Индекс потребительских цен (ИПЦ) в июне увеличился на 2,2% к предыдущему месяцу, в годовом исчислении инфляция составила 4,8%, свидетельствуют данные Государственной службы статистики. Скачок цен за месяц прежде всего обусловлен увеличением тарифов на электроэнергию.
Ключевые факты
- Больше всего – на 63,6% – в июне выросли цены на электроэнергию, что обеспечило 1,1 процентного пункта (п.п.), то есть половину из общего роста ИПЦ (на 2,2%) за месяц.
- Существенно за месяц выросли цены на яйца (+15,5%), что прибавило к месячной инфляции 0,15 п.п. Впрочем, даже после этого они оставались еще на 22% дешевле, чем в прошлом.
- В целом Госстат до сих пор фиксирует символическое сокращение цен на продовольственную часть потребительской корзины: на 0,1% в годовом исчислении. Но в апреле–мае этот показатель составил -0,5%, так что ускорение инфляции наблюдается и в продовольственной группе.
- Вместе с тем рост цен на горючее ускорился в годовом измерении с 22,5% в мае до 25,5% в июне, что также существенно повлияло на ускорение общего показателя инфляции.
- Также за месяц существенно выросли цены на железнодорожные перевозки пассажиров (+10%).
- Инфляция все еще остается ниже официальных прогнозов. В апрельском выпуске «Инфляционного отчета» НБУ прогнозировал ускорение ИПЦ в июне до 5,4% в годовом исчислении. Однако результат июня может привести к переоценке инфляционных моделей.
Контекст
В мае ИПЦ увеличился на 0,6% к предыдущему месяцу, ускорив годовую инфляцию до 3,3%, что явилось первым эпизодом ускорения инфляции за полтора года. Перед этим, в апреле и марте, годовой показатель составил 3,2%, что являлось минимальным уровнем роста цен с конца 2020 года.
13 июня НБУ снизил учетную ставку на 0,5 п.п., до 13%. Такое решение регулятор принял, учитывая сдержанные показатели инфляции, продолжающееся улучшение инфляционных ожиданий и баланс рисков для дальнейшей инфляционной динамики.
По итогам мая она составляла 3,3%. Цены сдерживает удешевление сырых продуктов питания благодаря благоприятным погодным условиям, эффект высоких прошлогодних урожаев и переориентация отдельных производителей на внутренний рынок, отмечал НБУ.
Главным риском для инфляции и роста остается война. Также сохраняются другие риски: вероятность дополнительных бюджетных потребностей в обороне и энергетике, дальнейшее разрушение инфраструктуры, продолжение частичного блокирования западных границ, углубление негативных миграционных тенденций.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.