Министр сельского хозяйства и развития сельских территорий Польши Хенрик Ковальчик сообщил 5 апреля о решении подать в отставку, пишет RFM 24. Основной причиной стал кризис, вызванный беспошлинным импортом украинского зерна в Польше и протестами фермеров.
Ключевые факты
- Отмечается, что решение об отставке министра приняло руководство провластной партии «Право и справедливость». Там считают, что Ковальчик не справился с так называемым зерновым кризисом.
- Ковальчик уходит с поста на фоне планов Еврокомиссии продлить беспошлинный импорт украинского зерна до июня 2024 года, против чего выступали польские фермеры.
- «Очевидно, что основное требование фермеров не будет удовлетворено Европейской комиссией», – заявил он.
- Местные фермеры не удовлетворены продолжением беспошлинного ввоза украинского зерна в ЕС, настаивая, что оно остается и продается в Польше вместо транзитного провоза в другие страны.
- Как отмечают польские СМИ, Ковальчик своими заявлениями скорее разозлил, чем успокоил аграриев.
- Аграрии даже угрожали сорвать проходящий в среду визит президента Владимира Зеленского в Польшу.
Контекст
После вторжения России в Украину в прошлом году ЕС отменил пошлины и квоты на импорт украинского зерна и перенаправил часть поставок, которые Россия блокировала в черноморских портах, через польские и румынские автомобильные и железнодорожные сети. Но дешевое украинское зерно, неожиданно появившееся на этих рынках, подорвало позиции местных производителей.
Еврокомиссия предложила пострадавшим фермерам из ЕС в общей сложности €56,3 млн для смягчения последствий, вызванных «чрезмерным предложением» импортируемого из Украины зерна. Румыния получит наименьшую сумму в размере €10 млн, тогда как Польше будет выделено €29,5 млн, а Болгарии – €16,7 млн.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий запросил большую сумму, назвав предложение Брюсселя «неадекватным». «Европейская комиссия должна больше помогать нам в этом», – прокомментировал он.
В Польше импорт дешевого украинского зерна дестабилизировал местный рынок, при этом наиболее пострадавшие регионы расположены на юго-востоке, ближе всего к Украине.
Фермер и лидер сельскохозяйственного движения «Агроуния» Михал Колодзейчак сказал, что власти должны разрешать только украинское зерно, которое идет транзитом в конечный пункт назначения за пределами Польши. Он добавил, что украинский импорт также привел к снижению цен на местное зерно.
Логистика также является проблемой в Румынии, где порты преимущественно сосредоточены на украинском зерне и теперь «забиты товарами», с которыми они не могут справиться, сказал Сезар Георге, советник румынского Министерства сельского хозяйства. Он добавил, что, кроме компенсации ЕС, необходимо инвестировать в инфраструктуру, такую как автомобильные и железные дороги, увеличить вместимость грузовиков, барж и пограничного персонала, а также разделить потоки украинского зерна.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.