Городские ценности. Жанна Кадырова и Игорь Никонов о том, как сделать наши города комфортными для жизни /Constantine Johnny
Категория
Жизнь
Дата

Городские ценности. Жанна Кадырова и Игорь Никонов о том, как сделать наши города комфортными для жизни

Constantine Johnny

Мы, обитатели украинских городов, привыкли жить в дряхлеющем и безобразном пространстве. А может, зря привыкли?

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Столичная набережная, как в Лондоне или Сиднее, – с фланирующей, прохлаждающейся в ресторанчиках, катающейся на сегвеях публикой. Никаких пробок – люди живут поблизости от работы. Современная архитектура – как в Нью-Йорке, Франкфурте или Варшаве. Фантастика? Реальность, только сдвинутая во времени. О том, как ее приблизить, Forbes поговорил со скульптором Жанной Кадыровой и основателем строительной компании KAN Development Игорем Никоновым. Художественный талант и деловая рациональность – из такого сочетания точно выйдет нечто стоящее. 

Появление автотранспорта и высотных зданий в конце XIX века навсегда изменили облик городов. А какие факторы меняют город сегодня?

Жанна Кадырова: Появление альтернативных видов энергии и транспорта.

Чтобы перемещаться по современному городу, садиться в машину необязательно. Электросамокаты и сегвеи недороги, не вредят экологии, не создают пробок.

Киев к ним абсолютно не приспособлен: ни пандусов, ни переходов. Мы все время говорим о пробках, но ничего не делаем, чтобы их уменьшить. Система общественного транспорта не пересматривалась с советских времен: по Киеву курсируют те же маршруты, что и 50 лет назад. А город уже совсем другой.

Игорь Никонов: Мы исповедуем доктрину дружелюбной среды. Создаем зоны нулевого километра с развернутой инфраструктурой: школы, прогулочные зоны, кафе, магазины. Все необходимое должно быть рядом с домом. Это в корне меняет представление о городском жилье.

Моя мечта – искоренить понятие «спальный район» как таковое.

Назовите пять главных критериев комфортного города.

И.Н.: Экология. Бывшие промышленные предприятия превращаются в дружелюбные пространства, где можно учиться, работать, заниматься спортом и развлекаться. Примеры – «Арт-завод Платформа» или Unit.City. Эргономика. Все должно быть под рукой.

Безопасность. Мы стараемся создавать островки, где люди себя чувствуют защищенными. В итоге они должны соединиться в единое пространство на уровне города (конечно, на это нужно время и инвестиции).

Комфорт. Должно быть место, где можно погулять с детьми или позаниматься спортом.

Транспорт. Удобство передвижения – тоже часть качества жизни.

Скоро люди будут покупать квартиры прежде всего с инвестиционной целью. Тратить в день по два часа на дорогу – безумие. Горожане будут сдавать свои квартиры в аренду и снимать их там, где удобнее. Сменил работу – переехал.

Ж.К.: Мои критерии комфортного города – это, во-первых, зеленые зоны. Во-вторых, сохранение исторического облика. Важно сохранить то, что еще можно. В-третьих, возможность пользоваться альтернативным транспортом.

Я мечтаю о разветвленной сети аренды велосипедов и самокатов в Киеве (как во всем мире). Нужна перепланировка транспортной системы: Киев раньше был «трамвайным» городом. Трамвай – старинный электромобиль, безвредный для экологии. Это нужно вернуть.

Развитие города или страны должно идти от общего к частному. Не распыляться на отдельные проекты, начинать со стратегии.

Как расширить идею города-экосистемы на всю страну?

И.Н.: Изменения возможны только путем образования общества. Люди должны понять, что нельзя покупать квартиры в комплексах, не предусмотренных для жизни. Если, выходя из квартиры, в подъезде видишь разруху, это снижает качество твоей жизни. Стоит заплатить за метр на $50 больше, чтобы жить по-человечески.

Когда люди перестанут покупать квартиры в «каменных гетто», все изменится. Это уже происходит! Некоторые украинские застройщики поняли, что без создания экосистемы ничего не будет. Остальных отсеет кризис.

Ж.К.: Но ведь даже если люди начнут выбирать более качественное жилье, то построенное с нарушениями уже никто не снесет. Оно так и будет портить городской ландшафт. И.Н.: Мы не всегда можем изменить то, что произошло. Наша задача – предотвратить это в будущем. Нельзя сидеть сложа руки и ждать, пока хорошей архитектуры не останется. Создавая современные концептуальные проекты, мы естественным образом уйдем от хрущевок, их заменит новое качественное жилье. Придет время и «монстров» помоложе, они не вечны. 

KAN

Игорь Никонов Фото KAN

Что делать с застройкой в исторической части города?

Ж.К.: Общество разделилось на безразличных и активистов, часто протестующих «против всего». Кто-то что-то построил в зоне памятника архитектуры. Что делают активисты? Требуют запретить строить по всему городу, сделать буферную зону в 25 м. Но это невозможно!

Нужно договориться: что такое «памятники архитектуры» и «буферные зоны», что является предметом охраны. В некоторых странах вообще запрещено строить в исторических ареалах, но там их содержание финансирует государство. Другие приспосабливают историческую архитектуру к современным реалиям. Здесь нужен гибкий подход: если предмет охраны – фасад, его можно сохранить, а само здание переоборудовать.

И.Н.: Любой объект нужно эксплуатировать! Иначе в результате ты всегда получишь разруху. Везде должен быть хозяин. И его нужно стимулировать: освобождать от налогов и т. д. В Украине, к сожалению, вокруг этого много спекуляций и коррупции.

Как это изменить?

И.Н.: Бардак в стране – от отсутствия власти. Нет авторитетного человека из Министерства культуры, который может стукнуть кулаком по столу и сказать «нет». А инвестор смотрит на это и не хочет ничего вкладывать.

Кто-то должен выйти и сказать: «Я считаю, что должно быть вот так, и готов взять на себя ответственность». Но такого человека у нас моментально затопчут.

Ж.К.: Города теряют свой облик из-за новой застройки в исторической части. С течением времени старые здания приходят в упадок, и мы упускаем шансы на их реконструкцию. Как защитить ценные объекты? Я согласна с Игорем: нужно четкое правовое регулирование. 

В Украине почти не реставрируют архитектуру. Как в такой ситуации не потерять то, что еще осталось?

Ж.К.: Это касается не только исторической архитектуры, но и куда более молодой, но не менее хрупкой архитектуры модернизма. В 1960-1970-е стояла задача построить быстро, а не навечно. Реставрировать такую архитектуру в Украине пока никто не умеет.

И.Н.: Везде надо искать экономику. Хочешь сохранить здание? Найди для этого экономические аргументы. Когда-то, еще до Майдана, я ездил в Питер и спрашивал у коллег: «Почему вот это красивейшее здание на Невском стоит полуразваленное?» Вдруг приезжаю – сделали. Снесли, но обязали инвестора воссоздать исторический фасад. В остальном это современный дом: лифты, эскалаторы, паркинг.

И это не единичный случай в Питере. Раньше там ничего не разрешали сносить. А потом власти поняли, что не найдут средств на реставрацию и эксплуатацию этих объектов, и пошли навстречу инвесторам. Как только государство поворачивается к инвестору лицом, приходит результат.

Обратный пример – киевский район Гончары-Кожемяки. Я сразу говорил, что его инвестиционная привлекательность так себе: ни паркинга, ни удобного подъезда. Он не соответствует современной жизни. А разрешили бы построить парковки и современные здания – был бы совсем другой результат. У здания должна быть функция. Неудобным объектом никто не будет пользоваться. 

Getty Images

Набережная Темзы у Сити-холла. «Береговая линия - центровая точка города, - говорит Никонов. - Вокруг нее строятся города» Фото Getty Images

Если резюмировать, нужны законы и государственно-частное партнерство?

И.Н.: Конечно! Если с застройщиком не договариваться, он уйдет. А его, наоборот, нужно убеждать вложить деньги. Множество зданий в Киеве можно реконструировать и приспособить к современной жизни таким путем.

Как поступают со средневековыми замками во Франции? Говорят: «Ребята, вот вам бесплатно замок, реставрируйте на свои деньги и живите». Но с обязательством водить туда экскурсии. В результате замки функционируют как живые музеи.

Люди живут там поколениями, а за восстановление зданий им еще и налоги списываются. А у нас попробуй продай какой-нибудь замок в частные руки – сразу вой поднимется. Хотя в Западной Украине в этом смысле Клондайк. Нужно просто принять законы и не бояться отдать эти объекты инвесторам под финансовые обязательства.

Ж.К.: По поводу внешнего облика современных зданий и, в частности, популярной нынче эклектики, о которой сказал Игорь. Когда в XXI веке строят под XIX – это чудовищно. Есть так много современных стилей, материалов, возможностей. Тупо копировать классицизм – значит расписываться в отсутствии вкуса и фантазии. 

Воздвиженка – это не только некрасиво, но и нефункционально. Планировать такие районы нужно с четким пониманием: зачем и для кого.

И.Н.: Жанна абсолютно права, архитектура должна соотноситься со временем. Когда идешь по городу, должно быть понятно: вот это строилось в XIX веке, а это – в XXI. Архитекторы должны думать что строят.

Кстати, найти хорошего архитектора в Украине – проблема. У нас очень сложно с образованием и для них, и для девелоперов. Архитектор должен много ездить по миру, смотреть, впитывать.

Есть две концепции работы с историческими памятниками: Лондон и Париж. В Лондоне предмет охраны – сам памятник, а не территория вокруг. А в Париже оставляют нетронутой всю историческую часть города.

Киеву подходит лондонский сценарий: чтобы сохранить Киево-Печерскую лавру, не нужно обводить вокруг нее циркулем пятикилометровую буферную зону.

Что выглядит круче всего в любом городе мира? Городская набережная. Будь то Лондон, Нью-Йорк или Барселона, береговая линия – центровая точка города. Вокруг нее строятся города, в Сиднее и Осло на набережной даже оперные театры стоят. А наша киевская набережная мертвая, там ничего не происходит. Активисты вообще говорят, что там надо сделать заказник. В центре города!

Строить там запрещают законы, принятые еще в 1950-х. Конечно, их надо менять и делать набережную общественным пространством. Она должна стать центром притяжения. И не только в Киеве. Днепр, Одесса, Херсон, Николаев – у Украины в этом смысле огромный потенциал.

Getty Images

Парк вместо метро. Там, где когда-то бегали поезда, Нью-Йорк разбил High Line Park Фото Getty Images

Вы говорите о полностью новых подходах к развитию городов…

И.Н.: Конечно!

Ж.К.: Городу очень нужны публичные пространства: парки, природа, памятники озеленения, объекты современного искусства. «Зеленбуд» в основном обрезает деревья, а во всем мире к садовым и парковым зонам давно подходят иначе.

И.Н.: Сегодня это не так дорого, как раньше. Общественная среда не должна быть «ничейной». Ею нужно системно заниматься, содержать и развивать.

Ж.К.: Что касается киевской набережной, там крутой берег, вода очень близко, убрать магистраль оттуда невозможно. Может быть, лучший вариант – увести Набережное шоссе под землю, а сверху сделать прогулочную зону. Но тут важен комплексный подход. Сделать красивую набережную, а в другом месте ломать ноги на плохих тротуарах – не вариант.

И.Н.: Естественно. Нужно объединять усилия для развития городов. Но как только дело доходит до государственно-частного партнерства на практике, все начинают кричать: «Коррупция!».

Ж.К.: Чтобы не кричали, должна быть прозрачная система. Должно быть видно, почему город решил передать конкретному застройщику тот или иной объект. 

Какой город мира, по-вашему, идеален для жизни и почему?

И.Н.: Все города разные, все развивались постепенно и в разных условиях. Везде свои плюсы и минусы. У американских мегаполисов простая, понятная структура: улицы, авеню. А генеральный план застройки Барселоны когда-то был полностью изменен. И что? Потрясающий город.

Лондон сделан очень грамотно, особенно учитывая количество живущих там людей.

У любого города обязательно должен быть исторический центр и возможность ходить пешком или пользоваться, как говорит Жанна, альтернативным транспортом.

Ж.К.: Отличный пример городского преобразования – надземный парк High Line в Нью-Йорке. Это прогулочная аллея, переделанная из старой ветки наземного метро. Там есть все для комфортного времяпровождения: лавочки, клумбы, много растений, скульптуры. Крутое решение!

Переделать, переосмыслить зачастую лучше, чем построить с нуля. В Киеве очень много мест, для которых такой подход может оказаться оптимальным. Посмотрите, как бы непатриотично это ни звучало, на Москву. Они просто преобразили городскую среду. Парк имени Горького выглядит потрясающе, а ведь наша ВДНХ ему ничем не уступает. У нас много потенциально крутых объектов для подобных преобразований. Пока – в плачевном состоянии. 

Игорь, как думаете, может ли у нас появиться свой парк им. Горького?

И.Н.: Думаю, это невозможно. Проблема в том, что у нас во главе угла стоит политика. Я абсолютно согласен с примерами Жанны. В России власть исходит из парадигмы, что столица – лицо государства (хотя остальная Россия выглядит, мягко говоря, иначе). А у нас политикум рассматривает киевского мэра прежде всего как конкурента.

Я всегда говорю политикам: хотите привлечь деньги в Украину, приводите в порядок столицу. Именно здесь принимаются решения об инвестициях в страну. Поэтому важно создать правильное впечатление. Когда столица выглядит круто, к стране относятся с уважением.

Грандиозные инфраструктурные проекты у нас тоже возможны. Виталий Кличко, например, мечтает сделать в Гидропарке аналог Disneyland. Но это архисложно. Куча людей выкупили в тех районах мелкие кусочки земли, и теперь с ними со всеми нужно договариваться. Также идет преобразование киевского зоопарка. Я видел процесс проектирования и уверен, что это будет лучший зоопарк в Европе.

Как карантин и кризис изменят украинские города?

И.Н.: Люди наконец поймут, что нельзя покупать квадратные метры. Выбирать и покупать нужно среду, в которой будешь жить.

Я думаю, карантин продолжится, но будет то смягчаться, то ужесточаться. Экосистема, о которой мы говорим, станет в этом случае еще важнее: маленькие магазинчики возле дома, аптеки и т. д. Все это должно быть под рукой, в пределах нулевого километра. 

Городские ценности. Жанна Кадырова и Игорь Никонов о том, как сделать наши города комфортными для жизни /Фото 1

Жанна Кадырова

А что произойдет с офисной недвижимостью?

И.Н.: Я не верю, что все вдруг осознают, что можно работать удаленно. Могли бы – давно забросили бы офисы, не дожидаясь кризиса. Создать интенсивную рабочую среду без общего пространства и чувства локтя невозможно. Офисы никуда не денутся.

Сложности если и возникнут, то краткосрочные: арендаторы будут просить скидки и отсрочки. Возможно, что-то уйдет на аутсорс или удаленку, какие-то процессы оцифруются. Если так, то команды уменьшатся и компании просто начнут снимать офисы поменьше.

Я думаю, в этот кризис не «ляжет» ни один украинский банк. И это очень хорошая новость. Стабильность банковской системы – важнейший фактор для выживания украинской экономики. Конечно, кто-то потеряет работу, кому-то придется тратить накопления. Но мы все это переживем.

Ж.К.: Одно из возможных последствий карантина, волнующее меня, – ограничение мобильности. Безвизовый режим, к которому мы успели привыкнуть, после карантина, вероятно, будет выглядеть иначе – для путешествий потребуются дополнительные документы. Большая часть украинских граждан, часто путешествовавших по делам или трудившихся за границей, могут потерять работу, и в ее поисках они поедут в крупные города, где рабочих мест больше.

С другой стороны, карантин стал вынужденной паузой для всех, и это очень хорошо. Жизнь настолько убыстрилась, что люди просто перестали с этим справляться. На такой скорости сложно даже просто соображать. Но если замедлиться, выяснится, что часть встреч легко проводить по скайпу, работать можно удаленно, а другим областям жизни, наоборот, стоит уделить больше времени.

Нас ждут большие перемены.

И.Н.: Все трудности мы переживем. Строительные и инфраструктурные проекты всегда ложились в основу стратегий выхода из кризиса – для украинской сферы строительства этот период может стать новой возможностью. 

Опубликовано в первом номере журнала Forbes (июнь 2020)

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине