Верховная Рада приняла в целом законопроект №3637 «О виртуальных активах». Закон, в частности, регулирует правовой статус криптовалют и создает легальные условия для функционирования этого рынка в Украине
По данным аналитической компании Chainalysis (ее специализация – статистика на рынках, связанных с технологиями блокчейн и криптовалютами), около 1 млн украинцев имеют опыт использования и инвестирования виртуальных активов. Это самый высокий показатель в мире.
Определенный правовой статус виртуальных активов дает юридическую защиту пользователям и участникам рынка, а госбюджет получит дополнительные поступления от криптокомпаний, ожидают в Министерстве цифровой трансформации. Именно министерство, возглавляемое Михаилом Федоровым, будет заниматься воплощением реформы в жизнь.
Что определяет закон
В первом чтении депутаты приняли законопроект в декабре 2020 года.
Виртуальные активы определены как нематериальное благо, которое является объектом гражданских прав, имеет стоимость и выражено совокупностью данных в электронной форме. Финансовые виртуальные активы должны быть эмитированы резидентами Украины и обеспечены валютными ценностями или ценными бумагами или деривативами, отмечается в законе. Определение понятий должно решить проблему учета криптоактивов на балансе для бизнеса, рассчитывают авторы.
Документ прямо указывает, что виртуальные активы не являются средством платежа на территории Украины и не могут быть предметом обмена на имущество/товары, работы или услуги. На этом, в частности, при подготовке документа настаивал НБУ. «У нас нет вопросов к тексту закона», – сказал Forbes заместитель председателя Нацбанка Алексей Шабан.
Закон также предусматривает создание нового центрального органа исполнительной власти на базе Минцифры для регулирования рынка виртуальных активов.
Одна из его функций – контролировать поставщиков услуг, связанных с виртуальными активами, на предмет прозрачной структуры собственности. Также участники рынка должны ввести внутренние процедуры финансового мониторинга для предотвращения отмывания доходов, полученных преступным путем.
Важная позиция закона – он вступит в силу только после того, как депутаты подготовят и проголосуют за соответствующие изменения в Налоговый кодекс. «Изменения нужны, но я пока не готов сказать, какие конкретно, – отметил председатель финансового комитета Рады Даниил Гетманцев. – Начнем работу, как только текст закона будет опубликован официально».
Что говорят участники рынка
Как принятие закона повлияет на рынок виртуальных активов в Украине?
Основной позитив – реформа выводит криптовалютную индустрию в легальное поле, констатирует директор криптобиржи Binance в Восточной Европе Глеб Костарев. «Криптовалюта и технология блокчейн постепенно войдут в жизнь обычных людей», – ожидает он.
От изменений выигрывают сильные международные проекты с резидентством в Украине, считает СEO и основатель компании Hacken Дмитрий Будорин. «Потенциально реформа закладывает основы для признания криптовалют платежным средством», – добавляет он.
Недостатки принятого закона? Часть участников рынка не согласна с определением виртуального актива как нематериального блага, отмечает президент «Блокчейн Ассоциации Украины» (БАУ) и основатель криптобиржи Kuna Михаил Чобанян.
«Виртуальный актив по определению и своими родовыми признаками больше тяготеет к имуществу и вещевым правам, что соответствует рекомендациям FATF», – считает Чобанян. Похожие замечания выдвигало и Министерство финансов Украины.
Также в ассоциации считают, что в законе недостаточно четко выписаны нормы о доступе компаний на рынок виртуальных активов.
Вопрос регуляции
Одним из главных спорных вопросов в новом законе был вопрос о создании нового регулятора на базе Минцифры. В Минфине критиковали это решение, ведь это потребует дополнительных бюджетных средств, хотя депутаты и не подали финансово-экономического обоснования.
«Создается новый регулятор, и есть риск закладки достаточно низкого порога входа для игроков, которые будут предоставлять услуги населению на рынке криптовалют», – говорит член наблюдательного совета ПриватБанка, экс-трейдер JP Morgan и Deutsche Bank Роман Сульжик.
В БАУ считают, что регуляцию рынка виртуальных активов должен осуществлять или НБУ или НКЦБФР. Кроме отсутствия опыта регулирования фактически финансовых рынков, также стоит вопрос обеспечения прав потребителей, поскольку полномочий по рассмотрению жалоб потребителей у Минцифры нет и законом это не предусмотрено.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.