиций в китайский агрегатор Didi, стоимость которого обвалилась на фоне давления со стороны властей КНР.
  • Uber сейчас стоит на бирже около $82 млрд против пиковых значений в $112 млрд. За последний год компания подешевела на 22%. Bolt не планирует торопиться с публичным размещением. «В долгосрочной перспективе? Скорее всего да, мы станем публичной компанией. Но спешки сейчас нет», – рассказал CNBC сооснователь и CEO компании Маркус Виллиг. Он основал Bolt в 2013 году в Таллине вместе со своим братом Мартином. Сейчас Bolt – самый дорогой стартап Эстонии.
  • В ближайшие годы Bolt активно сфокусируется на быстрой доставке продуктов. Сервис 15-минутной доставки из «темных» магазинов Bolt Market впервые открыли в Эстонии в 2021 году, сейчас он доступен в 10 странах Центральной и Восточной Европы. Украины нет в их числе. Компания планирует наращивать темпы и открывать сотни новых точек ежегодно, потратив «сотни миллионов евро» на развитие этого бизнеса. «Это не софтверный бизнес, а глубоко конкурентное и операционно емкое дело. Большинство компаний, который ожидают что [доставка] станет ключевым источником их прибыли будут глубоко разочарованы в ближайшие годы», — рассказал Виллиг CNBC.

Контекст

Быстрая доставка продуктов — одна из самых капиталоемких ниш для освоения. Особенно большие проблемы с UNIT-экономикой такие проекты испытывают в США. К примеру, стартап Jork в августе 2021 года терял на каждом американском заказе по $159, пишет The Information. Несмотря на такие показатели, компания, которой нет и года, оценивается в $1,2 млрд. Но изначально полем для борьбы за клиента стала именно Европа, где быструю доставку развивают немецкий Gorillas, турецкий Getir, испанский Glovo и десятки стартапов помельче. Большинство из них удвоили или утроили свою оценку в течение 2021 года.

Экономика доставки

Экономика доставки

Почему сложно быстро и безубыточно доставлять продукты

При работе с внешними партнерами, стартапы не могут брать комиссионные выше 5% от суммы заказа. Если доставлять из своих магазинов, наценка может составлять до 35% благодаря выгодным закупочным ценам.

Главная проблема – стоимость курьерского труда. Чтобы выйти на безубыточность и оплачивать труд доставщиков, стартап должен выполнять заказ каждые 20 минут, цитирует Reuters аналитиков консалтинговой компании Bain. Кроме того, есть еще стоимость привлечения и удержания клиента – речь о промокодах и скидочных акциях. К примеру, на английском рынке заказ стоимостью £17 сгенерирует операционный убыток в £24.

Устранить проблему можно наращивая чек через продажу премиальных товаров и масштабируя процессы. Так, в Лондоне выйти на реальную прибыль можно при обработке от 1500 заказов через одну точку со средней стоимостью £35, но и тогда маржинальность вряд ли превысит 7%. На рынках с дешевой стоимостью труда вроде Украины или Турции экономику быстрой доставки, обычно, удается свести гораздо раньше.

Glovo первым освоил быстрой доставки из супермаркетов нишу в Украине – их дебютный «темный» магазин открылся на левом берегу Киева в августе 2021 года. За следующие шесть месяцев компания планировала открыть около 30 таких точек. Этот же формат развивает и Rocket. «Мы начинаем с небольших форматов, от 100 кв. м. Главное — наработка экспертизы, понимание/предугадывание ожиданий клиентов, наладка процессов», — говорил сооснователь компании Станислав Дмитрик. Один такой магазин, работающий только под доставку, в Украине обойдется в сумму до $120 000.

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине