Главные руки инициативы Зеленского. «Большая стройка» помогла строительной компании «Автомагистраль-Юг» увеличить прибыль в девять раз
Категория
Главное
Дата

Главные руки инициативы Зеленского. «Большая стройка» помогла строительной компании «Автомагистраль-Юг» увеличить прибыль в девять раз

Компания «Автомагистраль-Юг» – главный подрядчик инициативы Владимира Зеленского «Большая стройка». В прошлом году она выиграла 23% всех дорожных тендеров на 28,8 млрд грн – почти столько же, сколько три ближайших конкурента вместе взятых. Об этом пишет Forbes в статье «Как малоизвестная дорожная компания из Одессы выбилась в лидеры «Большого строительства»

«Автомагистраль‑Юг» больше не соревнуется за объекты стоимостью 10–20 млн, говорит глава компании Николай Тимофеев. «Уже не наш уровень. Нижняя планка для нас – от 50 млн грн, иногда от 100 млн грн – в зависимости от загруженности производств», – констатирует он.

За последние два года государственный бюджет на дорожное строительство вырос в 2,5 раза, до 124 млрд грн. Обороты «Автомагистраль‑Юг» увеличились пропорционально – более чем в 2,5 раза, до 16,9 млрд грн, а прибыль и того больше – в 9,4 раза, до 633,9 млн грн.

В 2017–2019 годах, по данным инициативы мониторинга прозрачности инфраструктуры «CoST Украина», компания получила подрядов на 26,9 млрд грн. А в 2020‑м выиграла 23% дорожных тендеров на 28,8 млрд грн. «У них мощные позиции в областях, на которые идет наибольшее финансирование, – Днепропетровской, Харьковской, Запорожской», – говорит совладелец дорожной компании RDS Юрий Шумахер.

Всего в первый год «Большого строительства» планировалось отремонтировать 4500 км государственных и 2500 км областных дорог – в три раза больше, чем в 2019‑м. По данным «Автомагистраль‑Юг», в 2020 году компания отремонтировала 835 км дорог, а в 2021‑м – 900 км.

Два главных конкурента «Автомагистраль‑Юг» – Onur и RDS. Вместе в 2020 году они получили подрядов на 19,2 млрд грн. Но их рост тоже не менее внушительный. Сумма выигранных тендеров Onur, например, еще в 2018 году была всего 2,5 млрд, а за девять месяцев 2021 года – уже 15,3 млрд грн.

Такие результаты позволили в прошлом году всем трем впервые попасть в рейтинг 100 крупнейших частных компаний от Forbes.

Почему все подряды идут именно этим компаниям

Тендеры в 2020 году резко укрупнили, чтобы отсечь компании‑однодневки, неспособные выполнить взятые обязательства, рассказывает бывшая уполномоченная Антимонопольного комитета Агия Загребельская. Если раньше на конкурсы выставлялись подряды стоимостью до 200 млн грн, теперь начали разыгрывать объекты стоимостью от 1 млрд грн. Одним из условий допуска к конкурсу стало требование подтвердить опыт выполнения работ сопоставимой сложности и масштаба.

«Этим критериям лучше всего соответствовали «Автомагистраль‑Юг» и еще пять крупных компаний, которым достались крупнейшие дорожные проекты»,– говорит Загребельская.

В 2020 году они учредили Национальную ассоциацию дорожников Украины. Шесть членов организации, по данным издания «Наші гроші», в 2020 году разыграли между собой 66% контрактов «Укравтодора». Помимо «Автомагистраль‑Юг», Onur и RDS, в нее входят компании «Техно‑Буд‑Центр», «Альтком» и «Автострада».

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Небольшим компаниям отдали региональные дороги – в 2021 году субвенция из госбюджета на них составляет около 20 млрд грн. «Если у тебя один завод, 10 машин и три асфальтоукладчика, ты сейчас не зайдешь на рынок «Укравтодора», – говорит бывший топ‑менеджер этого госагентства. – Барьер входа на этот рынок (по выручке. – Forbes) – не меньше 3-4 млрд грн».

Качество инфраструктурного строительства при Зеленском сильно выросло, но дороги в Украине сейчас дороже, чем в Европе, говорит предприниматель Роман Хмиль. В 2015–2016 годах он руководил департаментом автотранспорта Мининфраструктуры. По данным «CoST Украина», средняя стоимость текущего среднего ремонта 1 км дорог выросла в 2020 году на 92%, до 11,2 млн грн. А Загребельская в качестве примера бережливости указывает на Польшу. «Если среднее количество участников тендеров «Укравтодора» колеблется на уровне 3–3,5, то в Польше этот показатель – от 6 до 11,– говорит она. – В «Укравтодоре» экономия на торгах снизилась в последние годы с 9,3% до 5,7%, в Польше цену регулярно сбивают на 30%».

В 2022 году государство планирует потратить на дороги примерно столько же, сколько и в этом, – 124,4 млрд грн. В номинальном выражении финансирование не будет снижаться до президентских выборов 2024 года, полагает высокопоставленный чиновник Минфина. Бюджет на дороги может даже превзойти планы, говорит консультант координационного совета проектного офиса «Большого строительства» Юрий Голик. «По нашим расчетам, спокойно можем «проглотить» на дорогах от 200 млрд грн в год. Что дальше? Наращивать финансирование».

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

30 до 30 | Квартал 95, лидер "Большого строительства"