Государственные банки решились продавать кредиты, которые не обслуживаются на голландских аукционах, с понижением цены. Ощадбанк планирует первые торги на начало января 2022 года, планы вынашивает и Укрэксимбанк
Крупнейший госбанк намерен продать проблемный кредит компании «Укркава», рассказала в интервью Forbes глава наблюдательного совета банка Байба Апин. В залоге по кредиту – производственная и складская недвижимость с оборудованием в Одесской области. В ноябре 2021-го Ощадбанк уже пытался продать этот долг на английском аукционе (с повышением цены) на онлайн-платформе OpenMarket со стартовой ценой 230 млн грн, однако торги не состоялись.
По аналогичному пути намерен пойти и Укрэксимбанк. Пока банк концентрировался на английских торгах. «Недавний пример: мы продали актив дороже номинала, но не смогли закрыть сделку, поскольку получили четыре иска с требованием признать торги несостоявшимися», – говорит и. о. СЕО банка Сергей Ермаков.
Госбанки получили возможность продавать безнадежные кредиты на аукционах с понижением цены в апреле 2020 года, когда правительство приняло отдельное постановление об урегулировании NPL в госбанках (№281). Ощадбанк уже использовал все остальные методы продажи активов, отмечает Апин.
С 2017 года с голландскими аукционами работает Фонд гарантирования вкладов физлиц. Большую часть банковских активов, говорит директор-распорядитель фонда Светлана Рекрут, реализовали именно в ходе таких аукционов. К примеру, в 2021-м фонд провел в Prozorro.Продажи успешные торги на 2,4 млрд грн. Половину, или 1,15 млрд грн, дали голландские аукционы.
«Мы максимально раскрываем информацию об активе, выставляем его на продажу по 100% балансовой стоимости, и рынок сам определяет, сколько готов заплатить», – поясняет Рекрут.
В 2021 году Ощадбанк снизил долю NPL с 51% до 35%, говорит Апин, в основном (19 млрд грн) – за счет списания кредитов промышленности и агробизнеса. «Но это не означает, что долги прощены, – мы продолжаем работу по их взысканию», – уверяет Апин.
2,3 млрд грн банк получил в счет погашения кредитов, продолжив реструктуризации. «Очень часто кредит лучше реструктуризировать, а не продавать», – поясняет Апин. По этой причине на торги по голландской модели не выставили, к примеру, бизнес-центр «Гулливер». Апин поясняет, что у заемщика (управляющая бизнес-центром компания «Три О») «очень крупная доля в кредитном портфеле банка», потому реструктуризация этого долга оказалась выгоднее его продажи.
Стратегия банка предполагает снижение NPL до 10%, говорит она. В 2022-ом, по словам главы набсовета, Ощадбанк намерен продать права требования по кредитам на 5,5 млрд грн.
За сколько госбанки могут продать свои безнадежные кредиты (в их портфелях среди прочего – крупные кредиты компаний, связанных с топ-чиновниками времен президента Януковича: братьями Клюевыми, Юрием Иванющенко и другими)?
Ермаков из Укрэксимбанка говорит о 80–85% дисконта к балансовой стоимости актива в случае с такими объектами, как недостроенный небоскреб Sky Towers. «Покупатели четко понимают, что покупают «билеты на войну», поэтом сразу закладывают в цену сделки будущие расходы на юристов», – рассказывает Ермаков. В портфеле Укрэксимбанка, говорит он, есть и кредиты совсем плохого качества, дисконт по которым может достигнуть 99%.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.