Владимир Зеленский воспользовался правом вето и 5 октября вернул на доработку в Верховную Раду закон «О виртуальных активах», который народные депутаты приняли 8 сентября. Что именно в уже принятом законе не понравилось президенту и что он предлагает изменить
Первое и ключевое – замечание Зеленского касается нормы закона № 3637, которая предлагает различным государственным органам регулировать рынок виртуальных активов в зависимости от их вида. В частности, закон предусматривал создание новой структуры при Министерстве цифровой трансформации.
Зеленский предлагает отказаться от нового госоргана и отдать регулирование в компетенцию Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Аргумент – именно так регулируется рынок криптоактивов в основных мировых юрисдикциях, где они легализованы. Например, в США регулятором выступает SEC, в Германии – BaFin, а в Великобритании – FSA.
Второе замечание президента: на создание нового регулятора нужны дополнительные средства из бюджета. Сколько именно – неизвестно, потому что депутаты не подавали расчеты по созданию и финансированию нового органа. Это еще одна проблема закона, ведь нарушает требования Бюджетного кодекса Украины, отмечали в Министерстве финансов в предложениях ко второму чтению.
Третье замечание – положения закона не соответствуют конституционным требованиям. Также закон не обеспечивает понятных и прозрачных условий для участников рынка виртуальных активов и инвесторов. По мнению Зеленского, это не будет способствовать надлежащему обеспечению их прав.
Что будет теперь? «Вето предусматривает, что все те функции и полномочия, которые в законе прописывали для новосозданного регулятора, переходят к НКЦБФР, – говорит Алексей Жмеренецкий, автор законопроекта о виртуальных активах. – То есть фактически будет два регулятора – НБУ и Нацкомиссия».
Это правильный шаг, считает Константин Ярмоленко, глава группы советников межфракционного объединения народных депутатов Blockchain4Ukraine. «Все больше токенов имеют признаки ценных бумаг, и только профильные регуляторы могут адекватно противостоять вызовам», – говорит Ярмоленко. Решение отказаться от дополнительного регулятора также позволит избежать риска «регуляторного арбитража», когда определенным рынком одновременно занимаются несколько госструктур с разным качеством регулирования и нормативным полем, считает бывший трейдер JP Morgan и Deutsche Bank Роман Сульжик.
Отсутствие в законе четких критериев доступа компаний к рынку виртуальных активов создавало простор для отмывания «грязных» денег, говорит Сульжик. «Я опасался, что Украину внесут в черный список FATF после принятия этого закона».
Министр цифровой трансформации Михаил Федоров и его заместитель Александр Борняков не ответили на просьбу Forbes прокомментировать предложения президента.
Внедрение рекомендаций Зеленского может растянуться на один-два месяца в связи с увольнением Дмитрия Разумкова, спикера Верховной Рады, считает Жмеренецкий. Между тем депутаты готовятся внести на рассмотрение в финансовый комитет законопроект, регулирующий налогообложение виртуальных активов. «Наша цель – до конца года внести изменения и принять закон о налогообложении, чтобы рынок наконец заработал», – говорит Жмеренецкий.
По мнению основателя биржи KUNA и участника рабочей группы по разработке предыдущей версии законопроекта Михаила Чобаняна, из-за того, что документ снова будет проходить комитеты и согласования, возможен локдаун и депутатские каникулы, закон примут не раньше января-февраля 2022 года.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.