Категория
Новости
Дата

Климатический саммит в Глазго показал, что не все страны готовы подвинуть собственные интересы ради экологии. О чем договорились участники

4 хв читання

Протесты во время климатического саммита в Глазго. /Getty Images

Протесты во время климатического саммита в Глазго. Фото Getty Images

Сокращение использования угля, метана и нежелание богатых стран компенсировать ущерб, который нанесли экологии их экономики. Важнейшие выводы климатического саммита в Глазго

12 ноября в Глазго (Великобритания) закончилась 26-я встреча сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, собравшей более 25 000 участников со всего мира. Результаты климатического саммита СOP26 противоречивы, учитывая разные точки зрения стран, последствия пандемии и энергетического кризиса.

Среди задач саммита – сформировать новый более «агрессивный» план действий, который позволит сократить глобальные выбросы. Крупнейшим сюрпризом в Глазго стало соглашение Китая и США о сотрудничестве по глобальным климатическим проблемам. Однако о конкретных действиях речь не шла.

Климатический саммит достиг большего прогресса по сравнению с предыдущими годами, однако заявления и далее преобладают над конкретными планами.

Например, около 10 лет назад самые богатые страны пообещали «мобилизовывать $100 млрд ежегодно до 2020 года для развивающихся стран». Удалось ли сдержать обещание? По подсчетам Организации экономического сотрудничества и развития, в 2019 году пособие составляло менее $80 млрд, а в 2020 году еще меньше, поскольку приоритеты финансирования изменились.

Участники саммита из всех стран вместе искали конкретные решения по сокращению выбросов до уровня, который ограничит глобальное потепление. Пока цель кажется почти недостижимой. Напомним, что Парижское соглашение обязывает мир ограничить повышение глобальной температуры значительно ниже 2°C и пытаться ограничить его до 1,5°C (по сравнению с доиндустриальными уровнями).

Основным результатом климатического саммита стало новое соглашение – Климатический пакт Глазго, согласованный всеми 197 странами. Таким образом, Парижское соглашение 2015 года обеспечило странам основу для борьбы с изменением климата, а Климатический пакт Глазго стал первой серьезной договоренностью глобальной дипломатии.

Однако встреча завершена, а финальной декларации еще нет. Ведь договориться не так-то просто: на карту поставлены национальные интересы стран-участниц.

Ключевые выводы СOP26

Сокращение выбросов

До COP26 мир был на пути ограничения потепления на 2,7°C. После СОР26, с учетом новых обещаний сократить выбросы в текущем десятилетии, отметка остается на уровне 2,4°C. Часть стран также объявили о долгосрочных нулевых целях. Одним из важнейших было обязательство Индии добиться чистых нулевых выбросов к 2070 году за счет расширения возобновляемой энергии в последующие десять лет до 50% общего использования, сократив выбросы в 2030 году на 1 млрд т (из нынешней суммы около 2,5 млрд).

Великобритания и коалиция из 42 мировых лидеров, чьи страны совокупно составляют 70% мирового ВВП, предложили программу Breakthrough Agenda. Это международный план чистых технологий, помогающий поддерживать уровень повышения температуры на 1,5°C. Объединяя инструменты правительства с бизнесом и финансовой поддержкой, план должен сделать чистые решения доступным и привлекательным вариантом в каждом секторе до конца десятилетия.

Национальные климатические планы

В пакте предложено не ждать пять лет в соответствии с Парижским соглашением и обновить национальные климатические планы уже в следующем году.

Ключевым вопросом является урегулирование энергетической политики. В частности, в Климатическом пакте Глазго отмечено, что использование угля должно быть ограничено, как и субсидии на ископаемое топливо. Однако формулировки слабее начальных предложений, а окончательный текст призывает только к «поэтапному сокращению», а не к «постепенному прекращению» использования угля из-за вмешательства Индии в последнюю секунду и «неэффективных» субсидий. Но это первый раз, когда ископаемое топливо упоминается в декларации ООН по климату. То же касается и метана. Более 100 стран согласились сократить метан, что является важным этапом борьбы с выбросами гораздо более мощными, чем CO2.

Хотя еще недавно Европейская комиссия рассматривала вопрос внесения газа в экологическую таксономию ЕС. В случае такого решения газ будет признан «зеленой» энергией в таксономии и будет отвечать требованиям «зеленого» финансирования. Газ – это ископаемое топливо, выбрасывающее в атмосферу углерод и метан из-за его сжигания, в то же время выбросы в течение жизненного цикла опасны и значительно хуже для климата, чем уголь в краткосрочной перспективе. Даже при условии, что он нужен на промежуток времени – например, для производственных целей, – или если он играет краткосрочную роль в декарбонизации экономики, это не оправдывает получение «зеленого» статуса или «зеленого» финансирования.

Ответственность богатых стран

Неоднократно звучали заявления о возмещении загрязнителей. Речь идет о богатых странах, которые на пути к своему экономическому развитию повлекли глобальное влияние на изменение климата. Развивающиеся страны призывают к оплате «убытков», таких как расходы на последствия циклонов и повышение уровня моря. Национальная ответственность за исторические выбросы и кто может рассчитывать на углеродный бюджет – решающий момент в прениях по климатической справедливости.

Однако развитые страны, США и ЕС, не взяли на себя ответственность за эти потери и наложили вето на создание нового «Глазговского механизма потерь и ущерба» (Glasgow Loss and Damage Facility) – способа поддержки уязвимых стран.

Несмотря на дискуссии и горячие дебаты, международная финансовая поддержка стран с переходной экономикой, к которой принадлежит и Украина, продолжается. Так, глобальный экологический фонд, банки развития, международные агентства и другие доноры будут оказывать финансовую помощь странам с переходной экономикой для реализации климатической политики.

Правила углеродного рынка

Важным этапом переговоров стали правила международной торговли углеродом, вносящие ясность для компаний и стандартизацию. Однако углеродный рынок может открыть возможности для промышленности ископаемого топлива, позволяя ему претендовать на «углеродные компенсации» и вести бизнес в обычном режиме. Более шести лет продолжаются мировые переговоры о рыночных и нерыночных подходах к торговле углеродом. Несмотря на их прогресс, все еще есть возможность серой игры. Поэтому так важна отчетность и раскрытие информации относительно выбросов. Единая система инвентаризации выбросов парниковых газов для всех стран и единый формат отчетности позволит проанализировать реальные показатели достижения климатических целей.

Статус Украины

В Украине утвержден новый Национальный определенный вклад в Парижское соглашение, где основное обязательство – сократить выбросы парниковых газов на 65% к 2030 году от уровня 1990 года и достичь климатической нейтральности не позднее 2060 года. Для этого Минсреды инициировало создание Украинского климатического фонда как учреждения, которое будет софинансировать проекты по декарбонизации и работать над привлечением международных финансов.

Крупные украинские компании, например, Interpipe, МХП, ДТЕК, Сarlsberg, также задекларировали достижение климатической нейтральности к 2030, 2040 и 2050 годам. Поэтому предстоит еще много работы, что требует взаимодействия всех стейкхолдеров.

Международный климатический саммит был непростым. Противостояние человечества изменениям климата требует договоренности всех сторон, а не преследования индивидуальных интересов и выгоды. Следующий год покажет реальные намерения каждой из стран на пути к углеродной нейтральности.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд