Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В конце курса о стратегии я даю студентам неожиданное задание: назовите мне важнейших моральных лидеров ХХ века. Не политических, не экономических, не культурных, а моральных.
Сложное задание. Легче перечислить злодеев. В аудитории наступает короткая пауза, и тогда начинается: каждый раз вспоминают Ганди и Манделу. А дальше уже труднее.
«Слышал ли кто-нибудь о митрополите Андрее Шептицком?» — спрашиваю я. Кто-то слышал, однако большинство — нет. «А кто может мне объяснить, кем был Шептицкий?» Никто не поднимает руку. Честные студенты.
Митрополит Андрей Шептицкий малоизвестен на мировой арене. Он был человеком глубокой веры, подлинной любви к ближнему, с нравственным компасом и этическим началом. Он мыслил независимо и против течения.
В то время, когда он жил (1865–1944), существовало два доминантных течения: социализм и «закон джунглей». Первое порождено вторым. Шептицкий отверг оба пути. Он считал, что социализм только ухудшит положение бедных людей, а капитализм без этической основы может нанести больше вреда, чем принести добра.
Митрополит Андрей глубоко понимал человеческую природу, важность частной собственности и человеческого стремления к лучшему. Он изобрел отличный подход, назовем его этический капитализм. Этот подход построен на шести началах, каждое из которых было производной моральных основ, формировавших его мышление.
Вот они:
- Не продавай товар с дефектами. Это неправильно. Ты бы не хотел, чтобы другие поступили так с тобой.
- Честная цена. Когда появляются обстоятельства, дающие возможность взвинтить цены, не делай этого.
- Честная плата. Плата — это награда за честный труд, а также основание для развития семьи. Действуй согласно этому пониманию.
- Образование, обучение — это основа экономического развития. Мы все должны в это инвестировать.
- Кооперативы. У нас очень много малых, разбросанных экономических игроков без нужных ресурсов и сноровки. Сотрудничество, кооперация повышают уровень умений участников и превращают распыленность в экономическую мощь.
- Будь собственником. Ваш долг перед работодателем — трудиться как можно лучше. Но в то же время стремитесь к тому, чтобы стать собственником — земли, орудия, дома, предприятия.
Чем больше вы работаете с этими принципами, тем больше познаете, что это необыкновенный и чрезвычайно эффективный код.
Последний пункт — станьте собственником — неожиданно, даже удивительно, насколько уместен в нашем мире 2020 года. В Америке, например, существует большая невидимая черта. Над ней живут семьи, которые являются владельцами домов, земельных участков, бондов, акций и целых предприятий. Под этой чертой живут семьи, не имеющие в собственности ничего.
Для первой группы — ветер в парусах, для второй — ветер бьет в лицо. Расстояние между этими группами ежегодно растет, и эта динамика выводит систему из равновесия и расшатывает ее все больше.
Шептицкий был митрополитом в Галичине с 1901-го по 1944 год. Возглавив Украинскую греко-католическую церковь, он сразу начал работу, внедрял изменения. Митрополит все время говорил о важности принципов этического подхода к экономике и действовал. Он поддерживал кооперативное движение и сыграл ведущую роль в нем.
До 1914 года в Галиче развилось более 500 финансовых кооперативов, многие из них были под руководством священников архиепархии, которую возглавлял Шептицкий. В 1939 году было уже около 4000 кооперативов — в торговле, производстве и финансах (источник: Мирослав Маринович «Митрополит Андрей Шептицкий и принцип «позитивной суммы», с. 90).
Чтобы поддержать и усилить процесс широкого экономического развития, Шептицкий инициировал основание микробиблиотек, читален в каждом селе. Он заботился о распространении знаний и лучших методов труда в полеводстве, ремесле и производстве. Это проникало глубоко в канву целого общества.
Ваш долг перед работодателем — трудиться как можно лучше. Но в то же время стремитесь стать собственником
Несмотря на особо трудные обстоятельства (политические и экономические), это движение хозяйственного развития снизу вверх улучшило жизни миллионов людей, повысило умение и мастерство, выпестовало чувства достоинства и самоуважения.
Если ближе присмотреться к этому процессу, нельзя обойти основной вопрос: если бы все те, кто хотел помочь бедным, пошли путем этического капитализма, а не социализма, как бы выглядел наш мир?
Чему может нас научить этот беспрецедентный мастер действия Андрей Шептицкий?
- Развитие снизу вверх можно постичь даже в больших масштабах.
- Этика — это не бремя, а двигатель.
- Будьте мастером мышления, а еще лучше — мастером действия.
Факт, что митрополит Шептицкий малоизвестен, изменится. Почему? Потому что нынешний мир нуждается в его примере — человека, который мыслит против течения, действует, строит хозяйство на этической основе.
Пример кир Андрея бросает нам двойной вызов. Где еще мы видели случай экономического развития снизу вверх в таком крупном масштабе? А еще важнее — где мы можем такое представить сегодня и что нужно, чтобы это осуществить?
Опубликовано во втором номере журнала Forbes (июль-август 2020)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.