Эстонский сервис заказа поездок и доставки Bolt закрыл новый инвестраунд. Компания привлекла $711 млн при оценке $8,4 млрд – она практически удвоилась за последние полгода. Деньги пойдут на операционную деятельность и развитие быстрой доставки продуктов из «темных» магазинов.
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.
Ключевые факты
- Раунд на $711 млн возглавили фонды Sequoia Capital и Fidelity при участии прошлых инвесторов. В августе 2021 года Bolt привлекал $713 млн при оценке в $4,75 млрд. Почему удалось удвоить оценку? Инвесторы начинают больше ценить концепцию супер-приложения, где в рамках одной платформы собраны несколько сервисов. В случае Bolt это заказ поездок, каршеринг, доставка еды из ресторанов и продуктов из супермаркетов, прокат электросамокатов и велосипедов.
- Сейчас у Bolt более 100 млн клиентов из 45 странах и 400 городах Европы и Африки. Кроме того, с компанией сотрудничают 2,5 млн водителей и 100 000 курьеров. В Украине, по данным monobank, Bolt – второй по популярности сервис заказа поездок после Uklon.
- В 2020 году убытки Bolt сократились почти вдвое до €45 млн, а выручка подскочила почти на 75% до €221,4 млн, пишет эстонский портал Err со ссылкой на финансовую отчетность компании. Более актуальной статистики пока нет, но главный конкурент компании – американский Uber – точно ведет себя затратнее. Только в третьем квартале 2021 года операционный убыток Uber составил $572 млн, также компания списала $3,2 млрд инвестиций в китайский агрегатор Didi, стоимость которого обвалилась на фоне давления со стороны властей КНР.
- Uber сейчас стоит на бирже около $82 млрд против пиковых значений в $112 млрд. За последний год компания подешевела на 22%. Bolt не планирует торопиться с публичным размещением. «В долгосрочной перспективе? Скорее всего да, мы станем публичной компанией. Но спешки сейчас нет», – рассказал CNBC сооснователь и CEO компании Маркус Виллиг. Он основал Bolt в 2013 году в Таллине вместе со своим братом Мартином. Сейчас Bolt – самый дорогой стартап Эстонии.
- В ближайшие годы Bolt активно сфокусируется на быстрой доставке продуктов. Сервис 15-минутной доставки из «темных» магазинов Bolt Market впервые открыли в Эстонии в 2021 году, сейчас он доступен в 10 странах Центральной и Восточной Европы. Украины нет в их числе. Компания планирует наращивать темпы и открывать сотни новых точек ежегодно, потратив «сотни миллионов евро» на развитие этого бизнеса. «Это не софтверный бизнес, а глубоко конкурентное и операционно емкое дело. Большинство компаний, который ожидают что [доставка] станет ключевым источником их прибыли будут глубоко разочарованы в ближайшие годы», — рассказал Виллиг CNBC.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Контекст
Быстрая доставка продуктов — одна из самых капиталоемких ниш для освоения. Особенно большие проблемы с UNIT-экономикой такие проекты испытывают в США. К примеру, стартап Jork в августе 2021 года терял на каждом американском заказе по $159, пишет The Information. Несмотря на такие показатели, компания, которой нет и года, оценивается в $1,2 млрд. Но изначально полем для борьбы за клиента стала именно Европа, где быструю доставку развивают немецкий Gorillas, турецкий Getir, испанский Glovo и десятки стартапов помельче. Большинство из них удвоили или утроили свою оценку в течение 2021 года.
Экономика доставки
Почему сложно быстро и безубыточно доставлять продукты
При работе с внешними партнерами, стартапы не могут брать комиссионные выше 5% от суммы заказа. Если доставлять из своих магазинов, наценка может составлять до 35% благодаря выгодным закупочным ценам.
Главная проблема – стоимость курьерского труда. Чтобы выйти на безубыточность и оплачивать труд доставщиков, стартап должен выполнять заказ каждые 20 минут, цитирует Reuters аналитиков консалтинговой компании Bain. Кроме того, есть еще стоимость привлечения и удержания клиента – речь о промокодах и скидочных акциях. К примеру, на английском рынке заказ стоимостью £17 сгенерирует операционный убыток в £24.
Устранить проблему можно наращивая чек через продажу премиальных товаров и масштабируя процессы. Так, в Лондоне выйти на реальную прибыль можно при обработке от 1500 заказов через одну точку со средней стоимостью £35, но и тогда маржинальность вряд ли превысит 7%. На рынках с дешевой стоимостью труда вроде Украины или Турции экономику быстрой доставки, обычно, удается свести гораздо раньше.
Glovo первым освоил быстрой доставки из супермаркетов нишу в Украине – их дебютный «темный» магазин открылся на левом берегу Киева в августе 2021 года. За следующие шесть месяцев компания планировала открыть около 30 таких точек. Этот же формат развивает и Rocket. «Мы начинаем с небольших форматов, от 100 кв. м. Главное — наработка экспертизы, понимание/предугадывание ожиданий клиентов, наладка процессов», — говорил сооснователь компании Станислав Дмитрик. Один такой магазин, работающий только под доставку, в Украине обойдется в сумму до $120 000.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.